Так он и не трогает..))) состав проектной документации определён постановлением №87 и никак не СанПиН..)))) Ещё раз повторю: санитарно-гигиеническая экспертиза это деятельность организаций подведомственных Минздравсоцразвития, поэтому, выполняя установленный порядок нам приходится на проектируемые границы СЗЗ проектируемого объекта разрабатывать проект и пропускать его через РПН для того чтобы приложить СЭЗ в проектную документацию.. И всё это из-за того что эксперты аккредитованные минрегионом не имеют права производить санитарно-эпидемиологические оценки, так как аккредитацию на данный вид оценок выдаёт только Минздравсоцразвития. Организации подведомственные минрегионразвития не имеют права производить данный вид оценок.
Слава..)) Будь добр, приводи ссылки на НПА которые опровергают мои утверждения..)))
А то у меня такое чувство будто ты облажался и споришь исключительно ради спора..)))
1. Положения комментируемой статьи устанавливают правовые основы проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, определяя цели таких исследований, субъектов, уполномоченных на их организацию и непосредственное проведение. При этом законодатель не раскрывает сущности регламентируемых мероприятий.
Ввиду этого представляется возможным обратиться к положениям подзаконных нормативных актов, конкретизирующих нормы комментируемой статьи.
Так, согласно п. 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, под санитарно-эпидемиологической экспертизой понимается деятельность Роспотребнадзора, его территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст. ст. 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 комментируемого Закона, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Санитарно-эпидемиологическое обследование представляет собой деятельность вышеперечисленных органов и учреждений по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест.
Санитарно-эпидемиологическое исследование заключается в определении свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также в установлении причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
Санитарно-эпидемиологическое испытание представляет собой установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Санитарно-эпидемиологическая оценка, в том числе токсикологическая, гигиеническая, предполагает действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.
2. Нормы п. 1 комментируемой статьи очерчивают круг субъектов, уполномоченных на проведение вышеперечисленных исследований, способы их проведения, а также цели проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Согласно названному Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, организационно-технических мероприятий, связанных с санитарно-эпидемиологической экспертизой, поручено ФГУЗ "Информационно-методический центр "Экспертиза" Роспотребнадзора" (п. 2.1.1). Такие перечисленные в комментируемой статье исследования, как санитарно-эпидемиологические обследования и оценки, проводятся структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности, центрами гигиены и эпидемиологии, а также другими организациями, аккредитованными в установленном порядке. Санитарно-эпидемиологические исследования и испытания осуществляются центрами гигиены и эпидемиологии, а также другими организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Приказом Роспотребнадзора от 01.08.2005 N 656 об организации работ по аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, организация работ по аккредитации организаций, осуществляющих перечисленные виды исследований, возложена на Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека.
На ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" возложено проведение экспертных работ по аккредитации организаций, осуществляющих проведение таких исследований. Приказом Роспотребнадзора от 12.11.2007 N 319 "О перечне организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы" на управление организации службы государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора возложена обязанность привлекать к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенических, токсикологических и иных видов оценок организации, указанные в приложении к этому Приказу. Согласно приложению, проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенических, токсикологических и иных видов оценок могут проводить ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" Роспотребнадзора, ГУ НИИ медицины труда РАМН (по согласованию), ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (по согласованию), Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию), Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (по согласованию), НИИ физико-химической медицины Росздрава (по согласованию), Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава (по согласованию), ФГУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора, ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора, ФГУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" Роспотребнадзора, ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" Роспотребнадзора, ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора.
3. Поскольку проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок может быть связано с установлением и предотвращением вредного воздействия факторов среды обитания на человека, а также установлением причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то основаниями для их проведения могут быть предписания об этом главных государственных санитарных врачей или их заместителей, а также определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с КоАП РФ. В этих случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы.
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок может быть обусловлено и необходимостью установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарно-эпидемиологическим требованиям к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их производства, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, к организации питания населения, к водным объектам, к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях, к почвам и т.д. и т.п. В этих случаях основаниями для их проведения могут быть заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.
Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.
При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок эксперты должны руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений. При этом метод исследований (испытаний) и измерений предполагает использование правил применения определенных принципов и средств исследований (испытаний) и измерений, а методика исследований (испытаний) и измерений представляет собой организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, в зависимости от вида проводимых исследований, оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний) (п. п. 7, 8 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок).
