Фоновые концентрации при расчете рассеивания

В этом форуме Вы можете обсудить вопросы касающиеся нормативно-методической базы охраны атмосферного воздуха.

Модераторы: Ecolog-Julia, masm0, Kotucheny, Лёха


Ильмира
Эколог
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 24 мар 2009, 21:53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Ильмира »

Ириса, согласно 273 Приказа, п.11.3 "Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют, либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ и должны определяться на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул..." Попробуйте получить от Гидромета письмо, где будет написано, что наблюдения проводятся по таким-то ингредиентам, по остальным не проводятся. Ссылайтесь указанный мной пункт, говорите, что сводного расчета нет.
Если это действительно так...

Ириса
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 12 авг 2010, 10:00
Откуда: Пермь
Благодарил (а): 1 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Ириса »

РПН утверждает, что они сейчас руководствуются только Приказом 273 об утверждении Методов расчета рассеивания, что то что было ранее все отпадает, ОНД86 не действует, Методическое пособие они не принимают к сведению, вот так.
Теперь для всех объектов они требуют заказывать справку по фону по всем веществам, я понимаю что это не законно, но никак не могу им это обосновать, РПН все равно твердят , что есть Приказ 273 и все, но в приказе нет четких указаний, о том каким критерием нужно пользоваться при учете фона

Отправлено спустя 1 минуту 53 секунды:
Ильмира писал(а): 10 окт 2019, 14:36 Ириса, согласно 273 Приказа, п.11.3 "Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют, либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ и должны определяться на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул..." Попробуйте получить от Гидромета письмо, где будет написано, что наблюдения проводятся по таким-то ингредиентам, по остальным не проводятся. Ссылайтесь указанный мной пункт, говорите, что сводного расчета нет.
Если это действительно так...
Хорошо, попробуем сделать запрос в гидромет. Спасибо за подсказку.

Отправлено спустя 7 минут 23 секунды:
Ильмира писал(а): 10 окт 2019, 14:36 Ириса, согласно 273 Приказа, п.11.3 "Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют, либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ и должны определяться на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул..." Попробуйте получить от Гидромета письмо, где будет написано, что наблюдения проводятся по таким-то ингредиентам, по остальным не проводятся. Ссылайтесь указанный мной пункт, говорите, что сводного расчета нет.
Если это действительно так...
А как быть с "Временными рекомендациями ...где отсутствуют регулярные наблюдения", не понятно, ведь гидромет часто выдает справки именно по этим рекомендациям.

widiks

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1773
Зарегистрирован: 22 окт 2014, 18:36
Награды: 2
Откуда: ..
Поблагодарили: 105 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение widiks »

Ириса,
дороже судиться
чем заказывать справку
Аватара пользователя

kentavrik

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2886
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
Награды: 5
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 691 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение kentavrik »

Ириса писал(а): 10 окт 2019, 14:55законно
законно, законно. Просто у нас законы не всегда согласуются со здравым смыслом. Основание это санпин 2.1.6.1032-01. Требование предьявляется к качеству воздуха, а не к качеству воздействия Вашего предприятия на воздух.
Аватара пользователя

kentavrik

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2886
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
Награды: 5
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 691 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение kentavrik »

Ильмира писал(а): 10 окт 2019, 14:36говорите
а почему говорить, может надо ссылаться га что-то? Вот для СПБ, раньше АО НИИ АТОМСФЕРА вполне себе выдавала расчетный фон (как сейчас немзнаю, давно по СПБ ничего не писал), забираешь у них данные по расчетгому фону , а сам даешь им таблицу параметров по своему предприятию на перспективу. Думаю, чтобы говорить об отсутствии расчетного фона надо тоже письмо от природоохранных служб приложить. (Субьектового комитета и росприрода)....


