Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

правовой анализ

Модераторы: masm0, Kotucheny

Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
Аватара пользователя

Автор темы
aartemy

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 22 ноя 2007, 13:09
Награды: 4
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 223 раза

Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Сообщение aartemy »

Коллеги, имеется непраздный вопрос:
Начну с цитаты статьи 16 ФЗ,вынесенного в заголовок темы:
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
имеется экспертное мнение, [connie_threaten] что все выбросы, какими бы они ни были, подлежат непременной очистке, уменьшению. И в проектах строительства новых объектов все источники выбросов пылей и газов должны быть оборудованы средствами очистки воздуха.
В моем случае - окрасочный участок с местным отсосом, расход краски 8 кг / сутки. При рассеивании на границе СЗЗ концентрация растворителей 0,3 ПДК м.р.
ВОт как доказать что не нужна нам очистка, при этом правильно истрактовать закон и угодить эксперту?
Подписался на тему, жду комметариев, мыслей, ссылок..
«Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их». © Эдвард Деминг
Аватара пользователя

smold

Новичок года Медаль за развитие Орден за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 15 авг 2006, 12:24
Награды: 8
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 267 раз
Поблагодарили: 1001 раз
Контактная информация:

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение smold »

Вдовесок
Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.1.6.1032-01:
3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе и эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов

"Суперсанпин":
3.15. Обязательным условием современного промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

На курсах в НИИ Атмосфера, лектор Федюнькина (РПН по СПб) толкала речь, что всех обязывает разработчиков (Заказчиков) независимо от ситуации ставить очистку. Соблюдение закона. Пофик на экономическую нецелесообразность.
Пахарь, жнец и на дуде игрец, Несущий Благо, Ваш Smold.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!
Аватара пользователя

Автор темы
aartemy

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 22 ноя 2007, 13:09
Награды: 4
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 223 раза

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение aartemy »

smold спасибо (нажал), еще мнения?
Получается, что реконструируемые и новые объекты находятся в худших экономических условиях (обязаны чистить даже если это не нужно по условиям даже в НМУ), чем те, которые работают по-старинке, кочегарят на грани 0,99 ПДК? Тогда в чем стимул с модернизации, перепрофилированию и переоборудованию?
«Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их». © Эдвард Деминг
Аватара пользователя

Wespe

Медаль за развитие Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 3545
Зарегистрирован: 09 апр 2010, 19:01
Награды: 6
Откуда: Каракас
Благодарил (а): 659 раз
Поблагодарили: 689 раз

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение Wespe »

aartemy писал(а):smold спасибо (нажал), еще мнения?
Получается, что реконструируемые и новые объекты находятся в худших экономических условиях (обязаны чистить даже если это не нужно по условиям даже в НМУ), чем те, которые работают по-старинке, кочегарят на грани 0,99 ПДК? Тогда в чем стимул с модернизации, перепрофилированию и переоборудованию?
Не в последнюю очередь потому, что построить новое так как "надо", проще, чем реконструировать старое, кроме того надо учитывать, что привязать современные технологии очистки и сокращения выбросов к оборудованию и процессам 60-х-70-х не всегда представляется возможным.
"Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова." (с)

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение seergy »

