Не соглашусь.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, принят во исполнение
ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ФЗ № 7-ФЗ)
Исходя из положений
ст.19 ФЗ № 7-ФЗ:
-
нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется
в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды,
нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов (
ч. 1 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ).
В целях
государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы: предельно допустимые выбросы, которые устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (ч.ч. 1,3
ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха") (ФЗ № 96-ФЗ).
Исходя из действующей редакции ст.12 ФЗ № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом), при этом в данной статье не указано в отношении каких вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются данные нормативы.
А вот
изменения в ч. 2 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ вступающие с 01.01.2019 г. устанавливают, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В
"Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)", утв. приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 N 670 (ред. от 22.02.2017) указано, что при проведении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха Перечень ЗВ, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р,
применяется в полном объеме.
Если у природопользователя отсутствует
разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ( предельно допустимые выбросы и другие условия), указанных в перечне ЗВ, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, то в данном случае имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
ст. 8.21 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Полагаю,
что на данный момент требования ФЗ № 96-ФЗ дополняют требования ФЗ № 7-ФЗ и его подзаконные НПА, которые устанавливают закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды и которым целесообразно руководствоваться при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
masm0 писал(а): Интересно, авторы письма от 16 января 2017 № AC-03-01-31/502 из Росприроднадзора хоть раз в жизни видели сажу, летящую по воздуху? Я не думаю, что специалист, который написал письмо, хорошо разбирается в области коллоидной химии и (или) физической химии дисперсных систем. Мышление на уровне: "Мужской половой орган похож на телеграфный столб, значит все телеграфные столбы являются мужскими половыми органами"...Друзья из Минприроды, прежде чем писать отвратительную антинаучную ересь, посвятите своё лишнее время на изучению учебников.
Письмо не НПА, а мнение Минприроды России,что все вещества, не указанные в Перечне ЗВ, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, и относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как "взвешенные вещества".
Обычно территориальный орган Росприроднадзора руководствуется мнением Минприроды России, т.к. находится в подчинении . Поэтому трудно доказать обратное, кроме как в суде.
Что интересно.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздух (
ст. 11 ФЗ № 96-ФЗ)
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха путём не превышения гигиенических и экологические нормативов качества атмосферного воздуха.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 114 (ред. от 30.08.2016) утверждены
ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", которые являются НПА.
1. Взвешенные вещества (п. 109) - недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов. ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
2. Взвешенные частицы PM10
3. Взвешенные частицы PM2.5
А экологические нормативы качества атмосферного воздуха Минприроды России на основании
п. 1 "Порядка установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 182 (ред. от 15.02.2011) так и не установлены.
Разве, что только добровольным к применению документом по стандартизации
ГОСТ Р 56166—2014 "Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем" возможно установить экологических нормативов качества атмосферного воздуха, но это не НПА.
Поэтому при определении понятия "взвешенных в-в" возможно применять понятия примечания п. 109 ГН 2.1.6.1338-03
В ходе судебного разбирательства в арбитражным суде (требование: о признании недействительным предписания уполномоченного органа Росприроднадзора учитывать все твердые вещества, не указанные в перечне ЗВ, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, как взвешенные вещества) ссылался бы на следующие положения "Арбитражного процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ(АПК РФ).
А)
Статью 6, которая регламентирует, что законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (т.е. с учётом требований ст. 3 АПК).
Б)
Часть 5 статьи 3, которая регламентирует, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права), т.е. попробовал применительно сослаться на примечание к п. 109 ГН 2.1.6.1338-03: ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК (есть вещество в перечне ЗВ - есть норматив ПДВ и плата за выбросы, нет - законом не предусмотрено и требования не правомерны).
В) В соответствии со
статьёй 82 АПК возможно ходатайствовать о значении судебной экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а именно:
- являются ли твердые вещества, указанные в предписании уполномоченного органа Росприроднадзора, взвешенными веществами, а именно недифференцированной по составу пылью (аэрозолью), содержащаяся в воздухе населенных пунктов (определение в примечании к п. 109 ГН 2.1.6.1338-03);
- являются указанные твердые вещества аэрозолями, взвешенными частицами PM10 или взвешенные частицами PM2.5 на основании познаний в области коллоидной химии и (или) физической химии дисперсных систем.
Полагаю, что если судебные эксперты подтвердят в своём заключении, что указанные в предписании Росприроднадзора твёрдые вещества, которые отсутствуют в перечне ЗВ, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, не являются взвешенными веществами, взвешенными частицами PM10 или взвешенные частицами PM2.5, а относится к иным ЗВ, для которых ГН 2.1.6.1338-03 установлены соответствующие критерии ПДК, № CAS, лимитирующий показатель, по классам опасности (признаки индивидуальной идентичности ЗВ), то возможно отменить все предписания и штрафы.
Также, если утвердят
перечень методик по расчёту выбросов ЗВ, где будут указаны конкретный перечень вредных (загрязняющих) веществ, величины выбросов которых рассчитываются по каждой методике расчета, то также можно будет попробовать ссылаться на то, что твердые ЗВ разные по признаки индивидуальной идентичности в рамках ГН 2.1.6.1338-03.