Ильмира
Эколог
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 24 мар 2009, 21:53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Ильмира »

kentavrik, абсолютно согласно. "Говорите" - это упрощение и сокращение. Говорить можем только после того, как получим письмо от Росприрод и т.д.
Аватара пользователя

oksana_ahmetova
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 окт 2019, 10:32
Откуда: Воткинск
Благодарил (а): 1 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение oksana_ahmetova »

При проверке проекта СЗЗ выявили нарушение такого плана: расчеты рассеивания максимальных приземных концентраций приведены с нарушением требований п.4.2.2. СанПин2.1.6.1032-01 при расчете рассеивания из 18-ти наименований ЗВ учтена фоновая концентрация 5-ти веществ. Гидромет делает фоновые справки всегда на одни и те же 5 веществ (азота оксид, азота диоксид, углерод оксид, взвешенные вещества, диоксид серы). То есть возможности нет сделать и на остальные другие вещества. И это в каждом проекте.
Как можно решить данный вопрос?
Спасибо за помощь!
Аватара пользователя

EL_MATADOR

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 29 янв 2009, 16:49
Награды: 4
Откуда: Оренбург
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 228 раз
Контактная информация:

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение EL_MATADOR »

Гидромет делает фоновые справки всегда на одни и те же 5 веществ ! Это заблуждение, сколько в договоре вы напишите веществ столько они и сделают вопрос только в цене!
С уважением, Самозанятый инженер-проектировщик
тел.+79960789054
Сайт: мой сайт
VK:Группа в VK
Аватара пользователя

DDim

Орден за помощь Звезда за помощь
Эколог
Сообщения: 3993
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 15:22
Награды: 3
Откуда: Москва
Благодарил (а): 984 раза
Поблагодарили: 1315 раз
Контактная информация:

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение DDim »

oksana_ahmetova писал(а): 22 окт 2019, 10:34 Как можно решить данный вопрос?
прочитать несколько сообщений выше в этой теме:
Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Отправлено спустя 1 минуту 3 секунды:
EL_MATADOR, это не так. Если Гидромет не проводит наблюдения и не ведутся сводные расчеты - а это бОльшая часть территории РФ у нас в такой ситуации, то фоновым концентарациям просто неоткуда взяться.
Из на голову ушибленных
Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5736
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2318 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Лёха »

