Когда разрабатывается ОВОС

Модераторы: Ecolog-Julia, seergy, PhILiN

Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5755
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2326 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение Лёха »

Mariery,
Спойлер
Статья 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусматривает, что в составе материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу должны быть материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений определен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение об ОВОС).
Под общественными обсуждениями понимается комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1.1 Положения об ОВОС).
Исходя из Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации можно отметить следующие ключевые требования, которые следует учитывать при организации и проведении общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы:

1. В соответствии с п. 2.5 Положения об ОВОС на всех этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду, начиная с подготовки технического задания на проведение ОВОС заказчиком осуществляется информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности (которая подлежит государственной экологической экспертизе) и привлечение общественности к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду
На практике, информирование общественности и ее участие в процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется единоразово - после завершения подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, представляемых на общественное обсуждение.
Это не является существенным нарушением, так как не препятствует заинтересованным лицам вносить свои замечания и предложения по намечаемой деятельности. Кроме того, конкретного перечня документов, под которыми понимаются «материалы обсуждений» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не устанавливает, следовательно, на государственную экологическую экспертизу заказчику достаточно представить итоговый протокол общественных слушаний (или иной итоговый документ).
Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней.
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения (п. 4.10 Положения об ОВОС).

2. В силу п. 4.3. Положения об ОВОС безусловно является обязательным информирование общественности и других участников оценки воздействия в официальных изданиях органов государственной власти и местного самоуправления: федеральных (если объект подлежит экспертизе федерального уровня), региональных и местных (на территории, где намечается реализация объекта экспертизы, а также на которую намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие).
Неоднозначен вопрос о том, что подразумевается под «официальными изданиями», может ли это быть официальный сайт органа власти, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Положение (пункты 4.3 и 4.4) определенный ответ на этот вопрос не дает.
Так, по сложившейся практике ФОИВы требуют, чтобы в материалах обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) имелись документы, подтверждающие публикацию в официальных печатных СМИ извещений об организации и проведении общественных обсуждений п намечаемой деятельности.
Учитывая изложенное, в целях исключения негативных последствий представляется целесообразным придерживаться обозначенных требований. Более того позиция ФОИВ поддерживается практикой других регионов и признается судами правомерной (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу № А56-60478/2011).

3. В соответствии с п. 4.2 Положения об ОВОС участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
На основании п. 2.5 Положения об ОВОС обсуждение с общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления.
При этом, бездействие органов местного самоуправления, выраженное в неорганизации общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду будет однозначно расцениваться как незаконное (см. апелляционные определения Камчатского краевого суда от 03.05.2012 по делу № 33-638/2012, от 17.05.2012 по делу № 33-557/2012). Между тем, большую часть работ может взять на себя заказчик, и в этом случае желательно получить от органа местного самоуправления (государственной власти) соответствующее письменное поручение. Однако нельзя забывать, что представители упомянутых органов должны участвовать при подписании итогового протокола общественных слушаний (п. 4.9 Положения).

4. Согласно п. 4.7 Положения об ОВОС на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе, общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
Таким образом, общественные обсуждения могут быть проведены в различных формах: опрос, слушания, референдум и т.п. (на это указывают также пункты 4.3 и 4.8 Положения об ОВОС). В настоящее время в подавляющем большинстве случаев они проводятся в виде общественных слушаний.
Однако это не запрещает выбрать другой вариант общественных обсуждений. Например, в ходе опроса можно собрать мнения (замечания, предложения) общественности, предварительно установив, каким образом это будет сделано и как заинтересованные лица могут получить ответы на вопросы касательно намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе. В таком случае не требуется проводить общественные слушания и составлять соответствующий протокол (см. пункты 3.3.1 и 4.9 Положения об ОВОС).
С другой стороны в случае высокой степени экологической опасности намечаемой деятельности, как следствие, возможного общественного резонанса, целесообразно организовать и провести общественные слушания с той целью, чтобы при очном участии представителей общественности им были даны детальные разъяснения по объекту экспертизы, что в дальнейшем исключило бы претензии о ненадлежащем (без участия указанных представителей) проведении общественных обсуждений.

