Я заказчикам разъясняю, что
правомерно выдали отказ в разрешении на строительство на основании отсутствия
решения о ЗОУИТ в виде СЗЗ.
И слышу самоуверенное: "нам нужно в мае сваи бить уже, за недельки 2 всё сделаете, свозите в Роспотребнадзор и готово. У нас связи, мы поможем ускорить и решить."
Разъясняю им следующее.
1. Экспертиза ПД по
ГрК РФ обязательна в любом случае, если необходимо установление СЗЗ от границ ЗУ (промплощадки или контура объекта). Это требование в
ГрК РФ с 01.01.2005 г., которое в РФ не соблюдают часто. Поэтому можно глаза закрыть. Лично с 2010 года разъяснял знакомым чиновникам, уполномоченным выдавать разрешение на строительство, что такое СЗЗ, как она устанавливается и какие последствия. Только в 2019 году стали требовать заключение экспертизы на ПД по фактору необходимости установления СЗЗ за границей ЗУ ОКС.
А в
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для 90% объектов СЗЗ устанавливается от ЗУ (промплощадки или контура объекта).
2. Минстрой России, например, считает, что проект СЗЗ и СЭЗ о соответствии санитарным нормам - это ИРД для подготовки ПД. Нет Проекта СЗЗ и СЭЗ - необходимо выдать отрицательное заключение. Спорно, есть трудности и можно сроки на год затянуть при корректировке ПД по замечаниям экспертизы. Хотя с другой стороны Роспотребнадзор своим СЭЗ на проект СЗЗ подтвердит, что при установлении СЗЗ будут или не будут проблемы со сносом соседних жилых ОКС, ограничением осуществления деятельности в перспективе, переселением населения, включая компенсацию и упущенную выгоду за счёт будущего собственника и/или иного правообладателя ОКС, для объекта которого СЗЗ установят.
Может возникнуть проблемная ситуация аналогичная с ГЭЭ ПД и госэкспертизой ПД, которая была до 01.01.2019 г.
Сейчас решили проблему вроде: при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится го ГЭЭ, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
3. Срок разработки проекта СЗЗ с учётом всех требований приказа Роспотребнадзора № 299 от 1-3 месяцев и более. Конечно это не действующий, де-юре, НПА по критерию отсутствия регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию, но тем не менее на сайтах территориальных органов Роспотребнадзора для оказания госуслуг по выдачи СЭЗ на ПД и решений об установлении СЗЗ указаны требования к содержанию проекта СЗЗ из этого приказа и проекта НПА (нового
СанПиН (п. 3.5) ), а в РФ нет НПА регламентирующих исчерпывающее содержание проекта СЗЗ, только
рекомендации по разработке проектов СЗЗ 1998 г., которые устарели уже.
4. Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней (п. 6 "Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утв.
приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 16.11.2018).
При этом в случае получения экспертного заключения ОИ о несоответствии проекта СЗЗ санитарным правилам проводится повторная СЭ экспертиза в те же сроки после корректировки проекта СЗЗ.
На 3 месяца может затянуться.
5. По срокам выдачи СЭЗ на проект СЗЗ после СЭ экспертизы тоже интересно. Есть два НПА, регламентирующих сроки госуслуги:
- выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней (
п. 5.2 "Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", утв. приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224);
- рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения ( п. 16 АР Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утв.
приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (ред. от 22.07.2016)
На основании п. 62 АР Роспотребнадзора в случае установления несоответствия факторов проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарным правилам) уполномоченный специалист-эксперт указывает на необходимость подготовки санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии) с указанием причины несоответствия.
А это чревато корректировкой проекта СЗЗ (до месяца), повторной СЭ экспертизой (до 30 кал. дней) и подачей нового заявления о выдаче СЭЗ на проект СЗЗ в сроки до 30 кал. дней по АР Роспотребнадзора, которым и руководствуются при выдачи СЭЗ на проект СЗЗ.
6. Уполномоченный орган Роспотребнадзора в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием (
п. 17 "Правил установления СЗЗ", утв. ПП № 222)
7. Срок выдачи разрешения на строительство от 7 рабочих до 30 календарных дней на основании
ст. 51 ГрК РФ
Если посчитать сроки с учётом всех прелестей СЭ экспертизы в ОИ и рассмотрения Роспотребнадзором проекта СЗЗ при оказании госуслуг по выдачи СЭЗ на проект СЗЗ, решения об установлении СЗЗ, то "сваи бить" можно будет начать через год, а то и позже.