АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-583/2013
Резолютивная часть решения оглашена «12» марта 2013 года
Полный текст решения изготовлен «15» марта 2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Штремплер М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
к комитету по управлению имуществом г.Саратова, г.Саратов,
о расторжении муниципального контракта,
при участии представителей:
от истца – Леликов А.А. по доверенности № 330 от 21.12.2012, Курбанов Р.А. по доверенности № 93 от 15.02.2013,
от ответчика – Алакин С.О. по доверенности от 04.12.2012,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Государственного унитарного предприятия «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», г.Саратов (далее по тексту ГУП «Сартехинвентаризация», истец) к Комитету по управлению имуществом г.Саратова (далее по тексту КУИ г. Саратова, ответчик) о расторжении муниципального контракта № 0360300001012000056-0061061-01 от 26.11.2012.
Определением от 18.02.2013 настоящее дело объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом № А57-584/2013 по иску ГУП «Сартехинвентаризация» к КУИ г.Саратова о расторжении муниципального контракта № 0360300001012000055-0061061-01 от 26.11.2012, поскольку между указанными заявлениями имеется взаимная связь, при рассмотрении каждого из предъявленных требований необходимо проверить одни и те же факты и исследовать одни и те же доказательства, сторонами в делах являются одни и те же лица. Объединенному делу присвоен № А57-583/2013
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявления.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.
Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26 ноября 2012 года между КУИ г. Саратова, действующим от имени муниципального образования «Город Саратов» (Заказчиком) и ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» (Подрядчиком) был заключен муниципальный контракт № 0360300001012000055-0061061-01, согласно которому Подрядчик обязался по заданию Заказчика выполнить работы по формированию земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями, сооружениями), предполагающими использование для целей обеспечения водоснабжения и водоотведения, с постановкой на государственный кадастровый учет, в соответствии с Техническим заданием заказчика и Сводной сметой м сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязался принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
26 ноября 2012 года между КУИ г. Саратова, действующим от имени муниципального образования «Город Саратов» (Заказчиком) и ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» (Подрядчиком) также был заключен муниципальный контракт № 0360300001012000056-0061061-01 (далее - муниципальный контракт), согласно которому Подрядчик обязался по заданию Заказчика выполнить работы по подготовке землеустроительной документации зон с особыми условиями использования территорий (зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; охранные зоны объектов водоотведения) и представление подготовленной землеустроительной документации в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, в соответствии с Техническим заданием заказчика, Сводной сметой (приложение № 2) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязался принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с пунктами 2.1. указанных контрактов Подрядчик обязуется выполнить работы своими силами, материалами и средствами. Все используемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТов, техническим условиям производителя и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие нормативные документы, удостоверяющие их качество.
Из материалов дела следует, что в ходе исполнения указанных выше муниципальных контрактов истец неоднократно обращался к ответчику с письмами от 30.11.2012 г. № 1897 и от 11.12.2012 г. № 1968, в которых указывал на невозможность исполнения заключенных муниципальных контрактов без предоставления ответчиком определенных сведений и документов.
В частности, в письме от 30.11.2012 г. № 1897 истец указал на невозможность выполнения работ по обоим заключенным контрактам в отсутствие сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана территории, в связи с чем предложил ответчику заключить дополнительные соглашения о расторжении муниципальных контрактов.
В письме от 11.12.2012 г. № 1968 истец указал на невозможность выполнения работ по контракту № 0360300001012000055-0061061-01 без получения сведений из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении корпусных объектов, расположенных на земельных участках, работы по формированию которых являлись предметом указанного муниципального контракта. Кроме того, в указанном письме истец указал, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; охранные зоны объектов водоотведения, землеустроительная документация в отношении которых подлежала разработке по условиям контракта № 0360300001012000056-0061061-01, не могут быть определены без проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10).
