Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Продолжение темы

Темы посвященные инженерно-экологическим изыскания

Модераторы: ГЭТИ, андрей59


Автор темы
seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение seergy »

Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

еврей
Эколог
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 18:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение еврей »

подскажите при реконструкции полигона тбо приотсутсвтиии наблюдательных скважин, подземные воды необходимо опробывать ниже и выше полиогна или на самомо теле полигона и по каким параметрам?
Аватара пользователя

smold

Новичок года Медаль за развитие Орден за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 15 авг 2006, 12:24
Награды: 8
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 267 раз
Поблагодарили: 1001 раз
Контактная информация:

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение smold »

еврей писал(а):подскажите при реконструкции полигона тбо приотсутсвтиии наблюдательных скважин, подземные воды необходимо опробывать ниже и выше полиогна или на самомо теле полигона и по каким параметрам?
Если реконструкция, то нужно выше - для фона, и ниже - для оценки загрязнения.
Мы делали, для наблюдательной скважины, при строительстве полигона ТБО, по 11 веществам:
-Нитрит-ион
-БПК5
-Хром 6+
-Медь
-Свинец
-Кадмий
-Ртуть
-Литий
-ХПК
-Мышьяк
-Барий
Пахарь, жнец и на дуде игрец, Несущий Благо, Ваш Smold.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!

еврей
Эколог
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 18:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение еврей »

это по какому НД?а выше и ниже это сколько в метрах?

еврей
Эколог
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 18:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение еврей »

снова с вопросом, подскажите знающие люди: есть объект под него сделаны изыскания на стадии проект, написан раздел ООС. нам заказывают стадию РП вопрос какой должен быть состав изысканий?


Автор темы
seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение seergy »

smold писал(а):
Спойлер
1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м3/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.
6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
- асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т/год и более;
- фрикционных материалов - 50 т и более;
- других видов применения асбеста - 200 т и более.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. м3 и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии:
- спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
- все коксовые печи;
- установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
- установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;
- установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
- установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
- окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
- все коксовые печи и коксохимические производства;
- установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;
- установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков, установки по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.
19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более.
27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
- крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
- свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
- по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;
- молочные - 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.
P.S.: в соответствии с действующим документом"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ ПНД 1-94 МИНПРИРОДЫ РФ", приложение 6.
Документ опубликован не был, поэтому сомневаюсь, что это нормативно-правовой, т.к. это не соответствует условию и порядку вступления в силу нормативных правовых актов
К тому же этот документ ссылается на отменённые НПА , а приложение 6 соответствует приложению отменённого Приказа Минприроды России от 18.07.94 N 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94, регистрационный N 695.
Единственный нормативный документ регламентирующий процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (приложение к приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372), которое разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
По Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 1 статьи 32) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) «проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности».
По ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 3 статьи 32) требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
А эти требования устанавливаются в нашем законодательстве только главой 5 и приложением «Положения об ОВОС в РФ» ( приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372).
В соответствии с пунктом 1.3 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (приложение к приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) «оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Получается, что ОВОС обязателен только для объектов ГЭЭ.
Однако, по всей видимости ФЗ 7-ФЗ юридически выше "Положения об ОВОС" и он чётко требует в отношении планируемой деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду вообще, а не для объектов ГЭЭ.
Положение об ОВОС принято во исполнение ФЗ «Об экологической экспертизе», а не ФЗ 7-ФЗ.
Но в ФЗ 7-ФЗ указано, что требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, а это только Положение об ОВОС в РФ, в котором речь идёт только о объектах ГЭЭ.
Предположу, что пока не будет принят нормативный документ во исполнение ч.3 ст. 32 ФЗ 7-ФЗ , регламентирующий требования к материалам ОВОС в отношении планируемой деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду или не появится конкретика (изменения) в «Положении об ОВОС в РФ» ( приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) касаемо других объектов, не являющихся объектом ГЭЭ -предположу, что по всей логике ОВОС обязателен только для объектов ГЭЭ.
А в ООС можно пробовоть писать, т.к. проектируемый объект не является объектом ГЭЭ, то на основании выше приведённых доводов, ОВОС заказчиком или по поручению заказчика не проводилась, соответственно Результаты оценки воздействия на окружающую среду не документировались в материалах по оценке воздействия и посему не входят в раздел ООС. Или идти на поводу у экспертизы и делать ОВОС.
Спойлер
V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду
5.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
5.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится в приложении к настоящему Положению.
5.3. В случае если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости (п.2.7 настоящего Положения).
5. Мое мнение для объектов ГосЭколЭкспертизы (ГЭЭ): ИЭИ нужны всегда, затем разрабатываестя ОВОС (заказчиком или нами) как предпроектная документация с общественными слушаниями, затем разрабатывается ПМООС с включенными в него результатами ОВОС
для объектов ГлавГосЭкспертизы (ГГЭ): ИЭИ нужны всегда (как результаты ОВОС), затем разрабатывается ПМООС с включенными в него результатами ОВОС (ИЭИ)
Мое мнение:
для объектов ГосЭколЭкспертизы (ГЭЭ) - согласен, в программу ИИ целесообразно включать ИЭИ и обязательно выполнить ОВОС.
для объектов ГлавГосЭкспертизы (ГГЭ) : ИЭИ нужны если устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика исполнителем, с учетом требований технических регламентов и определённых условиях (сложности объекта, степени изученности территории и т.п.) , затем разрабатывается ПМООС с включенными в него результатами ОВОС, которые выдал заказчик или поручил разработать за себя (либо без включения в проектную документацию - отдельно, либо раздел 12 - ОВОС в составе ПД) за доп. 4% от стоимости проектной документации (П+Р) и это при условии, что экспертиза очень сильно настаивает на выполнении ОВОС для объектов ГГЭ.
При разработке ОВОС в случае необходимости ИЭИ нужно поставить заказчика в известность о необходимости дополнительного изучения и внесения изменений и дополнений в программу инженерных изысканий и в договор (контракт) в части увеличения продолжительности и (или) стоимости инженерных изысканий (обязательные к исполнению п.п. 4.15, 8.8 СНиП 11-02-96).
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

