Экологическая экспертиза
Модераторы: Ecolog-Julia, masm0, Kotucheny, Raccoon, sveta-eko, seergy, Лёха
Экологическая экспертиза
Здравствуйте все!!! Обращение к тем, кого не затруднит моя просьба.
Расскажите, пожалуйста, как выполняется экологическая экспертиза проекта. Какие для этого нужны нормативные документы и т.д. ( общих чертах, конечно...)
Расскажите, пожалуйста, как выполняется экологическая экспертиза проекта. Какие для этого нужны нормативные документы и т.д. ( общих чертах, конечно...)
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Экологическая экспертиза
Есть информация стр. 127-135 правда это 2001 год
Общая информация Environmental Impact Assessment and Strategic Environmental
Assessment: Towards an Integrated Approach
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: 17 янв 2012, 12:21
- Награды: 3
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 80 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Экологическая экспертиза
Добрый день! Прошу помощи. На территории объекта(в границах кадастрового участка предприятия) есть озеро (карстовое понижение уже давно), в нем есть рыба (карась), надо по озеру протащить дорогу внутрипромышленную, насыпь в озере сделать в проекте. Заказчик говорит что необходимо проводить экологическую экспертизу проектной документации. Прав ли Заказчик? На сколько мне известно экологической экспертизе подвержен перевод земельных участков при осушении, но здесь территория предприятия и осушение частичное - насыпь.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 1081
- Зарегистрирован: 30 июл 2009, 13:37
- Награды: 3
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 649 раз
- Поблагодарили: 246 раз
Re: Экологическая экспертиза
Ст. 8 Водного Кодекса писал(а):1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Т. е. если ваше озеро -- не пруд и не обводненный карьер, то, видимо, все-таки надо экологическую экспертизу проводить.Ст. 11 ФЗ-174 Об экологической экспертизе писал(а):7_3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации (подпункт дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ).
Neminem cito laudaveris, neminem cito accusaveris. (Seneca)
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Экологическая экспертиза
Заказчик прав, как сказала Mariery выше. Вот решение одного суда по аналогичному вопросу.
У вас поверхностный водный объект(водоём в естественном карстовом понижении) и ещё с биоресурсами.
Пруд - это созданный человеком водоем, который питается дождевыми, талыми и подземными водами.
Карьер - это совокупность горных выработок, образованных при добыче полезного ископаемого открытым способом, которые после полной выработки могут заполняться за счёт дождевых, талых и подземных вод.
ГЭЭ также может потребовать с Вас раздел "Оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания" (или так называемый рыбохозяйственный раздел) в соответствии с п.п. "б" п. 2 "Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания", утв. постановлением Правительства РФ от 29.04 2013 г. №380
Также вы должны предоставить ПД на согласование с территориальными органами Федерального агентства по рыболовству на основании п. 5 "Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 384
Хотя Градостроительный кодекс не допускает таких согласований и ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ регламентирует, что не допустимо, но это возможно попробовать только в судах доказать (да и оно вам надо судиться время тратить).
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: 17 янв 2012, 12:21
- Награды: 3
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 80 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Экологическая экспертиза
Спасибо еще раз всем за ответы, касаемо вышесказанного, согласование с рыбниками уже получено и они разрешают засыпать с компенсацией, рас читанной местной организацией. Компенсация внесена в ССР ПД. Вопрос стоит в том что нам, кому принадлежат эти озера? и если РФ, то конечно их засыпка - предмет ГЭЭ. Но по проектным решениям там идет рядом насыпь под дорогу и ее часть попадает на озеро.
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Экологическая экспертиза
У Вас всё равно будет в итоге искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.oocn5 писал(а):Спасибо еще раз всем за ответы, касаемо вышесказанного, согласование с рыбниками уже получено и они разрешают засыпать с компенсацией, рас читанной местной организацией. Компенсация внесена в ССР ПД. Вопрос стоит в том что нам, кому принадлежат эти озера? и если РФ, то конечно их засыпка - предмет ГЭЭ. Но по проектным решениям там идет рядом насыпь под дорогу и ее часть попадает на озеро.
Спойлер
Gj dctq d
Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
1. Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
2. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.
Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
1. Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
2. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Re: Экологическая экспертиза
Добрый день! Хотела бы посоветоваться, т.к. ни разу еще не проходили ГЭЭ. Проектируем кролиководческую ферму. Падеж и боенские отходы. образуемые в цехе забоя кроликов планируем сжигать в крематоре. Является ли наш объект объектом ГЭЭ. По сути у нас происходит обезвреживание отходов путем сжигания и мы попадаем под пункт 7.2 статьи 11 ФЗ-174. Но данные отходы - падеж и боенские не входят в ФККО-14 и не имеют по нему классификацию. Действует ли тогда закон ФЗ-174. Заранее спасибо!
-
- Новичок
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 14 окт 2016, 19:50
- Откуда: Новосибирск
- Благодарил (а): 1 раз
Re: Экологическая экспертиза
хм, а как же ст. 12 ФЗ-174 ? она не действует более?
т.е. для установки РБУ(растворо-бетонный узел) в черте города сейчас никакой ГЭЭ не нужно?
-
- Эколог
- Сообщения: 396
- Зарегистрирован: 21 май 2010, 10:16
- Награды: 2
- Откуда: Далеко
- Благодарил (а): 42 раза
- Поблагодарили: 144 раза
Re: Экологическая экспертиза
Olesenca, может быть по близости с вашим объектом есть скотомогильник или организация, которая эксплуатирует установку по сжиганию биологических отходов?
Имеет ли устанавливаемый вами крематор положительное заключение государственной экологической экспертизы?
Имеет ли устанавливаемый вами крематор положительное заключение государственной экологической экспертизы?
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Экологическая экспертиза
В ФККО нет отходов падежа,убоя животных и полагаю, что правомерно.
Спойлер
7 47 821 01 40 4 зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных
Обращение с отходами (полагаю, что отходами производства и потребления) - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 89-ФЗ
Спойлер
1."Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005)
"...1.2. Биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения..."
2."ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"
(введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)
3.23. #биологические отходы#: Биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
"...1.2. Биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения..."
2."ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"
(введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)
3.23. #биологические отходы#: Биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Также были разъяснения в письмах Минприроды и Роспотребнадзора года 4 назад, а может 2 не помню, что область обращения с биологическими отходами не относятся к ФЗ № 89-ФЗ и ФЗ № 99-ФЗ (не лицензируется).
Вот ещё одно "мудрое" разъяснение 2012 г.
При этом ГЭЭ федерального уровня проводит Росприроднадзор (оказывает данную госуслугу) в соответствии с "Административным регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня", утв. Приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204
Более того в "Перечне нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня" указанного административного регламента отсутствуют "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, п. 4.3.1 которых регламентирует, что сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста (Россельхознадзора) , в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
В письме Минприроды России от 29.07.2015 N 12-47/17563 даётся разъяснение о требований ГЭЭ объектов размещения отходов в только в рамках ФЗ № 89-ФЗ, который не регулирует обращение с биологическими отходами.
Спойлер
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", и сообщает.
Указанным федеральным законом (статья 3) внесены уточнения в наименование объекта государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), предусмотренного подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В частности, к объектам ГЭЭ в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, в соответствии с терминологией Закона N 89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов), в связи с чем под первую часть формулировки вышеуказанного объекта ГЭЭ ("проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности") подпадают только проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в понимании Закона N 89-ФЗ. Остальная часть данной формулировки ("проекты рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности") охватывает все остальные случаи использования земель в указанных целях, не соответствующие требованиям Закона N 89-ФЗ.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Согласно закону N 89-ФЗ (статьи 10 и 12) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
По указанным выше основаниям проектная документация по выводу из эксплуатации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов также являлась объектом ГЭЭ в соответствии с редакцией подпункта 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015.
Указанным федеральным законом (статья 3) внесены уточнения в наименование объекта государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), предусмотренного подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В частности, к объектам ГЭЭ в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, в соответствии с терминологией Закона N 89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов), в связи с чем под первую часть формулировки вышеуказанного объекта ГЭЭ ("проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности") подпадают только проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в понимании Закона N 89-ФЗ. Остальная часть данной формулировки ("проекты рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности") охватывает все остальные случаи использования земель в указанных целях, не соответствующие требованиям Закона N 89-ФЗ.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Согласно закону N 89-ФЗ (статьи 10 и 12) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
По указанным выше основаниям проектная документация по выводу из эксплуатации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов также являлась объектом ГЭЭ в соответствии с редакцией подпункта 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015.
Разве, что по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека могут распределяются на четыре класса опасности по "СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.06.2003, но это это требование в рамках ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а не ФЗ № 89-ФЗ.
.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"