Согласно п. 4.9 Положения об ОВОС заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).
Протокол подписывается:
- представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления (они участвуют обязательно);
- представителями граждан (Положение об ОВОС не дает ответа на вопрос как такое представительство должно оформляться, поэтому во избежание формальных нарушений лучше собрать подписи всех участвующих граждан, оформив их на отдельном листе в случае большого количества участников);
- общественных организаций (объединений), от имени которых протокол могут подписать члены или участники организаций (с подтверждением своего статуса) согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- представителями заказчика (участвуют обязательно).
Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

5. В части организации и проведении общественных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, следует учитывать требования муниципальных правовых актов, содержащих схожие нормы. Рассмотрим на примере Ханты-Мансийского района.
Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от 16.02.2011 № 32, утверждено Положение о порядке организации и проведении общественных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Данным Положением определено, что общественные обсуждения организуются по письменному обращению в адрес главы администрации Ханты-Мансийского района. Орган местного самоуправления самостоятельно опубликовывает в газете «Наш район» и размещает на официальном веб-сайте органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района в сети Интернет информацию о проведении общественных обсуждений, в течение 30 календарных дней со дня опубликования информационного сообщения в газете осуществляет:
- прием и регистрацию поступающих в письменном виде замечаний и предложений от граждан и общественных организаций (объединений);
- ознакомление рабочей группы по рассмотрению намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, на территории Ханты-Мансийского района, анализу поступивших замечаний и предложений от граждан и общественных организаций (объединений, с представленными материалами.
По истечении указанного выше срока в течение 5 рабочих дней орган местного самоуправления организует проведение заседания по подведению итогов общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, по результатам которого оформляется протокол, подписываемый руководителем рабочей группы и директором департамента строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района.

Материалы общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания направляются инициатору общественных обсуждений.

Подводя итог, следует отметить, что при организации и проведении общественных обсуждений должны быть учтены следующие моменты, подробно рассмотренные выше: информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечение доступа общественности к материалам оценки воздействия на окружающую среду, фиксация результатов общественных обсуждений намечаемой деятельности. Несоблюдение указанных требований может стать препятствием в проведении государственной экологической экспертизы либо явиться основанием для оспаривания заключения государственной экологической экспертизы (см. кассационное определение Суда ХМАО-Югры от 16.08.2011 по делу № 33-3652/2011).
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid
Аватара пользователя

kentavrik

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
Награды: 5
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 592 раза
Поблагодарили: 698 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение kentavrik »

Mariery писал(а): 06 июн 2019, 16:31 с запроса в местную администрацию
Эммм, если хотите делать все правильно и логично,, то наверное не обязательно в Администрацию (например в какую Администрацию обращаться с шельфом??? в ближайшую? а на основании чего...), но публиковаться надо бы поэтапно дважды, первым этапам публикуете вводную инфу для выявления заинтересованной общественности, для сбора мнений о наполнении ТЗ на ОВОС, оставляете координаты, описываете, что намечается (можете написать что размещено описание там-то), т. е. действуете "...на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания.." (цитатат Приказа 372); ну а вторым этапом информируете о месте и периоде ознакомления с предварительными материалами, в том числе ОВОС, разработанным по ТЗ, составленному с учетом мнения заинтересованных лиц (ухаха-ухаха), и дате обсуждений в форме слушаний, например.
На практике же, если нет каких-то субьектовых/муниципальных НПА информируют один раз и проводят обсуждения предварительного ОВОС и когда общественность начинает возмущаться (возбухать) говорят, что мы проводим обсуждения и ТЗ на ОВОС тоже и в итоге окончательный ОВОС должен соответствовать ТЗ, которое обсудили и здравым предложениям которые высказали к самому предварительному ОВОС и аспектам намечаемой хоз. деятельности (тем которые Вы в ПЗ не смогли отмести). Это, конечно, не логично, но
Лёха писал(а): 07 июн 2019, 11:45Это не является существенным нарушением, так как не препятствует заинтересованным лицам вносить свои замечания и предложения по намечаемой деятельности
и по ТЗ на проведение ОВОС. Но вот видите суд усмотрел, что это не только не логично, но и незаконно, т. е. раз этап, значит 2 этапа параллельно идти не могут, хотя по мне так могут, просто этапы почему разные потому что у этих процессов могут быть разные сроки. Участие общественности при подготовке ТЗ по срокам на федеральном уровне не регламентировано, общ обсуждения регламентированы...
А что до того, какие материалы дают общественности обсуждать, то Всю ПД не дают (на моей памяти такого не было), перечень материалов действительно четко в федеральном законодательстве не определен (иногда он присутствует в региональном...). Главное соблюдать одно золотое правило проектировщика во всех обьявлениях и сопроводительных письмах пишем "материалы по намечаемой хоз деятельности" представляем не всю ПД, но когда это докатывается до ГЭЭ из материалов текстовых нигде не видно, что представляли не всю ПД (обьект ГЭЭ по ФЗ) ну и придраться вроде не к чему, если только экспертиза не запросит у Администрации копию того, что давалось на ознакомление (вот на форуме писали про один такой случай)...
Аватара пользователя

