Стационарный или передвижной?

Автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный,...

Модераторы: masm0, Kotucheny, Лёха


Автор темы
[Yulia_eco]
Новичок
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 08:25
Откуда: Красноярск

Стационарный или передвижной?

Сообщение [Yulia_eco] » 07 апр 2010, 08:58


M!Позиции Минприроды России и Росприроднадзора (в порядке появления на форуме):

Письмо Росприроднадзора от 05.10.2015 № ОД-08-02-32/17718
Письмо Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962
Письмо Росприроднадзора от 22.08.2017 № ОД-03-01-32/18476
Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839
Письмо Росприроднадзора от 10.05.2017 № РН-03-01-27/9626
Письмо Минприроды России от 25.08.2017 № 12-50/07459-ОГ
Информация Росприроднадзора по нормированию выбросов
Письмо Росприроднадзора от 24.10.2018 № ВС-03-01-32/22799

Может это конечно и глупо, но я не понимаю, почему в ПДВ мы считаем и стационарные и передвижные источники выбросов, а в расчетах платы - для стационарных - ПДВ/4 (где и те и те источники) и еще отдельно платим за передвижные источники по количеству израсаходованного топлива?!?! Пожалуйста объясните..


Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 4039
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 6
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 739 раз
Поблагодарили: 1398 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение Лёха » 23 окт 2015, 10:37

masm0, да, опасения вполне обоснованы и неопределённость в нормировании выбросов всё же имеет место, но если издадут подзаконный акт для выполнения требований статьи 14 пункт 2 96-ФЗ то это существенно исправит положение.
Tabhair fear chuige a bhfuil sé beo fiú, agus beidh sé in ann maireachtáil in aon staid

Аватара пользователя

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2543
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 13
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 711 раз
Поблагодарили: 1369 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение seergy » 25 окт 2015, 00:51

Согласен с Лёхой на все 100%.
В соответствии с "Положением о нормативах выбросов вредных (загр…Показать
2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - технический норматив выброса);
предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - предельно допустимый выброс).
3. Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.
4. Перечни объектов (кадастры), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов, разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
На территории РФ применяется ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств" и др. ТР, где установлены технические нормативы выбросов для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗПоказать
Статья 17. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 "О проведении …Показать
1. Проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки):
автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 года;
путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.
2. Установить, что:
а) проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
Организация работ по проведению проверок этих видов техники осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
б) проверки морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, кроме спортивных судов, в том числе прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, прогулочных парусных судов независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт независимо от количества пассажиров на них, осуществляются органами классификации судов совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
в) проверки судов, кроме спортивных судов, с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, используемых в целях мореплавания, осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
г) проверки спортивных судов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
д) проверки маневровых, магистральных тепловозов и путевой техники организуются и проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с установленной этими службами периодичностью;
е) проверки воздушных судов гражданской авиации организуются и проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с установленной этими службами периодичностью;
ж) проверки транспортных и иных передвижных средств Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Вадим Зыков писал(а): Постановление Верховного Суда РФ от 20 сентября 2007 г. N 15-Ад07-4
Ещё из судебной практики.Показать
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух необходимо при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
Исходя из положений данной нормы, а также части 2 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ при эксплуатации транспортных средств обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и соблюдению установленных технических нормативов выбросов лежат на лицах их эксплуатирующих (собственниках, арендаторах и т.д.).
Такая правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2007 N 15-Ад07-4.
Вложения
ТР О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.doc
(4.16 МБ) 1189 скачиваний
Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2007 N 15-Ад07-4.rtf
(109.57 КБ) 221 скачивание
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2015 N Ф05-8675_2015 по делу N А40-196534_14.rtf
(122.33 КБ) 674 скачивания
Если вы хотите выразить кому-либо благодарность или признательность, нажмите кнопку спасибо
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» © Платон

Аватара пользователя

1234
Эколог
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 18 авг 2005, 09:49
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 24 раза

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение 1234 » 29 окт 2015, 09:34

В чем проблема-то?

Максимально-разовые выбросы от стоянок, дорог и взлетных полос надо считать по методикам для оценки допустимости воздействия на ООС (при проектировании нового объекта, реконструкции существующего и при установлении СЗЗ).
При этом:
Если фон принимается по натурным замерам, выполненным в непосредственной близости от предприятия (чего на практике не бывает) то существующие источники, в т.ч. автотранспорт, учитывать не надо.
Если фон дан по нормативам, или расчетный (без учета источников предприятия и транспорта), или пост наблюдения далеко - то надо учитывать всё своё, а что есть рядом - в каждом случае - индивидуально смотреть ...

Экологические платежи за транспорт (только за собственный) - определять по сожженному топливу.

Я не ошибаюсь?


PhILiN

Медаль за развитие Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 588
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 15:42
Награды: 6
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 102 раза
Поблагодарили: 125 раз

Re: Стационарный или передвижной?

Сообщение PhILiN » 29 окт 2015, 09:43

То самое разъяснение, на которое ссылаются в письме Росприроднадзора.

