sveta-eko писал(а): seergy, если Вам как эксперту необходимо написать заключение по ПД, скажем на свиноферму на 10 тыс. голов ( 2 класс), Вы или Ваш коллега по сан-эпид. безопасности запросите СЭЗ на проект СЗЗ?
По порядку начну.
1. В разделе ООС
должны быть результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам,
карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями и
ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка и границы санитарно-защитной зоны.
При этом, чтобы выполнить расчеты приземных концентраций необходимо выполнить все расчёты выбросов от ИЗА и учесть фоновые концентрации ЗВ. При этом делаю свои проверочные расчёты по методикам и программам или в MS Excel c учётом разделов АР, КР, ТХ, ПЗУ, ОВ (ИОС4) и требований технологических нормативов РД-АПК.
Проверяю результаты расчётов в ООС со своими (разовые и валовые выбросы, изолинию 1 (0,8) ПДК и т.п.), а также как показана граница предлагаемой СЗЗ по отношению к земельному участку.
Если есть разночтения, составляю обоснованные подробные замечания и уточнения. При этом, если ответы обоснованные, принимаю.
2. Смотрю в ПЗУ
обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка(обычно это ссылка на ООС или нормативная СЗЗ в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также
ситуационный план размещения объектакапитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования (СЗЗ).
Обоснование границ санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка противоречит п.п. 3.3-3.4 СанПиН в 90% ПД, т.к. СЗЗ устанавливается от границ зем. участка.
Часто в ПЗУ могут, показать границу СЗЗ и от стен свинарников в границах зем. участка, что уже не соответствует СанПиН.
Это же указано и в
п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и
для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон., т.е. являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .
По этой логике любой объект, у которого уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ следует отправить на экспертизу и выдать заявителю отрицательное заключение, что в пределах границ земельного участка установление СЗЗ по СанПин не возможно, а заграницей земельного участка СЗЗ попадёт на жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
3.4. В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.
От границы территории промплощадки:
- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
От источников выбросов:
при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.
Согласитесь, некий правовой маразм на лицо и для проектировщика, и для эксперта, и Роспотребнадзора и его территориальных органов.
Согласно пункту 1.2 Санитарных норм их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Таким образом, санитарные нормы оказывают влияние на деятельность юридических и физических лиц (предпринимателей), выступающих в качестве застройщиков, либо эксплуатирующих промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и сервиса; организации экспертизы проектной документации, органы строительного надзора и контролирующие органы (Роспотребнадзор и его территориальные органы).
Кроме того, Санитарные нормы создают условия для функционирования различного рода посреднических организаций, предлагающих на возмездной основе разработку проекта СЗЗ и его согласование в Роспотребнадзоре, а также экспертных организаций, выполняющих отдельные расчеты и измерения в рамках подготовки проекта СЗЗ.
3. Просмотрю раздел АР и КР с
описанием архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия и
обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих снижение шума и вибраций (обычно это отсылка к ООС, где есть все расчёты и карты-схемы).
Проверяю расчёты в программах, а также соответствие всех источников шума данным в ТХ, ОВ и др. разделам.
Если этого ни в одном разделе ПД расчёта нет составляю обоснованные подробные замечания и уточнения, при этом обязательно указываю, что п. 4.2 "СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003" обязательны к применению на основании
п. 33 "Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)...", утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
4. По поводу запроса СЭЗ на проект СЗЗ или "Обоснование границ СЗЗ" в составе ПД.
Если уж заявитель направил проект СЗЗ и СЭЗ Роспотребнадзора, а на обложке нет заголовка "Проектная документация" и в составе ПД нет раздела, части или книги с шифром "СЗЗ", то есть такие пути у экспертизы:
- принять к рассмотрению проект СЗЗ и СЭЗ Роспотребнадзора в качестве "исходных данных и общей информации", а в случае переработки раздела ООС и др. разделов по замечаниям экспертов выставить замечание, что проект СЗЗ и СЭЗ Роспотребнадзора не соответствует откорректированной ПД;
- принять к рассмотрению проект СЗЗ и СЭЗ Роспотребнадзора, полистать ООС и, закрыв глаза на изменения ПД в ходе экспертизы", выдать положительное с учётом того, что Роспотребнадзор провел санитарно-эпидемиологическую экспертизу и выдал заключение;
- отклонить данные документы указав, что перечень документов, которые предоставляются для проведения экспертизы, определен пунктом
15 Положения "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, т.к. данный перечень документов является исчерпывающим и, в соответствии с пунктом
17 данного Положения, истребование от заявителя иных сведений и документов не допускается, за исключением расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий, к которым проект СЗЗ и СЭЗ Роспотребнадзора не относится.