Mariery

Медаль за развитие Звезда за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 13:37
Награды: 3
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 649 раз
Поблагодарили: 246 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение Mariery »

kentavrik писал(а): 07 июн 2019, 12:58 первым этапам публикуете вводную инфу для выявления заинтересованной общественности, для сбора мнений о наполнении ТЗ на ОВОС, оставляете координаты, описываете, что намечается (можете написать что размещено описание там-то)
Но размещать-то, скорее всего, надо на сайте администрации или в помещении администрации (по старинке)? (Если касается, например, объектов обращения с отходами вблизи населенного пункта, а не шельфа/месторождений и прочих грандиозных объектов "в чистом поле".)
kentavrik писал(а): 07 июн 2019, 12:58 какие материалы дают общественности обсуждать, то Всю ПД не дают (на моей памяти такого не было)
На моей, кажется, было: по Красному Бору что-то много всего предоставляли в 2015м.
Neminem cito laudaveris, neminem cito accusaveris. (Seneca)
Аватара пользователя

kentavrik

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
Награды: 5
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 592 раза
Поблагодарили: 698 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение kentavrik »

Размещать что?информирование о том ,что намечается деятельность хозяйственная такого вот рода и проводится выявление заинтересованных лиц,организаций. Обсуждается ТЗ на ОВОС... ну ведь никакого регламента четкого этой процндуры на федеральном уровне нет,а Вас интересует ситуация когда нет региональных НПА. Мне думается можно провести информирование на трех уровнях,а затем выложить тз ну скажем в библиотеке,а может только в Интеренете,я конечно неуверен... На практике бывают такие случае когда не только общественники,но и сама местная администрация противодействует намечаемой хоз. Деятельности,ну и если что-то можно сделать без нее лучше делать без нее...

pgn

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1011
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:57
Награды: 3
Откуда: не Москва
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение pgn »

Лёха, можно первоисточник? т.к текст содержит не только выдержки из нормативных актов, но и позицию о степени нарушения, соответственно нужно понимать чья это позиция


ghost
Эколог
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 13 июл 2005, 13:09
Откуда: Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 18 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение ghost »

pgn писал(а): 10 июн 2019, 06:32 можно первоисточник?
Я думаю тут взято.

pgn

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1011
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:57
Награды: 3
Откуда: не Москва
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение pgn »

сегодня в региональном РПН сказали, что в федеральном РПН дали указание, что должны быть 3 протокола, 3 ряда публикаций: ТЗ, предОВОС, окончательный ОВОС и ПД и без этих документов ПД на экспертизу не принимать. жесть
Аватара пользователя

DDim

Орден за помощь Звезда за помощь
Эколог
Сообщения: 4021
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 15:22
Награды: 3
Откуда: Москва
Благодарил (а): 995 раз
Поблагодарили: 1327 раз
Контактная информация:

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение DDim »

pgn, прекрасное... это 6 месяцев минимум только на слушания получается?
а всем кто был в процессе, вообще не очень понятно что делать...

а ещё теперь получается можно обжаловать почти все ранее выданные заключения... красота! ))
Последний раз редактировалось DDim 13 июн 2019, 12:30, всего редактировалось 1 раз.
Из на голову ушибленных

pgn

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1011
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:57
Награды: 3
Откуда: не Москва
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение pgn »

DDim, удивляет их способность читать документы на свой лад...ну ладно они там родили обсуждение ТЗ в связи с тем что в п.3.1.1 идет ссылка на 4.2, где речь про обсуждение, но обсуждение отдельно окончательного ОВОС это уже ни в какие ворота...на наш резонный вопрос о документе регламентирующем процедуру слушаний на ПД ответить ничего не смогли
Аватара пользователя

DDim

Орден за помощь Звезда за помощь
Эколог
Сообщения: 4021
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 15:22
Награды: 3
Откуда: Москва
Благодарил (а): 995 раз
Поблагодарили: 1327 раз
Контактная информация:

Re: Когда разрабатывается ОВОС

Сообщение DDim »

DDim писал(а): 13 июн 2019, 12:22 а ещё теперь получается можно обжаловать почти все ранее выданные заключения... красота! ))
думаю если реально РПН начнет по таким основаниям отказывать, можно открыть на его сайте перечень проведенных ранее экспертиз и по каждому положительному заключению написать в прокуратуру отдельное письмо по шаблону, мол имеется основание полагать, что обсуждения по объекту проведены с нарушениями (публикаций по каждому из этапов найти не удалось), и, видимо, при приемке документов допущена халатность и надо бы все эти заключения обжаловать, тем более прецедент уже есть - будьте добры, проведите проверку...
хотя от этого скорее пострадают непричастные секретари, а руководство, дающее такие указание про 3 этапа, останется в стороне...
Из на голову ушибленных

Ответить

Вернуться в «Вопросы связанные с ОВОС»

Форум для экологов : Отказ от ответственности