В п. 8.20 СП 42.13330.2011 указана для железных дорог санитарно-защитная зона шириной не менее 100 м. и другие нюансы установления СЗЗ, об этом же говорит п. 2.2.3.4. ОСН 3.02.01-97, что явно противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который требует санитарный разрыв для жд путей.
Пункт 8.20 СП 42.13330.2011 включён в п. 30 "Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, т.е. обязателен к применению для обеспечения безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания) посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, включенных в данный перечень в соответствии с
ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
ОСН 3.02.01-97 добровольно-применительный, полагаю как некий стандарт для структурных предприятий и подразделений Минтранса РФ.
Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям в соответствии
ч. 5 ст. 49 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Получается, что эксперт для соблюдения требований Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, должен истребовать выполнение требований п. 8.20 СП 42.13330.2011 (в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений
ст.1 ФЗ 384-ФЗ, а для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
По этой логике для жд устанавливается санитарный разрыв 100 м. вроде СЗЗ, который можно сократить при определённых условиях до 50 м.
Я считаю, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, принятый в рамках ФЗ 52-ФЗ должен регулировать этот вопрос, а не документ в области стандартизации и технический регламент.
Несмотря на письмо Роспотребнадзора о том, что для санразрывов автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена не требуется проект СЗЗ, в п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 чётко указано, что для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. И письмо не нормативный документ а разъяснение по конкретному вопросу,которое может быть ошибочно. Это пока до верховных судов не дойдёт однозначности не будет, да и то у нас не англосаксонское право, где основным источником права является прецедент.
Коллеги, что вы думаете по этому поводу? Как эксперту поступать в этой ситуации?
8.20 Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50 % площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
[spoiler=ОСН 3.02.01-97. Отраслевые строительные нормы. Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог"
(приняты Указанием МПС России от 24.11.1997 N С-1360у)]2.2.3.4. Железнодорожные пути следует отделять от жилой застройки городов и поселков санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от красной линии до оси крайнего пути. При размещении железных дорог в выемке, глубиной не менее 4 м, или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков можно принимать равной 50 м.
Расстояния от оси крайнего пути сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом объема грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередачи и связи; не менее 50% ширины санитарно-защитной зоны должно иметь зеленые насаждения.
При расположении железнодорожных путей на насыпи, высотой более 2 м, расстояние от оси пути до сооружений, не связанных с эксплуатацией, по условиям безопасности в случае аварии должно быть не менее 50 м.[/spoiler]
1.4. Санитарные правила устанавливают требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).2.1 Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.