Шум от самолетов

В этом форуме Вы можете обсудить вопросы касающиеся нормативно-методической базы шумового загрязнения.

Модераторы: Лёха, masm0, Лёха, masm0


Автор темы
Kahn
Новичок
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 13 июл 2007, 14:41

Шум от самолетов

Сообщение Kahn » 17 мар 2009, 01:37

Помогите! У кого-нибудь есть данные по шумовым характеристикам самолетов?


Аватара пользователя

smold

Новичок года Медаль за развитие Орден за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2086
Зарегистрирован: 15 авг 2006, 12:24
Награды: 7
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 260 раз
Поблагодарили: 949 раз
Контактная информация:

Re: Шум от самолетов

Сообщение smold » 26 мар 2013, 13:08

Уровни шума ЯК-40. Сертификат.
Вложения
Сертификат шума ЯК-40.doc
(1.7 МБ) 494 скачивания
Пахарь, жнец и на дуде игрец, Несущий Благо, Ваш Smold.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!


Жанара
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 09:27
Благодарил (а): 18 раз

Re: Шум от самолетов

Сообщение Жанара » 15 июн 2014, 12:48

Здравствуйте, нужно посчитать шум от воздушного судна. Смотрю МСН 2.04-03-2005 ЗАЩИТА ОТ ШУМА. Пробую рассчитать по пункту 7.7. так как остальные не подходят вроде.

Там есть такие параметры и вопросы:
1) Ф- фактор направленности источника шума (для источников с равномерным ) излучением равен. Самолет источник равномерного излучения? Если нет то чему равен Ф?
2) - пространственный угол излучения источника, рад (принимают по таблице 3).
По таблице принимаю как 4р-это правильно?
3) - затухание звука в атмосфере, дБ/км, принимаемое по таблице 5. Это нужно выбирать по частотам полос. Какая частота шума самолетов? Это вообще нигде не указано.
4) октавный уровень звуковой мощности, дБ; Это думаю могу взять в сертификате на шум.
5)r -расстояние от акустического центра источника шума до расчетной точки, м. Как это определить, ведь самолет летит и в 1 км от точки взлета я должна знать высоту полета, а как это узнать? Это вообще где нибудь есть?

Думаю много кто с этим сталкивался, тем более что опытные экологи наверное уже не раз рассчитали шум. А на моей практике это впервые. Прошу помощи, коллеги, откликнитесь!


knifelover
Новичок
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 21 ноя 2009, 14:22
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шум от самолетов

Сообщение knifelover » 26 июн 2014, 16:55

Здравствуйте.
Ох, и неблагодарное это дело: считать авиационный шум по строительным документам. Но раз уж вы взялись.....
Кстати, впервые вижу необходимость расчета от одиночного самолета, обычно задача состоит в расчете от, по сути, транспортного потока.
1) Ф- фактор направленности источника шума (для источников с равномерным ) излучением равен. Самолет источник равномерного излучения? Если нет то чему равен Ф?
Самолет не является источником равномерного излучения, но если речь идет о летящем самолете и о конкретной расчетной точке, а не о целом жилом квартале, то направленностью звука авиационных двигателей вполне можно пренебречь, благодаря расстоянию до летящего самолета. Ф в этом случае будет равно 1.
2) - пространственный угол излучения источника, рад (принимают по таблице 3).
По таблице принимаю как 4р-это правильно?
Верно
3) - затухание звука в атмосфере, дБ/км, принимаемое по таблице 5. Это нужно выбирать по частотам полос. Какая частота шума самолетов? Это вообще нигде не указано.
Авиационный шум вполне представлен в широком диапазоне частот. Тут скорее дело в исходных данных. Шум самолетов представлен как правило одночисловой характеристикой, вроде эквивалентного уровня звука. и раскладывать его в спектр для определения затухания на местности не стоит. Можно, например, воспользоваться затуханием на 1000Гц - золотая середина. Это если формально. Фактически, есть сомнения насчет использования этих величин. Самый подробный документ о затухании на местности, ГОСТ 31295.1, например, впрямую пишет "значения не применимы для расчета авиационного шума".
4) октавный уровень звуковой мощности, дБ; Это думаю могу взять в сертификате на шум.
Не думаю. Как вы можете видеть из предыдущего поста, сертификация самолетов по шуму, описанная в европейских документах и в наших АП-36, предполагает получение энергетических данных, т.н. EPNL дБ. И это со всем не дБА. Простой формулы перевода найти не удалось, но когда-то считали, вышло со всеми поправками 13 дБ разницы между величинами. Октавные уровни вам в любом случае не нужны, считайте в дБА, если найдете данные.
Есть пара протоколов замеров шума самолетов при рулении и пролетах на небольшой высоте на расстояниях 100-500 м со спектрами, думаю, смогу поделиться.
5)r -расстояние от акустического центра источника шума до расчетной точки, м. Как это определить, ведь самолет летит и в 1 км от точки взлета я должна знать высоту полета, а как это узнать? Это вообще где-нибудь есть?
Высоту траектории взлета, как и скорость набора высоты, определяет КВС непосредственно перед взлетом, исходя из массы судна с пассажирами или грузом, возможностей двигателей и т.д. Так что фиксированного значения нет. А вод с посадкой попроще: с любого эшелона (высоты полета) любое воздушное судно (если нет соответствующих примечаний в полетных картах аэродрома) снижается по траектории под углом 3 градуса к горизонтали. Естесственно, финальный участок снижения по прямой совпадающей с осью полосы.
Зная угол и минимальное (в проекции) расстояние от маршрута до РТ можно определить и высоту пролета. Вобщем-то угол взлета в любом случае больше, так что в какой-то мере, посадка - это худшая ситуация. Правда режимы работы двигателей потише.

