Необходимость разработки проекта СЗЗ

Обсуждаем вопросы связанные с СЗЗ

Модераторы: sveta-eko, PhILiN


Автор темы
Воробушек
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 фев 2010, 03:44
Откуда: Владивосток

Необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Воробушек »

Подскажите пожалуйста [!help] :
- Является ли источником воздействия на окружающую среду предприятие, для которого уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки не превышают ПДК и вклад в загрязнение жилых зон не превышает 0,1 ПДК (СЗЗ - 100 м)
- требуется ли в этом случае разработка проекта СЗЗ???

riorita
Интеграл-Клуб
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 12:26
Поблагодарили: 1 раз

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение riorita »

Расчет делается когда уже есть проектная документация - тогда понятно какие источники шума булут. Источники шума для действующего предприятия. Расчет для этапа строительства тоже делается, но к СЗЗ объекта не имеет отношения. Замеры делать не нужно.

AnnMak
Эколог
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 10:49
Откуда: г.Ярославль
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение AnnMak »

riorita , а чем тогда отличается проект ООС от проекта СЗЗ для проектируемого объекта? А нужно ли уменьшать СЗЗ под жилую застройку?

igor8876
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 15:49

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение igor8876 »

Замеры делают после внедрения объекта в эксплуатацию для подтверждения СЗЗ. А на стадии П обоснование СЗЗ необходимо согласовать в Роспотребнадзоре

igor8876
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 15:49

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение igor8876 »

Cогласуйте проект СЗЗ в Роспотребнадзоре, а замеры после внедрения в эксплуатацию объекта


DiaNOCHKA
Новичок
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 02 ноя 2010, 14:31
Благодарил (а): 6 раз

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение DiaNOCHKA »

Вы можете взять марки и характеристики используемого оборудования у разработчиков (технологов) данной мойки, есть же наверное отдельно проект вентиляции, водоснабжения на вашу мойку, так взяв данные вы можете ТОЛЬКО расчетным путем посчитать шум. на период строительства тоже надо только расчетный шум, натурных замеров никто не спросит.

Евгений Горелов
Заслуженный эколог
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 44 раза
Контактная информация:

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Евгений Горелов »

В связи с выходом Изменений №3 Все гораздо упростилось для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Я по этому поводу писал статью в журнал ЭкоПраво Центра правового обеспечения природопользования. Привожу ниже в сокращении.

Спойлер
Согласно п. 2.1 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 2.1. в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Одновременно для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
При этом, источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
На основании изложенного, если уровни создаваемого объектом загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, данный объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и требования новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него не распространяются.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1.2 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 Изменения и дополнения № 3 к СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 122 от 9 сентября 2010 г. (зарегистрированы Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995; с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 07.05.2008, регистрационный номер 11637; 27.10.2009, регистрационный номер 15115) из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 исключены слова «и действующих».
Таким образом, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Из всего вышесказанного следует, что проект ориентировочной СЗЗ должен быть разработан и утверждён до момента ввода объекта в эксплуатацию, и у всех действующих предприятий СЗЗ должна быть установлена.
Попробуем разобраться с действующими предприятиями, не успевшими или «не захотевшими» установить СЗЗ и «выпадающими» из-под действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Необходимо отметить, что изменения к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не исключают возможность принятия санитарных норм и правил, регулирующих вопросы установления санитарно-защитных зон для действующих промышленных объектов и производств. Т.е. факт исключения действующих предприятий из преамбулы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что этот СанПиН на действующие предприятия не распространяется.

