Лёха писал(а): 20 дек 2019, 15:41
Соответственно как положено первому поясу он должен быть огорожен, находится в правообладании у эксплуатанта и туда должен быть запрещен вход и все это добавляется к ограничениям второго пояса.
Так как требования к поясу строгой охраны жестче, принимают режим первого пояса.
Я об этом и подумал сразу. Согласен полностью
Лёха писал(а): 20 дек 2019, 15:41
Если вдруг второй пояс меньше первого (даже сокращенного) или с ним совпадает, то устанавливаются все ОГРАНИЧЕНИЯ (см. п. 5 ст. 106 ЗК РФ - при пересечении
границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон, за исключением ограничений, препятствующих эксплуатации, обслуживанию и ремонту здания, сооружения, в связи с размещением которых была установлена
одна из зон с особыми условиями использования территорий, при условии, что такие ограничения не установлены в целях охраны жизни граждан или обеспечения безопасности полетов воздушных судов).
Полагаю, что это не совсем так при совмещении 1 и 2 пояса ЗСО, т.к. в
ч. 5 ст. 106 ЗК РФ указано про пересечение границ
различных зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), по следующим причинам.
1. Ст.
105 ЗК РФ установлена 28 различных ЗОУИТ соответствующего вида, одной из которых
зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без выделения подзон.
1,2,3 пояса ЗСО предусмотрены
п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, предусматривающий, что в каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
пунктами 7-8 ч. 1,
п. 3 ч. 7,
ч. 12 и ч.
21 ст. 106 ЗК РФ предусмотрено следующее:
- в границах ЗОУИТ могут выделяться две или более территории (
подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны;
- при установлении ЗОУИТ определяется возможность или невозможность установления отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей,
ее подзон из перечней ограничений, предусмотренных Положением о ЗОУИТ, в зависимости от характеристик объектов или территорий, в отношении которых устанавливается ЗОУИТ;
- в случае, если федеральным законом, положением о ЗОУИТ
предусмотрено выделение в границах этой зоны подзон в решении об установлении ЗОУИТ указываются сведения о подзонах, их количестве, конкретные ограничения использования земельных участков в границах каждой подзоны из перечня ограничений, установленных федеральным законом или положением о ЗОУИТ;
- в случае, если
в границах ЗОУИТ выделяются две или более подзоны, подготавливаются отдельные сведения о границах таких подзон , являются обязательными приложениями к решению об установлении ЗОУИТ и включаются в состав сведений о местоположении границ зоны с особыми условиями использования территории.
- обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах ЗОУИТ не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о ЗОУИТ соответствующего вида.
1, 2, 3 пояса ЗСО, определённые по СанПиН 2.1.4.1110-02, - это подзоны ЗОУИТ, ЗСО - это отдельная ЗОУИТ.
Поэтому подзоны ЗОУИТ (пояса ЗСО) не могут пересекаться друг с другом, а только возможно их совмещение (например, по решению Роспотребнадзора в случае, когда рассчитанная граница 2 пояса ЗСО оказывается внутри границы 1 пояса ЗСО), если это допустимо федеральным законом или положением о ЗОУИТ соответствующего вида.
В СанПиН 2.1.4.1110-02 нет указаний про совмещение 1 и 2 поясов ЗСО, когда рассчитанная граница 2 пояса ЗСО оказывается меньше границы 1 пояса ЗСО. Такое упущение в санитарных правилах и вопрос возможности о совмещения 1 и 2 пояса ЗСО решает Роспотребнадзор при выдачи СЭ заключения на проект ЗСО.
Пунктом
2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено только, что граница 1 пояса ЗСО одного или группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин в зависимости условий защищенности подземных вод, определяемой по требованиям п. 2.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Также этим пунктом предусмотрено, что для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры 1 пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с Роспотребнадзором и его территориальным органом, которые стали правоприемниками
центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ и МО.