smold

Новичок года Медаль за развитие Орден за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 15 авг 2006, 12:24
Награды: 8
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 267 раз
Поблагодарили: 1001 раз
Контактная информация:

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение smold »

seergy писал(а): Положение об ОВОС принято во исполнение ФЗ «Об экологической экспертизе», а не ФЗ 7-ФЗ.
Но в ФЗ 7-ФЗ указано, что требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, а это только Положение об ОВОС в РФ, в котором речь идёт только о объектах ГЭЭ.
Предположу, что пока не будет принят нормативный документ во исполнение ч.3 ст. 32 ФЗ 7-ФЗ , регламентирующий требования к материалам ОВОС в отношении планируемой деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду или не появится конкретика (изменения) в «Положении об ОВОС в РФ» ( приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) касаемо других объектов, не являющихся объектом ГЭЭ - ОВОС обязателен только для объектов ГЭЭ.
Хорошая "мысля", спасибо. Но вот что я нашел, проникнись и напиши свои мысли....
Спойлер
1. Требуется ли в настоящее время проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (ОВОС) в соответствии с Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 для представления ее результатов на государственную экспертизу, если в отношении данной деятельности проведение государственной экологической экспертизы не требуется?

2. Является ли основанием для отказа в проведении государственной экспертизы проектной документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам отсутствие в материалах ОВОС в составе проектной документации материалов общественных слушаний (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372), если в отношении объекта, на который разработана данная проектная документация, в настоящее время не требуется проведение государственной экологической экспертизы?

Ответ: 1. Согласно пунктам 25(а) и 40(а) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.

Ответ: 2. Положение, утвержденное приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372, разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в отношении объектов государственной экологической экспертизы. Таким образом, требование указанного Положения о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний не распространяется на проектную документацию, не подлежащую в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизе, и не может являться основанием для отказа в проведении государственной экспертизы в отношении такой документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам.
Согласно первому ответу: результаты ОВОС должны быть всегда включены в ООС независимо от видов экспертизы, т.е. предполагается наличие полноценного ОВОС а значит и ИЭИ!!!

Согласно второму ответу: ПП №372 разработано во исполнение ФЗ -174 ( как ты и говорил). Но... Требование указанного Положения (№372) о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний не распространяется на проектную документацию, не подлежащую в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизе. Полагаю что ОВОС тоже нужен, но можно и без общественных слушаний для ГГЭ.
Пахарь, жнец и на дуде игрец, Несущий Благо, Ваш Smold.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!