Трудно представить, что Изменения № 3 отменяют требования к СЗЗ для действующих предприятий, т.к. может нарушаться самое важное право – право человека на благоприятную окружающую среду. Посудите сами, в стадии проектирования устанавливается СЗЗ для предприятия, а при непосредственной эксплуатации данного предприятия, его объектов негативного воздействия, в его СЗЗ можно будет строить новые объекты, которые могут загрязнять окружающую среду физическими, химическими, биологическими и др. поллютантами. К тому же текст СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит пункты, в которых указано, что они относятся к действующим предприятиям (п. 3.5, п. 3.12).
Также Изменения № 3, намного упростили жизнь предприятиям V класса (в частности, субъектам малого бизнеса, относящимся к данному классу).
Так, п. 2 Изменений № 3 гласит, что «главу III дополнить пунктом в следующей редакции: «3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся. Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий».
Таким образом, ввиду действия «презумпции невиновности», действующему предприятию, являющегося объектом малого бизнеса V класса опасности, самостоятельно не требуется доказательство своей невиновности (отсутствия превышения санитарно-гигиенических критериев качества окружающей среды), за них натурные исследования сделает надзорный орган на безвозмездной основе.
Следует отметить, что класс опасности определяется по классификации предприятий, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а категория субъектов предпринимательства определяется согласно ст. 4, п. 1-8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ) и п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
К слову, может случиться противоречивая ситуация: если в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения ориентировочной СЗЗ), предприятие малого бизнеса V класса, на стадии проектных работ обоснует возможность размещения в жилой застройке путем расчета ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (по ОНД-86) и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМИ), то при вводе объектов данного предприятия уже в эксплуатацию, действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него уже распространяться не будет, о чем уже упомянуто выше.
Проекты обоснования СЗЗ для таких предприятий разрабатывать не надо, а стоит ждать только надзорных органов, которые сами в свое время придут и все измерят по своей инициативе, либо по жалобе близживущего населения. На практике, конечно, может быть такая ситуация, что и предприятие в момент проверки работало не в самом загруженном режиме, а лишь только инспекторы за порог, то начинает чадить «по-черному». А может, и обратная ситуация: когда предприятие, расположенное возле оживленной магистрали, также работало в полузагрузочном режиме во время проверки («в час пик»), а надзорные органы регистрируют превышение ПДКм.р., например, по оксиду углерода или оксидам азота в жаркую безветренную погоду на ближайшей селитебной зоне, находящейся по другую сторону автомагистрали от предприятия. Хорошо будет, если пост Росгидромета, регистрирующий фоновое загрязнение, находится где-то рядом и проводит постоянный мониторинг, а предприятие не выбрасывает вещества, идентичные выбросам от ДВС автотранспорта, а если наоборот?
Справедливости ради, стоит сказать, что производственный экологический контроль источников выбросов никто не отменял (ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В соответствии с п. 3.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР 1 января 1991 г., при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы
На основании изложенного, при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) должны использоваться непосредственные инструментальные замеры, за исключением случаев отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества, при которых допускается использование расчетного метода.
Также следует отметить, что ни одним нормативно-правовым актом не регламентируется форма и порядок согласования уведомления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки (для микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек).
Также Изменениями № 3 сохранены п. 3.1, п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, касающиеся действующих предприятий.
Не менее интересны и другие пункты Изменений № 3: «4. Из пункта 4.2 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических (годовых) натурных исследований и измерений атмосферного воздуха (не менее 50 исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух». Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. После слов «оценки риска здоровью населения» добавить следующее: «В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ. Из пункта 4.3 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, для предприятий I и II классов опасности, в связи с обособлением натурных замеров из разработки проекта СЗЗ, данные исследования проводятся только в рамках надзорных мероприятий, и в рамках производственного контроля. Таким образом, если у предприятий имеются протоколы замеров концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проводимые в рамках производственного контроля, окончательное установление размеров СЗЗ с 12 ноября 2010 г. может осуществляться сразу после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы, что противоречит п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому «установленная (окончательная) СЗЗ разрабатывается на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров». Но, скорее всего, имеет место быть тот случай, когда законотворец приравнял понятие «производственный контроль» с понятием «натурные исследования», и в таком случае противоречие исчезает. В пунктах 4.1, 4.5 и 4.6 также фигурируют понятия «натурные исследования», после которых устанавливаются размеры окончательной СЗЗ.
Определенную ясность в сложившуюся ситуацию вносит письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/16400-0-32 от 22 ноября 2010 г. «О разъяснении изменений №3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» (далее Письмо), но необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Также в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
На основании изложенного, указанное выше письмо Роспотребнадзора не является нормативными правовым актом и носит рекомендательный характер.
Немного упростилась ситуация для крупных предприятий, находящихся на отдалении от жилой застройки. Так, п. 4 Изменений №3 гласит: «после слов "оценки риска здоровью населения" добавить следующее: "В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно». После этого так и хочется пожелать Роспотребнадзору и Росприроднадзору прекратить требовать, как противоречащее действующему законодательству, обязанность расчета рассеивания загрязняющих веществ в Проектах нормативов ПДВ для предприятий, находящихся на значительном расстоянии от жилой застройки, т. к. в основе расчета рассеивания лежат санитарно-гигиенические нормативы (ПДК) для селитебной территории.
Ну и в заключении п. 4 Изменений №3 освободил предприятия III, IV и V классов опасности при установлении окончательной СЗЗ от "систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух". Но предприятия III класса рано вздохнули с облегчением: остается действующим п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому предприятия I-III класса разрабатывают проект ориентировочного размера СЗЗ, который должен быть подтвержден натурными исследованиями и измерениями. И здесь, к сожалению, речь уже не идет о надзорных органах и производственном контроле.
Аватара пользователя