ФБУЗ или ФГБУЗ не имеют право согласовывать такое, а только выдавать экспертные заключения, подтверждая соответствие такого решения в проекте ЗСО санитарным правилам в качестве Органов Инспекции.
В
п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 указаны мероприятия и ограничения по первому поясу, в
п. 3.2.3. по второму поясу (отдельно),
п. 3.2.2. по второму и третьему поясам.
По
п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 - 1 пояс ЗСО (
строгого режима - выполнение всех условий без исключений), 2 и 3 пояса СЗО (
пояса ограничений - возможны отступления от требований режима и условий осуществления хозяйственной деятельности).
Территория 1 пояса ЗСО должна быть ограждена, обеспечена охраной, также для 1 пояса ЗСО установлен запрет на все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, при этом имеет зафиксированные минимальные значения в 30 и 50 м. с возможностью сокращения при защищенных подземных водах.
Территории 2 и 3 пояса ЗСО в своих индивидуальных границах определяются расчётами, а
новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, допускается по согласованию с Роспотребнадзором, при этом
размещение объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод, также возможно при наличии СЭ заключения Роспотребнадзора или его территориального органа, выданного с учетом заключения органов геологического контроля (
Росприроднадзором).
Получается, что совмещение 1 пояса ЗСО, в котором "жесточайшие условия и запреты", со 2 поясом ЗСО, в котором много чего допустимо по согласованию с Росприроднадзором и Росприроднадзором ( наличию от них заключений о соответствии), как бы не правомерно.
В границах территории 1 пояса ЗСО не может быть границ 2 или 3 поясов, поэтому полагаю, что если рассчитанная граница 2 пояса ЗСО оказывается внутри границы 1 пояса, то 1 пояс ЗСО должен быть выделен отдельно за счёт сокращения перед 2 поясом ЗСО или, например, вынесен в размере хотя бы 1 м. от ограждения территории 1 пояса ЗСО, которое по сути и обозначает на местности границы 1 пояса ЗСО.
Обратите внимание, что в
ч. 8 ст. 106 ЗК РФ указано, что установленный в ФЗ или положением о ЗОУИТ перечень ограничений использования земельных участков в этих зонах (полагаю и в подзонах) может быть единым для всех зон данного вида при условии, что этот перечень ограничений в ЗОУИТ не может меняться в зависимости от характеристик объекта или территории, применительно к которым устанавливается ЗОУИТ, а для 1 и 2 поясов ЗСО (подзон ЗОУИТ) это требование не выполняется, т.к. у каждого пояса ЗСО свои индивидуальные ограничения и условия возможности использования территории в границах ЗСО при осуществлении хозяйственной деятельности
3. С 04.08.2018 г.
ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ регламентировано, что "Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" утверждается Правительством Российской Федерации. На данный момент такое положение не утверждено.
Также этой статьёй установлено, что ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии СЭ заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
До 04.08.2018 г. отменённая редакция
ч. 5 ст.18 ФЗ № 52-ФЗ регламентировала, что границы и режим ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На данный момент действует СанПиН 2.1.4.1110-02, пункты
1,13, 1.14, 1.17 которого
- проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Роспотребнадзора (СЭЗ, которое и подтверждает соответствие размеров границ и режимов ЗСО санитарным правилам) и иных заинтересованных организаций (Росприроднадзор в рамках осуществления государственного геологического надзора и др. организаций, указанных в НПА субъектов РФ по установлению ЗСО), после чего утверждается в установленном порядке (органами исполнительной власти субъектов РФ на сновании ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ);
- установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, при этом проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
- отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (полагаю, что это требование применимо только для случаев, когда отсутствуют НПА органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении ЗСО, но сам проект ЗСО разработан и на него имеется СЭ заключение Роспотребнадзора, которое подтверждает соответствие требованиям, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1110-02)
Таким образом, полагаю, что до утверждения Правительством РФ "Положения о зонах санитарной охраны" такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями
ст. 106 ЗК РФ в порядке, установленном до 04.08.2018, на основании
ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, т.е. в рамках требований СанПиН 2.1.4.1110-02.