Автор темы
seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение seergy »

Хорошая "мысля", спасибо. Но вот что я нашел, проникнись и напиши свои мысли....
Спойлер
1. Требуется ли в настоящее время проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (ОВОС) в соответствии с Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 для представления ее результатов на государственную экспертизу, если в отношении данной деятельности проведение государственной экологической экспертизы не требуется?

2. Является ли основанием для отказа в проведении государственной экспертизы проектной документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам отсутствие в материалах ОВОС в составе проектной документации материалов общественных слушаний (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372), если в отношении объекта, на который разработана данная проектная документация, в настоящее время не требуется проведение государственной экологической экспертизы?

Ответ: 1. Согласно пунктам 25(а) и 40(а) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.

Ответ: 2. Положение, утвержденное приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372, разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в отношении объектов государственной экологической экспертизы. Таким образом, требование указанного Положения о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний не распространяется на проектную документацию, не подлежащую в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизе, и не может являться основанием для отказа в проведении государственной экспертизы в отношении такой документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам.
Согласно первому ответу: результаты ОВОС должны быть всегда включены в ООС независимо от видов экспертизы, т.е. предполагается наличие полноценного ОВОС а значит и ИЭИ!!!

Согласно второму ответу: ПП №372 разработано во исполнение ФЗ -174 ( как ты и говорил). Но... Требование указанного Положения (№372) о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний не распространяется на проектную документацию, не подлежащую в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизе. Полагаю что ОВОС тоже нужен, но можно и без общественных слушаний для ГГЭ.
C этими разъяснениями на сайте уже встречался.
Раньше (до 2004 года) ФЗ 174-ФЗ, ФЗ 7-ФЗ и Градостроительный кодекс от 07.05.98 № 73-ФЗ не противоречили друг другу касаемо экологической экспертизы и ОВОС. Раньше в статье 12 ФЗ 174-ФЗ указывалось, что «обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат ... технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации».Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду производилась для любых объектов, независимо от их производительности, вместимости и других мощностных показателей.
На данный момент в ст.12 и ст. 11 указывается не большой перечень объектов ГЭЭ.
Вот позавчера нашёл сборник разъяснений 2004 года, который хорошо расписывает действующее законодательство того времени. Очень удивился - говорит о том же, что я тебе говорил ранее.
Спойлер
Природоохранные решения в предпроектной и проектной документации

Вопрос 25. Проектному институту на стадии «Проект» были переданы объекты, по которым не разрабатывались «Обоснования инвестиций» с соответствующим разделом «Оценка воздействия на окружающую среду». В соответствии с п. 2.2 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372) на государственную экологическую экспертизу необходимо представлять раздел ОВОС. Как в этом случае поступить?

В случае, если объекты были определены в утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, то в ее составе (в соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ) должен был быть разработан раздел по охране окружающей природной среды. Таким образом, процедура оценки воздействия на окружающую среду указанных объектов на предпроектной стадии проектирования осуществляется при составлении градостроительной документации, которая должна была пройти экологическую экспертизу в соответствии с п. 6 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ. В этом случае, согласно п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, предварительное согласование места размещения объектов не производится, а, следовательно, отпадает необходимость в разработке «Обоснований инвестиций» или иного документа, его заменяющего, содержащего раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», выполненного в соответствии с требованиями п.п. 3.1 и 3.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России 16.05.2000 № 372, зарегистрированного Минюстом России 04.07.2000 № 2302 (далее - Положение об ОВОС).
Если проектирование и строительство объектов осуществляется при отсутствии утвержденной градостроительной документации, то предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с п.п. 1,5÷10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае предварительное согласование места размещения объекта осуществляется по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка, к которому прилагаются технико-экономические обоснования, расчеты (п. 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации) или обоснования инвестиций, содержащие раздел ОВОС, выполненный в соответствии с требованиями п.п. 3.1 и 3.2 Положения об ОВОС.
Если до разработки проектной документации указанная процедура не была выполнена, то это является нарушением положений статей 32 и 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
В любом случае в составе проекта разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды» в соответствии с п. 3.3 и Приложением к Положению об ОВОС, а также Пособием к СНиП 11-01-95 по разработке проектной документации «Охрана окружающей среды».

Вопрос 26. Каков вид и состав материалов, подготавливаемых на различных стадиях проектирования и требуемых для установления соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды?