Чем мог.
Удачи вам.


Жанара
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 09:27
Благодарил (а): 18 раз

Re: Шум от самолетов

Сообщение Жанара » 10 июл 2014, 14:45

knifelover, спасибо Вам огромное. Я уже думала никто не ответит. Я за это время поумнела и теперь шум собираюсь считать по ГОСТ 22283-88 Шум авиационный.
Вы писали "...EPNL дБ. И это со всем не дБА..." Вот над этим я сейчас ломаю голову. Мне дали сертификат по шуму 1го самолета. Там данные как раз в EPNL дБ, а по ГОСТУ надо чтобы был максимальный уровень шума Lamax, чтобы вычислить Эквивалентный уровень звука LAэкв. Так теперь как я могу использовать данные сертификата? Это и есть максимальный уровень шума, только в другой единице выраженный? То есть я понимаю, что максимальный шум это максимальный шум, я имею в виду могу ли я данные сертификата принять за максимальный шум?
2)И Вы писали? что можете поделиться расчетами по переводу, не могли бы Вы скинуть их на itogo_kz@mail.ru. Когда Вы пишете дбА Вы имеете в виду дБ(А)?
3) Вы получается расчет СЗЗ для аэропортов уже проводили? Какая СЗЗ у Вас получилась? Дело в том, что на расстоянии 700м. уже построены жилые постройки. Теперь я не знаю как быть. Не думаю, что шум и рассеивание там пройдет. В СанПине для аэропортов конкретной СЗЗ нету, тока расчетная. Или делать так как получится с жилой зоной внутри? А расселять или нет уже проблема аэропорта?
4) Так же в интернете нашла банк данных по шуму от разных самолетов. (Но там данные не совпадают с сертификатом), там есть Lamax, EPNL, SEL, PNLTM но они в дб или в дБА не знаю. Думаю SEL и Lamax в дБА- правильно ли я рассуждаю?


Аватара пользователя

oocn5

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 499
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 12:21
Награды: 3
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 80 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Шум от самолетов

Сообщение oocn5 » 11 июл 2014, 09:01

Скажите а вы собираетесь считать шум от ВС или все таки строить СЗЗ аэропорта?
Если шум от ВС, то удачи Вам в начинаниях. Это действиетльно очень сложно.
Если Вам нужно построить СЗЗ, то прошу, не изобретайте велосипед. Есть одно единственное письмо Главного Санврача РФ от 09.06.2008 № 01/6084-8-32 "О санитарно-защитных зонах для аэропортов". Санврач - тот кто выдает заключения на СЗЗ и не надо мне тут писать что письмо не НПА, смысл спорить с санврачем к которому вы идете за подписью???
Дак вот, почитайте это письмо, там черным по белому написано: "при расчете сзз следует руководствоваться:
1. ГОСТ 22283-88. Стандарт устанавливает максимальные уровни авиационного шума." ( от себя: стандарт устанавливает норматив а не говорит как считать)
"2. Рекомендации НИИСФ Строиздат 1987 год..." ( от себя: вот они как раз позволяют считать, но не устанавливают норматив)
Не надо ничего придумывать! откройте ГОСТ, найдите норматив. Откройте Рокомендации, постройте по ним контур шума, сравните с нормативом из гос и вуаля! это дело 5 дней. Да зоны огромные, до 25 км по трассе, но на то они и расчетные, чтобы на них установть места для дальнейшего замера.
А да и самое главное, скоро выйдет новый санпин ну или отдельны санпин по аэропортам, и в таких условиях вам просто могут не согласовать СЗЗ...