28.12.2012 г. в адрес истца ответчик направил письмо от 27.12.2012 г. № 07-04/19956, в котором сообщил об отказе от расторжения муниципальных контрактов, в которых не указал причин, по которым ответчиком не предоставлены или не должны быть предоставлены запрошенные истцом документы и сведения.
Суд, изучив материалы дела, заслушав в заседании объяснения представителей сторон, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1. муниципального контракта № 0360300001012000055-0061061-01 истец обязался по заданию ответчика выполнить работы по формированию земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями, сооружениями), предполагающими использование для целее обеспечения водоснабжения и водоотведения, с постановкой на государственный кадастровый учет в соответствии с Техническим заданием согласно Перечню земельных участков, занимаемых корпусными объектами (приложение № 1 к муниципальному контракту) и Сводной сметой (приложение № 2) к контракту и сдать результат работ ответчику.
Согласно п. 2.6. муниципального контракта истец обеспечивает формирование земельных участков, установление границ земельного участка на местности, подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета корпусных объектов (зданий, сооружений) сведения о земельном участке в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 2.11 муниципального контракта результатом выполненных работ является формирование земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, занимаемых корпусными объектами, подлежащих формированию (приложение № 1) с предоставлением кадастровых паспортов, согласно работам, указанным в Сводной смете, и Перечню земельных участков, подлежащих формированию.
Согласно п. 1.1. муниципального контракта № 0360300001012000056-0061061-01 истец обязался по заданию ответчика выполнить работы по подготовке землеустроительной документации зон с особыми условиями использования территорий, с внесением сведений о таких зонах в ГКН в соответствии с Техническим заданием и Сводной сметой (приложение № 2) к контракту и сдать результат работ ответчику.
Согласно п. 2.6. муниципального контракта истец обеспечивает подготовку землеустроительной документации зон с особыми условиями использования территорий (зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; охранные зоны объектов водоотведения) и представление подготовленной землеустроительной документации в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. Согласно п. 2 той же статьи в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
Поскольку оба муниципальных контракта, заключенных сторонами, предусматривают обязанность истца разработать документацию, необходимую для формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет (контракт № 0360300001012000055-0061061-01), а также для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (контракта № 0360300001012000056-0061061-01), суд приходит к выводу о том, что заключенные сторонами контракты являются договорами на выполнение проектных и изыскательских работ.
Требования к работам, предусмотренным контрактом № 0360300001012000055-0061061-01 установлены техническим заданием ответчика, являющимся частью документации об аукционе. Согласно указанному документу выполняемые работы по формированию земельных участков, а также документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета корпусных объектов (зданий, сооружений) сведения о земельном участке, должны соответствовать требованиям, осуществляться установленным, в том числе Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом «О землеустройстве».
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» выполнение в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, является кадастровыми работами.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» результатом кадастровых работ при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков является межевой план. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках. В соответствии с п. 12 той же статьи форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Во исполнение указанной нормы приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 г. № 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Согласно п. 22 указанных требований межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы истца, изложенные им в письме ответчику от 30.11.2012 г. № 1897, о том, что подготовка межевого плана, являющегося результатом работ, предусмотренных муниципальным контрактом № 0360300001012000055-0061061-01, невозможна без получения сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории.
Кроме того, суд находит также обоснованными доводы истца о том, что формирование земельных участков под корпусными объектами (зданиями и сооружениями) и постановка их на кадастровый учет должны были осуществляться в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса (Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения). В соответствии с п. 7 указанной статьи, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, выполнение работ по муниципальному контракту № 0360300001012000055-0061061-01 должно было сопровождаться подготовкой и утверждением схем расположения формируемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно п.п. 2.6.1 и 2.6.3 Административного регламента предоставления услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (утв. постановлением Администрации г. Саратова от 04.04.2012 г. № 475, при наличии зданий, строений и сооружений на формируемом земельном участке необходима выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, расположенных на формируемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих права на такое здание, строение, сооружение, если право в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
При таких обстоятельствах истец в своем письме от 11.12.2012 г. № 1968 обосновано указал ответчику на необходимость предоставления выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, расположенных на каждом из формируемых земельных участков.