Письмо Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962
МПР.PDF
(644.5 КБ) 612 скачиваний


Аватара пользователя

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2543
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 13
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 711 раз
Поблагодарили: 1369 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение seergy » 29 окт 2015, 16:01

PhILiN писал(а): То самое разъяснение, на которое ссылаются в письме Росприроднадзора.
МПР.PDF
Получается источниками выбросов являются транспортные средства, а не стоянки.
Для транспорта техническими регламентами устанавливаются технические нормативы выбросов. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов, а это ТО для транспортного средства и документ (талон) о ТО, выданный в ходе проверки автотранспортных средств органами МВД во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
Полагаю (субъективные мысли в слух), что документы о ТО автотранспортного средства, выданный МВД РФ, является также разрешением на выброс ЗВ в атмосферу транспортных средств, который соответствует техническим нормативам выбросов, установленными техническими регламентами.
Если ТО просрочен, то автовладельцев как физ. лиц, так и ЮЛ , ИП, возможно оштрафовать по статье 8.21 КоАП за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения
Практически для всех личных транспортных средств штраф за отсутствие или просроченный техосмотр в 2015 году отменен. Однако под исключение попали следующие категории ТС: легковые такси; автобусы; грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок людей, с числом мест для сидения более восьми; специализированные транспортные средства, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.
Если при техническом осмотре транспортных средств, выявлено превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (технических нормативов выбросов), установленных техническими регламентами, то налагается штраф по статье 8.23 КоАП и в соответствии с ч. 1 ст.17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ должен быть установлен запрет на эксплуатацию ТР до устранения превышения технических нормативов выбросов.
В Англии такая система работает: при постановке и перерегистрации автомобиля, многие боятся превысить показатели выбросов и шума, т.к. не дадут разрешение на эксплуатацию автомобиля.
Последний раз редактировалось seergy 29 окт 2015, 20:50, всего редактировалось 3 раза.
Если вы хотите выразить кому-либо благодарность или признательность, нажмите кнопку спасибо
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» © Платон

Аватара пользователя

1234
Эколог
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 18 авг 2005, 09:49
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 24 раза

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение 1234 » 29 окт 2015, 17:14

seergy писал(а): Практически для всех личных транспортных средств штраф за отсутствие или просроченный техосмотр в 2015 году отменен.
но без техосмотра вам не оформят ОСАГО.
А вот уже за отсутствие ОСАГО - штраф.

Аватара пользователя

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2543
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 13
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 711 раз
Поблагодарили: 1369 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение seergy » 29 окт 2015, 18:55

1234 писал(а):
seergy писал(а): Практически для всех личных транспортных средств штраф за отсутствие или просроченный техосмотр в 2015 году отменен.
но без техосмотра вам не оформят ОСАГО.
А вот уже за отсутствие ОСАГО - штраф.
Так и есть, ОСАГО требует обязательность наличия документов о ТО (талон техосмотра, выдача которого прекратилась в августе 2012 года или диагностическая карта) и влечёт административную ответственность по статье 12.37 КоАП.
Если вы хотите выразить кому-либо благодарность или признательность, нажмите кнопку спасибо
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» © Платон


Проектировщик_Т

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 502
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 13:07
Награды: 1
Благодарил (а): 108 раз
Поблагодарили: 67 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение Проектировщик_Т » 30 окт 2015, 01:01

Делаю проект для небольшого угольного разреза (жильё в 0,9 км). Там, сами понимаете, почти все источники передвижные (бульдозеры, самосвалы, погрузчики, экскаваторы). Позвонила в местный Росприроднадзор, чтобы узнать, что делать с этими источниками: рассеивать и нормировать, рассеивать и не нормировать или не рассеивать и не нормировать (вообще не учитывать). Единого мнения у них нет. Сказали, что будут обращаться в МПР за разъяснениями. Мне-же посоветовали сделать "как-нибудь", а "потом посмотрим". Вот сижу, думаю... Склоняюсь к тому, чтобы пока всё сделать по-старому: рассеивать и нормировать.

Аватара пользователя

АлександраNNN

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 270
Зарегистрирован: 11 авг 2010, 06:07
Награды: 3
Откуда: Красноярск
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 66 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение АлександраNNN » 30 окт 2015, 07:17

я, мб, многого не понимаю, но - Передвижной источник - транспортное средство с установленным двигателем... (по ФЗ). Например, даже из регламента ТО ((а) проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ...) мы видим, что бульдозеры, самоходные машины не являются транспортными средствами и соответственно являются стационарными источниками. Что не противоречит определению Стац. источника - .... имеющий точные географические координаты или перемещаемый передвижным источником (бульдозеры, экскаваторы и прочее на гусеничном ходу так уж точно перемещаются посредством автотранспорта, например, с площадки на площадку).

Аватара пользователя

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2543
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 13
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 711 раз
Поблагодарили: 1369 раз

Re: Стационарный-передвижной?

Сообщение seergy » 30 окт 2015, 17:54

АлександраNNN писал(а):я, мб, многого не понимаю, но - Передвижной источник - транспортное средство с установленным двигателем... (по ФЗ). Например, даже из регламента ТО ((а) проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ...) мы видим, что бульдозеры, самоходные машины не являются транспортными средствами и соответственно являются стационарными источниками. Что не противоречит определению Стац. источника - .... имеющий точные географические координаты или перемещаемый передвижным источником (бульдозеры, экскаваторы и прочее на гусеничном ходу так уж точно перемещаются посредством автотранспорта, например, с площадки на площадку).

Надо разобрать определения транспортного средства и самоходных машин тогда:

1. Под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства)..."( п.2 "Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (ред. от 24.12.2014))
Паспорт самоходной машины и других видов техники - паспорт, выдаваемый на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.
2. Транспортные средстваПоказать
А) транспортные средства- категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами

Б) 11) транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;..."

В) транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

Г) П. 1.2 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утв. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
"Механическое транспортное средство"- транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины
"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Получается, что бульдозеры, экскаваторы и прочее на гусеничном ходу - наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (транспортное средство, приводимое в движение двигателем), сами могут двигаться по стройплощадке и участкам производства работ без участия передвижного источника (транспортного средства).
А вот, например, ДЭС, битумные котлы и другие прицепные и погружаемые на передвижные платформы транспортных средств механизмы на стройплощадке стационарные источники.
Если вы хотите выразить кому-либо благодарность или признательность, нажмите кнопку спасибо
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» © Платон


Ответить

Вернуться в «Транспорт»

Форум для экологов : Отказ от ответственности