ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Модератор: Raccoon

Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
Ответить

Автор темы
m-ka
Новичок
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 09:27
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза

ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Сообщение m-ka »

Добрый день!
Наткнулась на материалы такого судебного разбирательства:
http://sudact.ru/arbitral/doc/qqlsg9EBQTQy/

И возник, соответственно, вопрос: надо ли проводить ГЭЭ для отвалов горных пород? Формирование отвалов - это явное "размещение" отходов. В ФЗ "Об отходах" вообще ничего не написано про Государственную Экологическую Экспертизу, только про необходимость государственной экспертизы проектов.
Аватара пользователя

Ecolog-Julia

Виртуоз ПМООС Орден за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 1932
Зарегистрирован: 14 ноя 2007, 22:43
Награды: 9
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 861 раз
Поблагодарили: 1039 раз

Re: ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Сообщение Ecolog-Julia »

В соответствии с ФЗ № 174 от 23.11.1995 ст. 11 "Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:" часть 4 "материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти", часть 7.2 "проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности"; ст. 12 "Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня" часть 3 "материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов)".
"Положение подпункта 7.2 статьи 11 не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ (часть 6 статьи 49 названного закона)".
С соответствии с Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-21590/2012 "Из проектной документации не следует, что вскрышные породы размещаются на отвалах с последующим их обезвреживанием (обработкой, сжиганием и обеззараживанием на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду). Согласно проекту вскрышная порода подлежит временному хранению до отработки участка и затем для рекультивации нарушенных земель.", т.е. если вскрышные породы складируют с целью дальнейшего использования для рекультивации нарушенных земель, то места размещения вскрышных пород не подлежат государственной экологической экспертизе, в противном случае требуется проведение экспертизы.
Последний раз редактировалось Ecolog-Julia 12 июн 2013, 21:55, всего редактировалось 1 раз.

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Сообщение seergy »

m-ka писал(а):Добрый день!
Наткнулась на материалы такого судебного разбирательства:
http://sudact.ru/arbitral/doc/qqlsg9EBQTQy/
И возник, соответственно, вопрос: надо ли проводить ГЭЭ для отвалов горных пород? Формирование отвалов - это явное "размещение" отходов. В ФЗ "Об отходах" вообще ничего не написано про Государственную Экологическую Экспертизу, только про необходимость государственной экспертизы проектов.
По мнению суда государственная экологическая экспертиза проводится в отношении проектной документации объектов, связанных одновременно с размещением и обезвреживанием отходов. К тому же проектируемый отвал горных пород должен соответствовать ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ, как объект размещения отходов.
А ООО "Шахты-12" осуществляет не размещение, т.к. отвал должен быть внесён в реестр ОРО и это запрещает ч.1 ст.18 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ, а скорее всего накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Проводить ГЭЭ для отвалов горных пород по мнению АС Кемеровской области не требуется.
Спойлер
Суд признает выводы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области об обязанности Общества проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации объекта, связанной с размещением отходов 5 класса опасности,не обоснованными и не соответствующими действующему законодательству.
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа данной нормы следует, что деятельность по размещению и обезвреживанию отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако из материалов дела не усматривается, что Общество занималось размещением отходов в смысле Закона № 89-ФЗ.
Суд согласился с мнением заявителя о том, что размещение ООО «Шахта №12» вскрышной породы в отвалы горных пород в соответствии с проектной документацией «Отработка запасов угля действующим участкам открытых горных работ в границах горного отвода ООО «Шахта №12 и результатов инженерных изысканий» не является нарушением п. 7.2. ст. 11 Федерального Закона РФ от 23.11.1995г. №174-ФЗ экологической экспертизе»
Отвалы для размещения Обществом вскрышной породы не являются самостоятельными объектами для размещения отходов 5 класса опасности и учтены в проектной документации «Отработка запасов угля действующим участкам открытых горных работ в границах горного отвода ООО «Шахта №12 и результатов инженерных изысканий».
Таким образом, государственная экологическая экспертиза проводится в отношении проектной документации объектов, связанных одновременно с размещением и обезвреживанием отходов.
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области не доказало, что внешние отвалы горных пород № 2 и №3 для размещения вскрышной породы являются самостоятельными объектами размещения опасных отходов и внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, что они используются для размещения и обезвреживания отходов 1-5 класса опасности, соответственно, не доказало наличие у ООО «Шахта №12» обязанности проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации объекта, связанной с размещением на внешних отвалах №№2 и 3 вскрышной породы. Указанная проектная документация, как уже указал суд, в целом получила положительное заключение государственной экспертизы, в том числе, и в части соответствия Закону «Об отходах производства и потребления».
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Сообщение r@b »

Письмо Росприроднадзора от 21.02.2013 N ВК-03-03-36/2216
"О нарушении законодательства об экологической экспертизе при осуществлении рекультивации"
Спойлер
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 21 февраля 2013 г. N ВК-03-03-36/2216

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с участившимися случаями осуществления под видом рекультивации нарушенных земель в виде отработанных карьерных выемок, естественных полостей (оврагов) и тому подобного, деятельности, связанной с размещением отходов, в том числе твердых бытовых, строительного мусора и иловых осадков, с учетом позиции Минприроды России (письмо от 13.04.2011 N 12-44/5717), сообщает следующее.
В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Положениями п. 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, рекультивация осуществляется с использованием вскрышных пород.
Положениями ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" определены требования к рекультивации земель. Так, п. 6.1 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации, поверхностный слой должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации. Классификация вскрышных и вмещающих породы по пригодности их использования для биологической рекультивации установлена положениями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель".
Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" определено, что рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01. Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов, в том числе к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.
Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целен рекультивации нарушенных земель законом не установлено.
Наличие проектной документации, обосновывающей рекультивацию с применением отходов, а именно: проектов рекультивации нарушенных земель, не является основанием (разрешающим документом) для осуществления подобного вида деятельности - рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления. Так как название проектной документации не соответствует ее содержанию, а именно: фактически подобной проектной документацией обосновывается создание объектов размещения отходов и осуществление деятельности по размещению отходов. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
При выявлении фактов осуществления деятельности по размещению отходов производства и потребления под видом рекультивации нарушенных земель надлежит предпринять предусмотренные законодательством меры, в том числе направленные на пресечение подобных нарушений.
За нарушения законодательства об экологической экспертизе предусмотрена административная ответственность по ст. 8.4 КоАП РФ, за безлицензионное осуществление деятельности по ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления по ст. 8.2 КоАП РФ.
Обращаю внимание, что осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности (в частности лицензии) согласно п. 1 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1193 (далее - Постановление), относится к числу нарушений, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Учитывая положения ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ в случае угрозы причинения вреда окружающей среде применяется такая мера административного наказания, как административное приостановление деятельности, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Применение административного приостановления деятельности за несоблюдение экологических требований при размещении отходов возможно по ст. 8.2 КоАП РФ.
Также отмечаю, с учетом положений п. 1 Постановления и в силу подпункта "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поступление в Росприроднадзор информации о подобных фактах является основанием для проведения внеплановой проверки.

В.В.КИРИЛЛОВ

Alexandrov

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 12 май 2011, 11:37
Награды: 1
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 67 раз

Re: ФЗ Об отходах и ФЗ Об экологической экспертизе

Сообщение Alexandrov »

Однако же есть СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", регламентирующий использование осадков сточных вод при рекультивации земель. Или РПН тоже считает такую деятельность недопустимой?

Ответить

Вернуться в «Законодательство по отходам»

Форум для экологов : Отказ от ответственности