Суд приходит к выводу, что сведения и документы, указанные истцом в письмах от 30.11.2012 г. и от 11.12.2012 г. в отношении работ, предусмотренных муниципальным контрактом № 0360300001012000055-0061061-01, должны были быть представлены ответчиком, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 759 ГК РФ, заказчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7настоящего Федерального закона, взимается плата. Также в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 настоящей статьи, взимается плата, размеры которой установлены приказом Министерства экономического развития РФ от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы".
Согласно п. 1.1. муниципального контракта № 0360300001012000055-0061061-01 результатом выполненных работ по муниципальному контракту является формирование земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, занимаемых корпусными объектами, подлежащих формированию (приложение № 1) с предоставлением кадастровых паспортов, согласно работам, указанным в Сводной смете, которая является приложением № 2 к муниципальному контракту. Анализ Сводной сметы позволяет установить, что запрос и получение сведений ГКН, выписок из ЕГРП, а также сбор документов, содержащих сведения о наличии зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на формируемых земельных участках, в состав работ, выполняемых истцом, не включены, расходы на указанные мероприятия Сводной сметой не предусмотрены.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ст. 759 ГК РФ предоставление сведений ГКН, необходимых для составления межевых планов, земельных участков, подлежащих формированию, а также выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязанностью ответчика, как заказчика по муниципальному контракту.
Требования к работам, предусмотренным контрактом № 0360300001012000056-0061061-01 установлены техническим заданием ответчика, являющимся частью документации об аукционе. Согласно указанному документу требования к землеустроительной документации, разрабатываемой в соответствии с условиями контракта и необходимой для установления зон с особыми условиями использования территорий установлены Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном кадастровом учете» и Федеральным законом «О землеустройстве», а также СНиПами, ГОСТами и другими действующими документами.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» в государственный кадастр недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий вносится, в том числе, описание местоположения границ таких зон. Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 10 указанного закона сведения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О землеустройстве» документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства. Согласно Техническому заданию документом, подлежащим подготовке истцом в рамках выполнения работ по муниципальному контракту, являются карты (планы) земельных участков. В соответствии с указанной выше нормой карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, подготовка карт (планов) земельных участков, являющихся результатом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, невозможна без получения сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными доводы истца, изложенные им в письме ответчику от 30.11.2012 г. № 1897, о том, что выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом № 0360300001012000056-0061061-01, невозможно без получения сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории.
Кроме того, в соответствии с Техническим заданием работы, выполняемые истцом, должны соответствовать, в том числе, СНиПам, ГОСТам и другим действующим нормативным документам. Требования к организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10). В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 требования к границам ЗСО водопроводных сооружений и водоводов установлены в зависимости от диаметра водопровода и наличия либо отсутствия грунтовых вод. В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В письме от 11.12.2012 г. № 1968, истец указал ответчику на невозможность выполнения работ по контракту ввиду непредставления ответчиком исходной информации, а также указал на необходимость предоставления ответчиком предусмотренного п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения применительно к объектам, в отношении которых истцом должна была быть подготовлена землеустроительная документация.
Суд приходит к выводу о том, что сведения государственного кадастра недвижимости, а также предусмотренный п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения также подлежит предоставлению истцу в составе исходных данных, необходимых для составления технической документации, исходя из следующего.
Согласно условиям муниципального контракта подготовка землеустроительной документации зон с особыми условиями использования территорий должна осуществляться в соответствии с Техническим заданием и Сводной сметой (п. 1.1. муниципального контракта). Анализ Технического задания и приложения № 2 к муниципальному контракту позволяет установить, что запрос и получение сведений ГКН, сбор сведений, предусмотренных п.п. 1.6 и 2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 либо разработка проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в состав работ, выполняемых истцом, не включены, расходы на указанные мероприятия Сводной сметой не предусмотрены. Между тем, в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 настоящей статьи, взимается плата, размеры которой установлены приказом Министерства экономического развития РФ от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы".