При разработке предпроектной документации (обоснований инвестиций) следует руководствоваться положениями Практического пособия к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 1998 г.);
При разработке проектной документации (инвестиционный проект, проект /рабочий проект/) следует использовать положения Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 2000 г.).
Рабочая документация к проектной документации не относится и экспертизе не подлежит (см. разъяснение к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27. 12.2000 № 1008). Комплектация и оформление рабочей документации осуществляется в соответствии со стандартами СПДС. В рабочей документации должны быть представлены конкретные технические решения, обеспечивающие выполнение требовании по охране окружающей среды, на основе проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденных в установленном порядке.
Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды». Статьей 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» установлено, что в сферу их деятельности входит «разработка и утверждение нормативов ... и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды ...». Таким образом, при необходимости уточнения состава и содержания указанных разделов для конкретных объектов с учетом их функционального назначения, а также «географических, природных, социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации», следует обратиться в территориальные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Вопрос 27. Можно ли при проектировании строительства горнодобывающего предприятия провести экологическую экспертизу на стадии «проект», минуя проведение экологической экспертизы на предпроектной стадии?

Горнодобывающее предприятие в соответствии с п. 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных.
Согласно п. 2 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «Предпроектная документация ... на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации». При этом под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций.
Статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что «оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных организаций.
Порядок проведения оценки возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и процедура участия в этой оценке общественных объединений приведены в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000, регистрационный № 2302).
Таким образом, положения действующих законодательных и нормативных правовых актов не допускают для опасных производственных объектов исключить предпроектную стадию «обоснование инвестиций».

Вопрос 28. В связи с отменой действия СНиП 11-01-95 возможно ли использовать в работе Пособия к этому СНиП, в частности по разработке раздела «Охрана окружающей среды»?

Пособия к СНиП 11-01-95, в частности и по разработке раздела «Охрана окружающей среды», являются материалами рекомендательного характера и могут добровольно использоваться в части, не противоречащей федеральным законам Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Вопрос 29. Каков порядок расчета выбросов загрязняющих веществ различными производствами при разработке раздела проекта «Охрана окружающей среды»?

Министерством природных ресурсов Российской Федерации 25.04.2001 утвержден Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующий на территории России (далее - Перечень).
В Перечень включены документы по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, используемые при инвентаризации, нормировании выбросов загрязняющих веществ, контроле за соблюдением установленных нормативов для действующих организаций и подготовке подразделов «Охрана воздушного бассейна» в составе предпроектной и проектной документации на строительство новых и реконструкцию действующих производств.
По вопросам применения методических документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует обращаться в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Вопрос 30. На основании каких нормативных актов заказчик проектной документации может ознакомиться с документами по проведению экологической экспертизы?

В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» «заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, имеет право получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы.
Исходя из требований экспертного органа, заказчик вместе с проектной организацией уточняет состав и содержание раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» для конкретных объектов строительства, руководствуясь при этом положениями статей 743 и 759 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общие методические подходы к разработке раздела «Охрана окружающей среды» приведены в Пособии к СНиП 11-01-95.

Вопрос 31. Требуется ли разработка в составе проектной документации на строительство малых предприятий раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и нужен ли раздел ОВОС для действующих предприятий?

Обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду с последующим проведением экологической экспертизы установлена экологическим законодательством.
На стадии «Проект» в соответствии с положениями СНиП 11-01-95 осуществляется разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС), являющаяся продолжением и более детальной проработкой раздела ОВОС, выполненного на предпроектной стадии. В случае, если предпроектная стадия отсутствует или раздел ОВОС на ней не разрабатывался, проектная документация, связанная с охраной окружающей среды, должна быть выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями нормативных документов на проектирование.
Так, статьей 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности».
В статье 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ установлено, что «экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности», При этом, в статье 12 этого закона указывается, что «обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат ... технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации».
Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду производится для любых объектов, независимо от их производительности, вместимости и других мощностных показателей.
Для действующих предприятий составляется Экологический паспорт природопользователя по форме, приведенной в ГОСТ Р 17.0.0.6-2000.

Вопрос 32. Каковы требования к материалам раздела «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации на стадиях «проект» и «рабочий проект (утверждаемая часть)»?

Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (п. 2.6) устанавливает общие требования к составу этого раздела. Вместе с тем указано, что состав и содержание раздела могут быть уточнены применительно к требованиям специфики проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности или к параметрам жилищно-гражданских объектов, возводимым в различных регионах.
Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
Уточнение состава и содержания раздела «Охрана окружающей среды», а также разъяснения порядка применения нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке воздействия проектируемых объектов на окружаемую среду, входит в компетенцию Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов.


Вопрос 33. Какова обязательность проведения экологической экспертизы для отдельных жилых и гражданских зданий?


В соответствии с положениями статей 3, 11, и 12 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе подлежит вся проектная документация до принятия решения об ее утверждении.

Вопрос 34. Как применить положения Пособия к СНиП 11-01-95 при расчете выбросов загрязняющих веществ в разделе «Охрана окружающей среды» на стадии разработки рабочего проекта при производстве строительно-монтажных работ?

Положения Пособия к Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды», как правило, направлены на подготовку технических решений и мероприятий, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов и предупреждающих негативное воздействие проектируемого объекта на окружающую среду в процессе планируемой хозяйственной деятельности объекта.
Решение вопросов охраны окружающей среды при строительстве объекта регулируется положениями раздела 10 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» в составе проекта организации строительства (ПОС), который, согласно п. 3.6* указанного СНиП, должна разрабатывать генеральная проектная организация, и проекта производства работ (ПНР), который, в соответствии с п. 3.9* этого СНиП, разрабатывается генеральной подрядной организацией или, по ее заказу, другой организацией.
При разработке ПОС и НИР могут быть использованы положения Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» применительно к хозяйственной деятельности генеральной подрядной организации в процессе строительства объекта.

Вопрос 35. Каковы вид и состав материалов, подготавливаемых на различных стадиях проектирования и требуемых для установления соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды?

В настоящее время рекомендуется пользоваться положениями пособий, в том числе:
- при разработке предпроектной документации (обоснований инвестиций) - Практического пособия к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 1998 г.);
- при разработке проектной документации (инвестиционный проект, проект /рабочий проект/) - Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 2000 г.).
Рабочая документация к проектной документации не относится и экспертизе не подлежит (см. разъяснения к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008).
Комплектация и оформление рабочей документации осуществляется в соответствии со стандартами СПДС. В рабочей документации должны быть представлены конкретные технические решения, обеспечивающие выполнение требований на охране окружающей череды, на основе проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденных в установленном порядке.
Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды». Статьей 6 («Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в свете отношений, связанных с охраной окружающей среды») установлено, что в сферу деятельности этих органов входит «разработка и утверждение нормативов ... и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды ...».
Таким образом, при необходимости уточнения состава и содержания указанных разделов для конкретных объектов с учетом их функционального назначения, а также «географических, природных7социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации», следует обратиться в территориальные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.


Вопрос 36. Предъявляется ли на государственную экологическую экспертизу проектная документация стационарных морских буровых и нефтегазодобывающих платформ, предусмотренная в составе проектной документации на создание установок?


В соответствии с российским законодательством экологической экспертизе подлежат инвестиционные проекты конкретных объектов строительства.
По сведениям, полученным в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, применяемое в проектах оборудование должно соответствовать нормативным требованиям и отдельно экспертизе не подлежат.
А вот сборник разъяснений 2008 г. - он описывает, что ОВОС - предпроектная стадия и только для объектов ГЭЭ. Только вот если ОВОС не проводился, то он должен быть включён в ПМООС (полагаю, что по всей логике разъяснений скорее всего имелось ввиду для объектов ГЭЭ).
Спойлер
8 Правомерно ли требование заказчика о разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» на стадии строительства?

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор (пункт 5.3.1.10.) «за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)». При этом указанная служба имеет право (пункт 6.1) «запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы», а также (пункт 6.3.) «давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы».
По Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 1 статьи 32) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) «проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности». В соответствии с пунктом 1.3 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (приложение к приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) «оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии с указанным Федеральным законом к обосновывающей документации для намечаемой хозяйственной деятельности относятся такие предпроектные материалы как:
а) для объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня:
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.98 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (пункты 2 - 4, 5 - 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»);
б) для объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня:
- проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункты 2 - 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Таким образом, ОВОС проводится на предпроектной стадии проектирования. Если по каким либо причинам ОВОС не проводился, то он должен войти в раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации объектов капитального строительства, который предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 8 части 12 статьи 48 [1.2]), в соответствии с положением подпункта «а» пункта 25 и подпункта «а» пункта 40 Положения [2.1].
Спойлер
13 Экологические требования при проектировании оснований

13.2 Экологические требования, учитываемые при проектировании и строительстве, основываются на результатах инженерно-экологических изысканий, выполняемых в соответствии с СП 47.13330 и СП 11-102 [1]. В процессе этих изысканий выполняют оценку современного состояния окружающей среды в районе строительства и дают прогноз воздействия объекта строительства на окружающую среду (ОВОС).