4. Результатом проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, как установлено п. 2 комментируемой статьи, является санитарно-эпидемиологическое заключение.
Как было отмечено, выдача санитарно-эпидемиологических заключений по результатам проведенных исследований осуществляется главными государственными санитарными врачами, в соответствии с их компетенцией. Исключительно руководителем Роспотребнадзора - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителями осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на травяные чаи, сырье для производства продуктов детского питания, включая лекарственное растительное сырье, пищевые волокна; энергетические напитки (безалкогольные, слабоалкогольные), растительные экстракты для использования в пищевой промышленности; учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Минобразования РФ; реагенты, используемые для подготовки питьевой воды; бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды; материалы для изготовления вентиляционных систем, ионизаторы; медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование; продукция, содержащая источники ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, предназначенная для серийного производства или при использовании новых технологий; материалы и изделия с эффективной удельной активностью природных радионуклидов выше 740 Бк/кг; новые материалы, используемые в практике питьевого водоснабжения; пестициды и агрохимикаты.
Руководителями территориальных органов Роспотребнадзора - главными государственными санитарными врачами по субъектам РФ и их заместителями осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на пищевые продукты, товары для детей, материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжении и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах, парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта, химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви; продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами); издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков и другие в соответствии с перечнем, закрепленным в п. 2 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации по железнодорожному транспорту и его заместители выдают санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), осуществляемые исключительно на объектах железнодорожного транспорта, проектную документацию, перечисленную продукцию.
Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, поступающую для таможенного оформления в субъект РФ, выдаются главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах РФ осуществляют Главный государственный санитарный врач и его заместители и главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители.
Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях осуществляют главные государственные санитарные врачи (заместители главных государственных санитарных врачей) структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях. Действие санитарно-эпидемиологических заключений, выданных главными государственными санитарными врачами, их заместителями объектов структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, распространяется исключительно на поднадзорные им территории и объекты.
Федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии - по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора осуществляют проведение организационно-технических мероприятий, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачей санитарно-эпидемиологических заключений (п. п. 3 - 5, 7, 8 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений).
5. Положения п. 3 комментируемой статьи возлагают на Роспотребнадзор обязанность по разработке нормативно-правовых актов, определяющих порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Во исполнение данных требований Роспотребнадзором и был принят вышеназванный Приказ от 19.07.2007 N 224, которым был утвержден Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1), Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2), а также Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3). Указанным нормативным актом был признан утратившим силу ранее регулировавший эти вопросы Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации".
Особенности проведения отдельных видов санитарно-эпидемиологических экспертиз также определяются нормативно-правовыми актами Роспотребнадзора. Так, к примеру, Приказом Роспотребнадзора от 01.08.2006 N 225 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов" утверждены Порядок организации санитарно-эпидемиологической экспертизы пестицидов на территории Российской Федерации, Порядок организации санитарно-эпидемиологической экспертизы агрохимикатов на территории Российской Федерации, Порядок организации санитарно-эпидемиологической экспертизы ветеринарных препаратов на территории Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.08.2003 N 146 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок" определены условия проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы биологически активных добавок. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.07.2005 утверждено также Руководство Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
6. Нормы п. 4 комментируемой статьи, устанавливая ответственность организаций, аккредитованных в установленном порядке, и экспертов, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, за их качество и объективность, также носят бланкетный характер, поскольку конкретные меры ответственности определены в иных нормативных актах.
В частности, ст. 19.26 КоАП РФ установлено, что заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Таким образом, если эксперт проводил санитарно-эпидемиологические исследования на основании предписаний об этом главных государственных санитарных врачей или их заместителей, а также определений, вынесенных должностными лицами в соответствии с КоАП РФ, т.е. в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, то он может быть привлечен к административной ответственности согласно указанной норме. Поскольку в большинстве случаев эксперты являются должностными лицами тех или иных органов и учреждений, они могут быть привлечены работодателем к дисциплинарной ответственности.
Существует и возможность привлечения виновного лица к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями", субъектами которой являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Объективная сторона данного преступления заключается в осуществлении своих полномочий (в частности, проведение санитарно-эпидемиологических исследований) вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. На практике это может выражаться и в некачественном или необъективном проведении санитарно-эпидемиологических исследований. Однако ответственность за данное деяние наступает, только если оно повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.