Доводы ответчика, содержащиеся в представленном отзыве, не могут быть признаны судом обоснованными по следующим причинам.
Доводы, на которых ответчик основывает свои возражения, сводятся к тому, что приняв участие в размещении муниципального заказа в качестве единственного участника, а также подписав муниципальные контракты истец выразил согласие на выполнение работ на условиях, изложенных в муниципальных контрактах, а также в документации об аукционах. В связи с этим ответчик считает недопустимым односторонний отказ истца от исполнения муниципальных контрактов. Кроме того, ответчик указывает, что уведомление о невозможности выполнения работ по муниципальным контрактам от 11.12.2012 г. № 1968 было получено ответчиком 20.12.2012 г. – в день завершения выполнения работ по контрактам.
Между тем, ответчик не учитывает следующего. Истцом предъявлены требования о расторжении муниципальных контрактов в связи с неисполнением ответчиком встречных обязанностей по контрактам, предусмотренных ст. 759 ГК РФ, без исполнения которых выполнение работ является невозможным. Указанные требования основаны истцом на положениях ст. ст. 719 и 759 ГК РФ, а не ст. 310 ГК РФ, предусматривающей односторонний отказ от исполнения договора. Кроме того, ответчик ни в ходе досудебной переписки, ни в ходе судебного разбирательства не оспорил по существу ни доводы истца о невозможности выполнения работ без предоставления сведений и документов, указанных в письмах от 30.11.2012 г. и от 11.12.2012 г., ни доводы о том, что указанные документы и сведения должны быть предоставлены ответчиком. Пояснения представителя ответчика о том, что работы, предусмотренные муниципальными контрактами, могли быть выполнены без предоставления сведений и документов, указанных в письмах от 30.11.2012 г. и от 11.12.2012 г., не основаны на положениях закона или договора не могут быть приняты судом.
В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком. Согласно п. 2 той же статьи, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Вместе с тем, согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, несмотря на то, что односторонний отказ от исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ допустим в силу требований п. 1 ст. 719 ГК РФ, расторжение муниципального контракта, заключенного сторонами, возможно только в судебном порядке.
До обращения в суд с рассматриваемыми требованиями истец направил ответчику предложение о расторжении муниципальных контрактов в добровольном порядке, что свидетельствует о соблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ст. 452 ГК РФ для данной категории дел.
Таким образом, суд считает, что исковые требования о расторжении указанных выше муниципальных контрактов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в сумм 8 000 руб. платежными поручениями № 557 от 26.12.2012 на сумму 4000 руб. и № 555 от 26.12.2012 на сумму 4 000 руб., то государственная пошлина в сумме 8000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного унитарного предприятия «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», г.Саратов удовлетворить.
Расторгнуть муниципальные контракты № 0360300001012000055-0061061-01 от 26.11.2012 года и № 0360300001012000056-0061061-01 от 26.11.2012 года, заключенные между Государственным унитарным предприятием «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», г.Саратов и Комитетом по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов в пользу Государственного унитарного предприятия «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», г.Саратов судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 000 руб.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Исполнительный лист выдать после вступления судебного акта в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Г. Штремплер
Истцы:
ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" (подробнее)
Ответчики:
Комитет по управлению имуществом города Саратова (подробнее)
Судьи дела:
Штремплер М.Г. (судья) (подробнее)
Официальный источник публикации:
http://kad.arbitr.ru/
Последние документы по делу
Постановление от 12 ноября 2013 г. по делу № А57-583/2013
Постановление от 28 июня 2013 г. по делу № А57-583/2013
Решение от 15 марта 2013 г. по делу № А57-583/2013