aartemy писал(а):
Спойлер
Начну с цитаты статьи 16 ФЗ,вынесенного в заголовок темы:
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
имеется экспертное мнение, [connie_threaten] что все выбросы, какими бы они ни были, подлежат непременной очистке, уменьшению. И в проектах строительства новых объектов все источники выбросов пылей и газов должны быть оборудованы средствами очистки воздуха.
В моем случае - окрасочный участок с местным отсосом, расход краски 8 кг / сутки. При рассеивании на границе СЗЗ концентрация растворителей 0,3 ПДК м.р.
ВОт как доказать что не нужна нам очистка, при этом правильно истрактовать закон и угодить эксперту?
Подписался на тему, жду комметариев, мыслей, ссылок..
Добавлю к посту smold
Спойлер
5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
И применять СанПиН постольку, по скольку они не противоречат Град.кодексу.
В данном случае нет противоречий.
Есть ещё интересный момент.
Ключевая фраза : объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие[/b] на качество атмосферного воздуха[/b].
Нужно разобраться, что такое вредное воздействие на качество атмосферного воздуха.
В определениях ФЗ нет, чёткого определения вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, но есть много понятий косвенно определяющих это понятие.
Превышение гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха (концентраций) химических или биологических веществ, поступающих в атмосферный воздух (или образующихся в нем) вредных (загрязняющих) веществ - загрязнение атмосферного воздуха.
Если химическое и биологическое вещество (или смесь веществ), которое содержится в атмосферном воздухе и при достижении определённой концентрации оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (превышение гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха ) - то это вредное (загрязняющее) вещество .
Таким образом, объектами хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха - это объекты в ходе эксплуатации, которых будут выделяться вредные (загрязняющие) вещества, превышающие гигиенических и экологических нормативы качества атмосферного воздуха.
Гигиенические нормативы качества регулирует санитарно-эпидемиологическое законодательство ( СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, ГН), согласно которым основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого и косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания (в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения ЛПУ длительного пребывания больных и центров реабилитации).
Если у вас на границе жилой зоны и других территориях проживания людей, границе СЗЗ нет превышения с учётом фонового загрязнения атмосферного воздуха ПДК или 0,8 ПДК для мест отдуха, ЛПУ и центров реабилитации, то гигиенический норматив качества атмосферного воздуха соблюдается и отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.
Однако, ФЗ требует ещё не превышения экологических нормативов качества атмосферного воздуха.
Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ" регламентирует, что экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. До настоящего момента не утверждено ни одного экологического норматива качества атмосферного воздуха.
Т.о. не возможно установить точно - соблюдается ли экологический нормативов качества атмосферного воздуха и может ли оказываться проектируемым объектом вредное воздействие на качество атмосферного воздуха.
Поэтому, полагаю (предполагаю), что эксперты требуют, чтобы выбросы, какими бы они ни были, подлежали непременной очистке, уменьшению.
Доказать отсутствие вредного воздействия на качество атмосферного воздуха, без подтверждения непревышения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, которые даже не утверждены, невозможно - это требует федеральный закон.
Возможно эксперты как бы перестраховываются на будущее - вдруг пока идёт строительство примут экологические нормативы качества атмосферного воздуха, которые будут устанавливать очень жёсткие критерии и объект будет оказывать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха.
А так получиться, что мудрые эксперты настояли на мерах по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию хотя бы для соблюдения гигиенический норматив качества атмосферного воздуха и возможно экологических.
Спойлер
Статья 1. Основные понятия
охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосерного воздуха;
предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;
экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;
Cтатья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

Аватара пользователя

Автор темы
aartemy

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 22 ноя 2007, 13:09
Награды: 4
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 223 раза

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение aartemy »

Сергей, спасибо (нажал)!
Так и знал что ты откликнешься на этот вопрос.
Позволишь, если часть комментариев к Закону в твоем исполнении я включу в официальный ответ эксперту?
Про экологические нормативы - да, да все так. Правда в диалоге с экспертом об экологических нормативах речи не шло: этого даже не брали на заметку.
По поводу введения новых норм после начала строительства: 0% вероятности что разрешение на строительсво (и уж тем более полож. заключение экспертизы) отзовут из-за введения экол. нормативов. Закон обратной силы не _____.
«Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их». © Эдвард Деминг

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение seergy »

aartemy писал(а):Сергей, спасибо (нажал)!
Так и знал что ты откликнешься на этот вопрос.
Позволишь, если часть комментариев к Закону в твоем исполнении я включу в официальный ответ эксперту?
Про экологические нормативы - да, да все так. Правда в диалоге с экспертом об экологических нормативах речи не шло: этого даже не брали на заметку.
По поводу введения новых норм после начала строительства: 0% вероятности что разрешение на строительсво (и уж тем более полож. заключение экспертизы) отзовут из-за введения экол. нормативов. Закон обратной силы не _____.
Конечно, включай.
Я имел ввиду, что на основании проектной документации будут установлены нормативы ПДВ на срок до 2 лет, а если на период установления ПДВ появятся экол. нормативы, то их потребуется учитывать, и как всегда будут обвинять экспертизу, что она не предложила очистные на всякий случай.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

