Введение с 1 января 2016 года государственного регулирования деятельности в сфере обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.
С 1 января 2016 года вступает в силу:ТКО - твердые бытовые отходы
ГЛАВА V1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
- Статья 24_6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
- Статья 24_7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
- Статья 24_8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
- Статья 24_9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
- Статья 24_10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
- Статья 24_11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
- Статья 24_12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
- Статья 24_13. Инвестиционная программа оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункта 5 статьи 23 ФЗ от 29.12.2014 №458-ФЗ утверждение территориальных схем в области обращения с отходами уполномоченными органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.
2. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ.
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Статья 24_7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются в месте сбора который находится в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
2. По договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории иного субъекта РФ в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами РФ.
Согласно пункта 6 статьи 23 ФЗ от 29.12.2014 №458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
5. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Требования к территориальным схемам обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами
Территориальная схема обращения с ТКО утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с документами территориального планирования и должна включать:
- данные о нахождении источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту);
- данные о количестве образующихся ТКО на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
- данные о целевых показателях по удалению и утилизации ТКО, установленных в субъекте РФ с разбивкой по годам;
- данные о нахождении мест сбора и накопления ТКО на территории субъекта РФ, предназначенных для приема и передачи отходов на дальнейшую утилизацию;
- данные о месте нахождения объектов по удалению, обезвреживанию и утилизации ТКО;
- баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории соответствующего субъекта РФ;
- схему потоков ТКО от источников образования ТКО до объектов по их удалению, обезвреживанию и утилизации.
1. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- обработка ТКО;
- обезвреживание ТКО;
- захоронение ТКО;
- оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.
3. Правительство РФ определяет случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок их проведения.
4. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
- тариф на обработку ТКО;
- тариф на обезвреживание ТКО;
- тариф на захоронение ТКО.
Статья 24_9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
1. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
3. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья 24_12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
1. Порядок осуществления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (федеральный государственный контроль (надзор) определяется Правительством Российской Федерации.
2. Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (региональный государственный контроль (надзор) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 24_13. Инвестиционная программа оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с ТКО, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
2. Инвестиционная программа должна содержать:
- плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО;
- перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов, используемых для обращения с ТКО;
- объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
- график реализации мероприятий инвестиционной программы;
- предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО;
- иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
В 2015 году Правительство РФ:
- Должно СРОЧНО внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255, в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- Лицензиаты до 30 июня 2015 года переоформить ранее выданные лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
- До 1 июля 2015 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, должен утвердить Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и требования к ее осуществлению.
- Установить нормативы утилизации отходов от использования товаров;
- Установить Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- Установить Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами товаров, отходов от использования этих товаров;
- Установить Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки);
- Определить Порядок создания, эксплуатации и модернизации Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;
- Определить Состав, формы, сроки и порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
- Установить ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
- Установить Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора).
- требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами;
- правила обращения с твердыми коммунальными отходами;
- порядок присвоения юридическому лицу статуса регионального оператора;
- типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и установить порядок проведения таких торгов;
- порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
- порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
- порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
- перечень отходов которые после утраты потребительских свойств представлены биоразлагаемыми материалами и к которым могут применяться меры экономического стимулирования.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды должен утвердить Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности.
Субъекты РФ до 1 января 2016 года должны:
- установить порядок установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
- установить порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
- установить порядок создания и ведения региональных кадастров отходов;
- разработать, согласовать с территориальным органом уполномоченным Правительством РФ федерального органа исполнительной власти и утвердить Региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- разработать, согласовать с территориальным органом уполномоченным Правительством РФ федерального органа исполнительной власти и утвердить территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- утвердить нормативы накопления твердых коммунальных отходов.