13.3 С учетом результатов инженерно-экологических изысканий при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений необходимо выбирать проектные решения и разрабатывать мероприятия, которые защитили бы объекты строительства и людей от имеющихся неблагоприятных воздействий и не ухудшили экологическую обстановку.
При выборе вариантов проекта следует учитывать приоритетность решения экологических проблем.
13.4 На территории (участке) предполагаемого строительства следует учитывать возможность проявления следующих загрязняющих окружающую среду факторов, выявленных при выполнении ОВОС:
загрязнение почв и грунтов органическими, радиоактивными и токсико-химическими веществами;
загрязнение поверхностных и подземных вод органическими и неорганическими веществами и тяжелыми металлами;
наличие потока радона с поверхности земли;
выделение на участках бывших свалок строительного мусора и бытовых отходов различных газов (метана, водорода, углеводородов и других токсичных газов).
Ещё всякие разъяснения:
Спойлер
6. Вопрос: Учтены ли затраты на разработку раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства?
Ответ: В соответствии с СП 11-101-95 раздел ОВОС входит в состав предпроектных работ - Обоснований инвестиций в строительство, разработка которых составляет не более 20 % от общей стоимости проектирования (проект + рабочая документация). Стоимость разработки ОВОС может составлять не более 20 % от цены Обоснований инвестиций в строительство в зависимости от назначения объекта проектирования.
Спойлер
14. Вопрос: Какой процент от стоимости Обоснований инвестиций в строительство составляет стоимость разработки ОВОС на стадии «Рабочий проект»?
Ответ: Раздел ОВОС входит в состав предпроектных работ (Обоснований инвестиций в строительство), разработка которых составляет не более 20 % от общей стоимости проектирования (проект + рабочая документация); при этом стоимость разработки ОВОС может составлять не более 20 % от цены Обоснований инвестиций в строительство, т.е. до 4 % от общей стоимости проектных работ; в случае выполнения раздела ОВОС при разработке рабочего проекта стоимость выполнения этой работы определяется дополнительно к стоимости проектных работ в выше указанном размере.
15. Вопрос: Учтена ли стоимость инженерно-экологических изысканий при определении стоимости разработки ОВОС?
Ответ: Согласно СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» указанная работа осуществляется с целью обоснования прединвестиционной документации с точки зрения оценки экологического состояния территории для возможности размещения новых производств (допустимости дополнительной техногенной нагрузки).
Данные экологических изысканий являются исходной документацией для решения в составе предпроектных разработок прогноза возможных изменений окружающей среды при реализации намечаемой деятельности и ее негативных последствий (экологического риска).
С учетом изложенного затраты на производство инженерно-экологических изысканий не входят в объем работ, предусмотренный на разработку ОВОС и ОИ в целом, и определяются дополнительно.

Следует помнить на данный момент СП 11-102-97 -документ добровольного применения
Спойлер
7. Комплексными ценами Справочников на разработку проектной документации не учтены затраты на:
7.15 разработку раздела ОВОС;
Спойлер
3. Вопрос: На какой стадии проектирования осуществляется оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)?
Ответ: Оценка воздействия на окружающую среду производится в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000, регистрационный № 2302).
На основании п. 1.4 Приложения к указанному Положению оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) может осуществляться как на предпроектной, так и на проектной стадии проектирования. Исходя из сложившейся практики, ОВОС выполняется, как правило, на предпроектной стадии проектирования. Если разработка ОВОС на предпроектной стадии не осуществлялась или по решению экспертных органов материалы ОВОС требуют уточнения на последующей стадии, то оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности может осуществляться и в составе проектной документации.