oksana_ahmetova писал(а): 22 окт 2019, 10:34 При проверке проекта СЗЗ выявили нарушение такого плана: расчеты рассеивания максимальных приземных концентраций приведены с нарушением требований п.4.2.2. СанПин2.1.6.1032-01 при расчете рассеивания из 18-ти наименований ЗВ учтена фоновая концентрация 5-ти веществ. Гидромет делает фоновые справки всегда на одни и те же 5 веществ (азота оксид, азота диоксид, углерод оксид, взвешенные вещества, диоксид серы). То есть возможности нет сделать и на остальные другие вещества. И это в каждом проекте.
Как можно решить данный вопрос?
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов (Постановление № 183) также предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учётом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Таким образом, требование о необходимости учета фонового загрязнения при разработке проектов ПДВ является правомерным.
Вместе с тем, невозможно признать обоснованной позицию некоторых сотрудников Росприроднадзора о возможности разработки единого проекта нормативов ПДВ с учетом выбросов загрязняющих веществ совместно с другими предприятиями, находящимися в непосредственной близости от предприятия для которого разрабатывается проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Поскольку ни Федеральный закон № 96-ФЗ, ни Постановление Правительства от 02.03.2000 № 183 не предусматривает возможности разработки совместного проекта для нескольких хозяйствующих субъектов, данное требование не основано на законе.
Исходя из данных фактов можно прийти к следующим выводам:
В настоящее время, с 01.01.2018 введены в действие Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждённые приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 (далее МРР-2017).
Согласно п. 11.1 МРР-2017 если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (то есть заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса ЗВ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада в суммарную концентрацию фоновых, то есть неучтенных, источников. При наличии требуемых данных обо всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса (то есть всех, кроме рассматриваемых, источниках выброса, создающих загрязнение атмосферного воздуха в промышленном районе, городе или другом населенном пункте). Учет вклада фоновых источников выброса может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. При этом фоновые концентрации должны относиться к тому времени осреднения, которому соответствуют результаты расчета, и могут быть как установлены по данным инструментальных измерений (наблюдений), так и определены расчетным путем с использованием формул, приведенных в настоящих Методах.
Фоновая концентрация устанавливается либо единым значением по городу, либо, в случае выявления существенной изменчивости, дифференцированно по территории города (по постам), а также по градациям скорости и направления ветра.
В случае отсутствии ведения мониторинга в отношении каких-либо загрязняющих веществ на территории населенного пункта, возникает вопрос, на ком лежит обязанность по расчетам фоновой концентрации в настоящем случае.
Зачастую, позиция Территориальных органов Росприроднадзора и Роспотребнадзора заключается в том что природопользователь, либо лицо представляющее его интересы должен применять в данном случае положения п. 11.2 МРР-2017, а именно расчетный способ.
В силу п.11.3 МРР-2017 для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют, либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ cфр и cфг должны определяться на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул, приведенных в Приложении N 4 к настоящим Методам, при условии, что в расчете учитывается не менее 95% суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории, или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией.
Однако данная позиция не учитывает следующее:
В силу ст. 5. Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно указанному Постановлению от от 6 июня 2013 г. №477 Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды также был определен указанным Постановлением №477.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды до 21.06.2013г. осуществляется Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений. Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Основной задачей государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды является, в том числе, предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния; организация согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений.
Законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.
Кроме того, в главе XI МРР-2017 речь идет о том, каким образом может быть рассчитана фоновая концентрация при отсутствии ведения наблюдения, а именно разъяснено, что учет фоновой концентрации может быть основан на использовании данных инвентаризации выбросов и результатов расчетов по формулам настоящего ОНД или приближенно по формулам п. 11.2 и приложения 4.
При этом МРР-2017 не отменяет положения постановления Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 в части указания на лицо (орган государственной власти), обязанное установить фоновую концентрацию.
Вместе с тем, сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. Сводные расчеты загрязнения атмосферы подлежат использованию при решении задач, связанных, в том числе, с нормированием параметров выбросов источников загрязнения атмосферы.
Руководство работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории субъектов РФ осуществляется территориальными органами Росприроднадзора или по их поручению специализированными организациями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В качестве Исполнителей следует привлекать на конкурсной основе организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работы по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимой компьютерной техникой.
Общее методическое обеспечение работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы осуществляется Научно-исследовательским институтом по охране атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера).
В письме ОАО НИИ «Атмосфера» от 26.06.2013 г. № 1-1261/13-0-1 (т. 1 л.д. 104) изложена аналогичная позиция, согласно которой данными о расчетном фоновом загрязнении должен располагать Росприроднадзор.
В действующих нормативных актах содержится источник получения информации по фоновым концентрациям по городу - Росгидромет и источник получения информации по расчетным концентрациям - из сводных расчетов загрязнения атмосферы города.
Таким образом, при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, представляемых Росгидрометом на основе наблюдений на сети мониторинга загрязнения атмосферы или данных, полученных на основе результатов сводных расчетов выбросами промышленности и автотранспорта, учет фона при нормировании выбросов не мог быть осуществлен природопользователем или лицом представляющим его интересы в силу причин, не зависящих от его воли.
Тот факт, что природопользователь или лицо представляющее его интересы до момента обращения с заявлением об установлении нормативов ПДВ не обращалось с официальным запросом о предоставлении данных осводных расчетах в Управление Росприроднадзора, не свидетельствует о законности требования самостоятельно произвести обществом необходимые расчеты при отсутствии проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы населенного пункта выбросами промышленности и автотранспорта как основание для получения необходимых данных.
Мнение о том, что для учета фонового загрязнения при разработке проекта ПДВ для предприятия достаточно данных инвентаризации соседствующих предприятий также не основано на законе.
Кроме того, необходимо принять во внимание позицию Минприроды России, в том числе, изложенную в письме от 17.09.2013г. № 12-47/17928 (т. 2 л.д. 72-73), согласно которой в случае отсутствия в органах, подведомственных Росгидромету, необходимых данных наблюдений, фоновое загрязнение может быть рассчитано организацией, имеющей лицензию Росгидромета на проведение соответствующих работ. Данные для этого предоставляются Управлением Росприроднадзора. При этом в письме указано, что при таких обстоятельствах, учет фонового загрязнения может быть возложен на территориальные органы Росприроднадзора.
Таким образом, поскольку действующие нормативные правовые документы в области нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха не содержат требований для предприятий самостоятельно проводить какие-либо сводные расчёты выбросов загрязняющих веществ или самостоятельно определять фоновые концентрации загрязняющих веществ каким-либо способом
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Охрана атмосферного воздуха»

Форум для экологов : Отказ от ответственности