Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2025 № 2116
Добавлено: 26 дек 2025, 08:16
Только с экологичным протектором: для канцерогенных шин Минприроды России предлагает увеличить ставку экосбора
Минприроды России подготовило проект постановления правительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2025 № 2116), который вносит изменения в правила маркировки шин средствами идентификации и в методику расчёта экологического сбора для производителей товаров и упаковки. Поправки важны для защиты здоровья людей и окружающей среды от канцерогенов и токсичных веществ, которые выделяются при эксплуатации некачественных шин.
Документ предлагает при регистрации товара в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ) вносить номер и дату сертификата соответствия ГОСТ Р 51893-2024 "Шины пневматические. Общие технические требования безопасности".
Этот национальный стандарт утверждён в 2024 году и устанавливает показатели канцерогенной безопасности шин для здоровья человека и вреда окружающей среде. При разработке ГОСТа проводились испытания различных видов шин. В итоге определены объёмы попадания в атмосферу полициклических ароматических углеродов, которые являются канцерогенами и токсичными веществами. Ряд изделий при истирании протектора превышает предельно допустимые нормы, и поэтому опасны для здоровья людей и экологии.
Одновременно проект постановления Правительства России вносит изменения в методику расчёта экологического сбора для производителей товаров и упаковки. Вводится критерий, учитывающий канцерогенную безопасность материалов. Если шины или покрышки соответствуют ГОСТу 51893-2024, то он равняется нулю. При несоответствии национальному стандарту – 17. Таким образом, для безопасных шин ставка экологического сбора не изменится, а для опасных здоровью человека и природы она увеличится в 18 раз.
Ключевая задача изменений – сформировать в России экономический стимул для использования безопасных технологий и материалов при производстве шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и квадрациклов. Это особенно важно российских городов-миллионников, дороги которых ежедневно загружены автотранспортом.
"Для изготовления шин традиционно используются продукты нефтепереработки – масла пластификаторы. Если эта продукция некачественная, то шины и покрышки из нее действительно представляют опасность для человека и природы. При истирании таких шин от движения автомобиля выбрасывается свыше триллиона опасных канцерогенных частиц размером 2,5 микрона. При этом из-за своей лёгкости частицы не оседают на дорогу, а разносятся далеко за ее пределами и могут попадать в легкие человека, водоёмы и даже в морские акватории. Российские производители шин уже довольно давно используют отечественные канцерогенно-безопасные масла. 90% российской продукции доказали свою безопасность для человека и окружающей среды при тестировании, а вот порядка импортной 40% продукции не справилось с задачей. Сертификация шинной продукции позволит не просто не допустить некачественную резину на рынок, а защитит здоровье людей", - прокомментировал заведующий лабораторией лесохимии НИИ Химии Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского Александр Щепалов.
Источник
Минприроды России подготовило проект постановления правительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2025 № 2116), который вносит изменения в правила маркировки шин средствами идентификации и в методику расчёта экологического сбора для производителей товаров и упаковки. Поправки важны для защиты здоровья людей и окружающей среды от канцерогенов и токсичных веществ, которые выделяются при эксплуатации некачественных шин.
Документ предлагает при регистрации товара в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ) вносить номер и дату сертификата соответствия ГОСТ Р 51893-2024 "Шины пневматические. Общие технические требования безопасности".
Этот национальный стандарт утверждён в 2024 году и устанавливает показатели канцерогенной безопасности шин для здоровья человека и вреда окружающей среде. При разработке ГОСТа проводились испытания различных видов шин. В итоге определены объёмы попадания в атмосферу полициклических ароматических углеродов, которые являются канцерогенами и токсичными веществами. Ряд изделий при истирании протектора превышает предельно допустимые нормы, и поэтому опасны для здоровья людей и экологии.
Одновременно проект постановления Правительства России вносит изменения в методику расчёта экологического сбора для производителей товаров и упаковки. Вводится критерий, учитывающий канцерогенную безопасность материалов. Если шины или покрышки соответствуют ГОСТу 51893-2024, то он равняется нулю. При несоответствии национальному стандарту – 17. Таким образом, для безопасных шин ставка экологического сбора не изменится, а для опасных здоровью человека и природы она увеличится в 18 раз.
Ключевая задача изменений – сформировать в России экономический стимул для использования безопасных технологий и материалов при производстве шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и квадрациклов. Это особенно важно российских городов-миллионников, дороги которых ежедневно загружены автотранспортом.
"Для изготовления шин традиционно используются продукты нефтепереработки – масла пластификаторы. Если эта продукция некачественная, то шины и покрышки из нее действительно представляют опасность для человека и природы. При истирании таких шин от движения автомобиля выбрасывается свыше триллиона опасных канцерогенных частиц размером 2,5 микрона. При этом из-за своей лёгкости частицы не оседают на дорогу, а разносятся далеко за ее пределами и могут попадать в легкие человека, водоёмы и даже в морские акватории. Российские производители шин уже довольно давно используют отечественные канцерогенно-безопасные масла. 90% российской продукции доказали свою безопасность для человека и окружающей среды при тестировании, а вот порядка импортной 40% продукции не справилось с задачей. Сертификация шинной продукции позволит не просто не допустить некачественную резину на рынок, а защитит здоровье людей", - прокомментировал заведующий лабораторией лесохимии НИИ Химии Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского Александр Щепалов.
Источник