Жанара
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 09:27
Благодарил (а): 18 раз

Re: Шум от самолетов

Сообщение Жанара » 11 июл 2014, 11:41

oocn5, Вы пишете "Откройте Рокомендации, постройте по ним контур шума, сравните с нормативом из гос и вуаля! это дело 5 дней. Да зоны огромные, до 25 км по трассе, но на то они и расчетные, чтобы на них установть места для дальнейшего замера."
Так ведь для того чтобы построить ту самую зону в 25км. нужно знать уровни шума, которые нужно либо замерить, либо принять по имеющимся данным в сертификатах по шуму или базе данных ANP. Вот это я и хочу сделать, по этим данным рассчитать Lэкв.

Вот только бы понять что из Lamax, EPNL, SEL, PNLTM можно принять за Lмах, о котором говорится в документах п.1 и п 2.Вашего сообщения. То есть если принять Lamax из базы данных, будет ли он тот же самый Lamax в дБА, или в базе даюся данные в дБ.

- В сертификате по шуму на самолет данные в EPNL дБ. Как это перевести на Lamax или Lэкв по нашим документам. Ведь если в международном стандарте приняли EPNL дБ, а в наших говорится о Lamax или Lэкв, есть какой то перевод или что то чего я понять не могу.

Конечно, можно провести замеры по ним построить контур и написать, чтобы такие замеры проводились и дальше и точка. Но зачем тогда вообще нужны сертификаты по шуму, если по ним нельзя провести расчет. И потом замеры надо проводить на протяжении года, а там сзз нужна вчера, так как дома начали строить а запретить не могут, какой то документ нужен.

Аватара пользователя

oocn5

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 499
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 12:21
Награды: 3
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 80 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Шум от самолетов

Сообщение oocn5 » 11 июл 2014, 13:28

Жанара писал(а): Так ведь для того чтобы построить ту самую зону в 25км. нужно знать уровни шума, которые нужно либо замерить, либо принять по имеющимся данным в сертификатах по шуму или базе данных ANP. Вот это я и хочу сделать, по этим данным рассчитать Lэкв.
Кто вам это сказал? Откройте РЕКОМЕНДАЦИИ! Да, там ВС все из страны советом, но Вы имеете полное право отнести тот или иной тип ВС импортного производства к одной из 5-ти групп указанных в рекомендациях.


Жанара
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 09:27
Благодарил (а): 18 раз

Re: Шум от самолетов

Сообщение Жанара » 11 июл 2014, 20:07

Да нет там же в примечании написано, что принадлежность не указанных в таблице ВС нужно согласовывать с Министерством. и еще в п.2 про зарубежные самолеты написано. Да и потом просто так взять и отнести к одной из групп тоже не могу я, как отнести там никаких общих характеристик. Получается к любой группе чтоли относить? Например Боинг 757-300 к какой группе по каким критериям относить?
Даже если отнесла к 5 группе данный самолет, что мне это дает? Мне все равно нужно знать уровень максимального шума создаваемого ВС на разных расстояниях. Это нужно или замерить или взять откуда то, то есть из сертификатов и базы данных по шуму. Мои вопросы так и остаются.
Вы строили сзз, где учитывали шум?

Неужели никто не учитывал шум при построении сзз аэропортов? Мне очень нужна Ваша помощь, коллеги. [!help]

Аватара пользователя

oocn5

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 499
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 12:21
Награды: 3
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 80 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Шум от самолетов

Сообщение oocn5 » 14 июл 2014, 08:12

Ну я бы не советовал если бы не строил и не получал сан-эпид заключения на расчетные СЗЗ аэропортов. Решать конечно Вам, но данные сертификатов это всего лишь замеряный шум в точке в 3-х режимах, а вам надо построить контур. Зачем что-то изобретать, если есть готовое решение? Да в рекомендациях написано обращаться в минтранс за характеристиками того чего нет в таблице, но на моей памяти ни разу никто не спрашивал почему 757 относиться к 3-й группе а 747 ко 2-й.


Жанара
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 09:27
Благодарил (а): 18 раз

Re: Шум от самолетов

Сообщение Жанара » 14 июл 2014, 13:12

но как быть? Жилые постройки рядом с аэропортом расположены на расстоянии 2км. по оси ВПП. и сбоку на расст. 700м. Если по рекомендациям принять, то по оси нормативный уровень шума по ГОСТ 22283-88 в ночное время 75 дБА достигается на расстоянии 28 км. по рис 1. Это же почти весь город входит с санитарный разрыв. Как быть?????


Ответить

Вернуться в «Акустика»

Форум для экологов : Отказ от ответственности