Ark_atm
Новичок
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 15 мар 2012, 18:21
Благодарил (а): 2 раза

Вопрос по ст. 30

Сообщение Ark_atm »

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, что подразумевает использование пылегазоочистных установок (ГОУ).

Указанная обязанность закреплена также в п. 3.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом России 17 мая 2001 г. N 14. Согласно указанному пункту при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

Использование ГОУ входит в комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух, которые в соответствии с п. 3.4 с "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" обязательны для предприятий превышающих действующие критерии качества атмосферного воздуха, в число которых наше предприятие не входит. Данный факт подтверждается согласованным в установленном порядке проектом ПДВ в составе которого отражено следующее:
- в п. 4.3 «Мероприятия по достижению нормативов ПДВ» части 1 проекта установлено: на основании проведенного анализа результатов расчета рассеивания следует, что специальных мероприятий для объектов ОАО, расположенных на территории ***, по снижению выбросов в атмосферном воздухе проводить не надо. Создаваемые источниками выбросов ОАО приземные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимых концентраций вредных веществ на границах нормативной СЗЗ и ближайших жилых зонах.

Обязательное наличие ГОУ на всех источниках выбросов законодательно не отражено (по-крайней мере я нигде не нашел ничего подобного), более того существует ряд источников выбросов, которые технологически невозможно оснастить ГОУ.

Основным техническим документом по контролю работоспособности ГОУ являются Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-84), в п. 1.1. которых указано, что «настоящие ПЭУ являются общесоюзными и обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности».

Вопрос: на основании какого закона, кроме ст.30 №96-ФЗ, Росприроднадзор может наложить штрафные санкции на предприятие? и где прописано ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ использование ГОУ???
Аватара пользователя

Автор темы
aartemy

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 22 ноя 2007, 13:09
Награды: 4
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 223 раза

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение aartemy »

Было такое замечание (похожее) у меня в проектной документации. Удалось убедить эксперта (он признал что был не прав) с помощью такой формулировки
Спойлер
В соответствии с п.4. ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об охране атмосферного воздуха", в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
В ст.1 указанного закона понятие «вредное воздействие» фигурирует в определении «гигиенический норматив качества атмосферного воздуха»: это «критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека» и в определении «экологический норматив качества атмосферного воздуха»: это «критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду».
В настоящее время законодательством установлены только гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха (СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»), согласно п.2.1 которых основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого и кос-венного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Таким образом, объекты хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха - это объекты, в ходе эксплуатации которых будут выделяться вредные (загрязняющие) вещества, превышающие гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Поскольку расчетом установлено, что проектируемый объект по условиям рассеивания вредных (загрязняющих) ве-ществ обеспечивает соблюдение ПДК (концентрация паров растворителей не превышает 0,44ПДК), такой объект не оказывает вредного воздействия на качество атмосферного воздуха, и меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) ве-ществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в проекте строительства не предусматриваются.
Выделение жирным сохранено из официальной переписки.
Простыми словами - ГОУ надо для источников ВРЕДНОГО воздействия. Если ПДК не превышено, то ВРЕДНОГО возд-я нет. А если вреда нет, так и ГОУ не нужны.
«Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их». © Эдвард Деминг

Ark_atm
Новичок
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 15 мар 2012, 18:21
Благодарил (а): 2 раза

Re: Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного возду

Сообщение Ark_atm »

aartemy, спасибо за ответ. Буду использовать в своих пояснениях

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Законодательство по воздуху»

Форум для экологов : Отказ от ответственности