Kotucheny

Душа форума Звезда за порядок
Модератор
Сообщения: 1848
Зарегистрирован: 10 фев 2011, 10:28
Награды: 2
Откуда: Тамбов
Благодарил (а): 268 раз
Поблагодарили: 292 раза

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Kotucheny »

Евгений Горелов
Ну во-первых, как вы уже и сказал, письмо-это не нормативный документ.
Во-вторых, это письмо противоречит само себе. Сначала они пишут, что для действующих предприятий, у которых уже УСТАНОВЛЕНА ранее СЗЗ (у нас она установлена и утверждена аж в 1992 году), проект СЗЗ не требуется. Потом пишут, что для действующих предприятий, у которых есть жалобы жителей (не-по русски конечно, но смысл понятен) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СЗЗ по расчетам и т.д.
Мы сейчас оказались в такой ситуации, что у нас уже УСТАНОВЛЕНА СЗЗ, но сейчас выдали предписание, что в соотвествии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, новая редакция, мы должны по-новой разрабатывать проект+расчет рисков (I категория, СЗЗ = 1000 м). Мы считаем, что раз уже установили СЗЗ, то все, раз и навсегда. Ведь не написан, что она нам согласована на год-пять лет-до следующих изменений СанПиНа. Переписка с Роспоребом ведется уже с того года, похоже будем судиться.... Проект-то стоит ого-го сколько, а ситуацию в жилой зоне он не изменит.
Как вы считаете, кто прав?
Изображение
Катя, Катя, Катерина, до чего ж ты хороша!
Не пошла работать в школу, на завод зато пошла!
И теперь на производстве от нее огромный толк!
Весь Тамбов Катюшу знает и забыт тамбовский волк.(с)

Евгений Горелов
Заслуженный эколог
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 44 раза
Контактная информация:

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Евгений Горелов »

Считаю, что вы правы, но при условии, если у вас не было мощнейшей модернизации, которая повлекла настолько сильные изменения в выбросах, что изменился класс опасности, а расчетный рассеивания (по фонам не старше 5-и летней выдержки с учетом прилегающих предприятий) не показывает на границе установленной СЗЗ превышения ПДК. Вы же ведете производственный контроль на источниках выброса? не на границе СЗЗ - вот и рассейте эти концентрации, также и по шуму. а жалобы.... это еще доказать надо, что вред от Вас, а это доказать невозможно, если расчеты нормальные, ИМХО.

Jlimpa
Эколог
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 10 апр 2009, 11:47
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Jlimpa »

Ну вот, а я теперь совсем запуталась. Есть среднее предприятие, занимается машиностроением (ковка, литьё, сварка, метоллообработка), звонят и спрашивают, что им нужно по экологии, и как это доказать их начальству, поскольку оно (начальство) где-то начиталось документов и решило, что их СРЕДНЕМУ предприятию никакие экологические проекты не нужны. До этого все проекты (отходы, ПДВ) были, тут вроде как сроки заканчиваются, да и они расширились. Что ж им всё-таки нужно. ПДВ - 100%, т.к. есть стационарные ИВ, отходы, как я понимаю, тоже, а санитарка? Я предполагала, что для 4-5 классов - не нужно разрабатывать, а тут получается 2-3. Не уточнила, был ли у них вообще проект СЗЗ. Но склоняюсь к тому, что лучше-таки рассчитать. И вот интересно, если 4-5 класс, а лежит в жилой застройке, неужели его не считать? Что вы думаете?

Nemo13

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 313
Зарегистрирован: 31 май 2010, 20:11
Награды: 1
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 53 раза

Re: необходимость разработки проекта СЗЗ

Сообщение Nemo13 »

Ну из СанПиНа изменением №3 исключили слова действующие, так что для всех действующих предприятий проект СЗЗ в принципе не нужен.
Столетний шут схватил за плечи внука:
"Запомни, плут, что жизнь - смешная штука!
Когда тебя беда в потоке дней найдет,
Засмейся ты тогда и все пройдет!"

гр. "Король и Шут"

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «СЗЗ - санитарно защитная зона»

Форум для экологов : Отказ от ответственности