Если проект направлен на экспертизу без проекта СЗЗ и заключения Роспотребнадзора, без которого проект в СЗЗ в рамках
ч. 3 ст. 20 ФЗ 52-ФЗ "филькина грамота", или в составе ПД указан раздел, часть или книга "Обоснование границ СЗЗ" с шифром "СЗЗ", то требование с заявителя проекта СЗЗ или СЭЗ Роспотребнадзора на часть ПД, грубо нарушают:
- приведённый выше п .17 Положения об экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145;
-
ч. 16 ст. 48 и
ч. 6 ст. 49 Град. Кодекса РФ, т.к. в соответствии с
ч. 2 ст.42 ФЗ № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные
ч. 3 ст.20 ФЗ № 52-ФЗ, на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз (расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований).
-
ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, т.к. требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о наличии проекта СЗЗ в составе ПД не соответствует Град. Кодексу, а принятое во исполнение требований
ч. 13 ст. 48 ГрадКодекса Положение, утв. постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (требование обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации) также не может противоречить Град. Кодексу.
Немного судебной практики о требований экспертов
Определением ВАС РФ от 12.08.2010 N ВАС-7076/10 отказано в передаче дела N А12-21652/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Генеральным подрядчиком капитального строительства объекта является общество с ограниченной ответственностью "Волготрансстрой", строительство которого запланировано в несколько этапов.
Проектная документация объекта проходила государственную экспертизу.
Государственным учреждением "Управление государственной экспертизы проектов Волгоградской области" выдано положительное заключение государственной экспертизы от 06.06.2008 N 34-1-4-0136-08 о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов.
Для выполнения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства, между ЗАО "Трансстрой" и ГАУ ВО "Облгосэкспертиза" заключен договор от 27.04.2009 N 111-09.
В соответствии с условиями договора Управление обязалось провести по заданию заказчика (ЗАО "Трансстрой") государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту, а заказчик обязался принять и оплатить работы.
По итогам проведения экспертизы Управлением выдано отрицательное заключение государственной экспертизы от 13.07.2009 N 34-3-4-0111-09 с указанием ряда замечаний.
После устранения замечаний 23.07.2009 заявитель вновь обратился к ответчику с заявлением о проведении повторной государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту.
Результатом повторной государственной экспертизы стало повторное отрицательное заключение государственной экспертизы N 34-3-4-0111-09/1 с указанием замечаний, которые послужили основанием для выдачи отрицательного заключения.
Не согласившись с отрицательным заключением государственной экспертизы, ЗАО "Трансстрой" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что замечания ГАУ ВО "Облгосэкспертиза", которые явились основанием для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы N 34-3-4-0111-09/1, являются необоснованными и возлагают на заявителя дополнительные обязанности по предоставлению сведений и документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством для данного вида экспертизы.
В качестве подтверждения соблюдения обществом условий при проведении отбора проектной документации для ее повторного применения в качестве модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, последним были предоставлены все необходимые документы, о чем было указано в заявлении о проведении государственной экспертизы от 20.03.2009 N Т-И 94.
Следует отметить, что перечень документов, которые предоставляются для проведения государственной экспертизы, определен пунктом 15 Положения "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145. Данный перечень документов является исчерпывающим и, в соответствии с пунктом 17 данного Положения, истребование от заявителя иных сведений и документов не допускается.
Все необходимые документы, определенные законодательством, ЗАО "Трансстрой" были предоставлены ГАУ ВО "Облгосэкспертиза".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2009 по делу N А12-357/2009 были удовлетворены требования ЗАО "Трансстрой" о признании незаконным решения ГАУ ВО "Облгосэкспертиза" об отказе в проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по типовой проектной документации объекта.
Указанным решением признано незаконным уклонение ГАУ ВО "Облгосэкспертиза" в проведении экспертизы и было обязано устранить нарушение прав общества путем проведения указанной экспертизы.
Некоторые утверждают, что экспертиза проектной документации не указана в этой статье, только архитектурно-строительное проектирование, поэтому данное требование на экспертизу проектной документации не распространяется.
Однако.
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
2.
В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрадКодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
3.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 ГрадКодекса.
Таким образом, экспертиза проектной документации напрямую связана с архитектурно-строительным проектированием, как некий окончательный этап "доработки" проектной документации, т.к. в ходе экспертизы в неё вносятся изменения, а без положительного заключения экспертизы проектной документации заказчик не может её утвердить и соответственно получить разрешение на строительство.