Полагаю, что с 2008 года разъяснение не актуально
Спойлер
17. Вопрос: Как определить затраты, связанные с разработкой мероприятий по охране окружающей среды (ООС), а также работы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемого объекта капитального строительства?
Ответ: Комплексными ценами, содержащимися в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1995-1999 гг., 2003 г., 2004 г., 2006-2008 гг. (СБЦ), а также ценами, введенными в 2009 г. в статусе государственных стоимостных нормативов, учтены затраты, связанные с разработкой мероприятий по охране окружающей среды (ООС). Исключение составляют Справочники, в которых указан другой порядок определения этих затрат (СБЦ «Объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» изд. 2004 г., СБЦ «Объекты промышленности химических волокон» изд. 2004 г. и др., в которых комплексные цены формируются путем суммирования базовых цен проектирования отдельных зданий, сооружений и видов работ).
Работы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемого объекта капитального строительства выполняются до начала его проектирования, и результаты ОВОС являются исходными данными, представляемыми заказчиком-застройщиком для разработки раздела «Перечень мероприятии по охране окружающей среды», выполняемого в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.
В случае выполнения ОВОС в составе проектной документации по поручению заказчика, стоимость этих работ может быть определена дополнительно, ориентировочно в размере 4 % от общей стоимости проектирования.
Спойлер
21. Вопрос: Как определить затраты, связанные с выполнением работ по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (ОВОС)?
Ответ: В соответствии с п. 1.3.6.14 Основных положений Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2010 г., выполнение работ по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (ОВОС) ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦ) не учтены и определяются дополнительно к стоимости проектирования.
Ориентировочно стоимость разработки ОВОС может составлять дополнительно до 4 % от общей стоимости разработки проектной и рабочей документации (П + Р).
Принимая во внимание, что разработка ОВОС должна предшествовать проектированию, материалы этой разработки являются исходными данными для выполнения последующих проектных работ.
Что касается предпроектной стадии «Обоснование инвестиций в строительство», в составе которого выполнялся ОВОС, то сейчас, в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, предпроектная стадия выполнения работ не предусмотрена, и данные материалы являются исходными данными для проектирования, выдаваемыми Заказчиком разработчику проектной документации.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

smold

Новичок года Медаль за развитие Орден за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 15 авг 2006, 12:24
Награды: 8
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 267 раз
Поблагодарили: 1001 раз
Контактная информация:

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение smold »

seergy писал(а): Раньше (до 2004 года).....
Вопрос с ответом с сайта ГГЭ России датировался 2008-10-27, т.е "наше время". Получается (согласно ответа, что раздел ООС должен содержать результаты ОВОС, независимо от вида экспертизы.
seergy писал(а):А вот сборник разъяснений 2008 г. - он описывает, что ОВОС - предпроектная стадия и только для объектов ГЭЭ. Только вот если ОВОС не проводился, то он должен быть включён в ПМООС (полагаю, что по всей логике разъяснений скорее всего имелось ввиду для объектов ГЭЭ).
Получается опять несостыковочка.....
Пахарь, жнец и на дуде игрец, Несущий Благо, Ваш Smold.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!

Tanatos
Эколог
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 21 авг 2008, 09:00
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 40 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение Tanatos »

smold писал(а): Полагаю что ОВОС тоже нужен, но можно и без общественных слушаний для ГГЭ.
Господа, маленькая поправочка. "Требование указанного Положения о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний..."
При этом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 190-ФЗ от 24.12.2004 г.; ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» протоколы должны представляться в составе проектной документации на ГГЭ.
В разъяснении речь идет о неправомерной ссылке эксперта на требования Положения... и только.
Пока математический закон отражает реальную действительность, он не точен; как только математический закон точен, он не отражает реальную действительность. А. Эйнштейн

еврей
Эколог
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 18:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Инженерно-экологические изыскания: общие вопросы часть2

Сообщение еврей »

Очень срочно подскажите знающие люди: есть объект под него сделаны изыскания на стадии проект, написан раздел ООС. нам заказывают стадию РП вопрос какой должен быть состав изысканий?
Перенесено из форума Вопросы связанные с ОВОС в форум Инженерно-экологические изыскания 24 сен 2015, 13:24 модератором Вадим Зыков


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Инженерные экологические изыскания. Линейный объект в региональном заказнике
    6 Ответы
    916 Просмотры
    Последнее сообщение Fransuz
  • Предлагаю экологические услуги
    Ольга Шевкунова » » в форуме Ищу работу
    0 Ответы
    251 Просмотры
    Последнее сообщение Ольга Шевкунова
  • Непонятные вопросы от форумчан
    DDim » » в форуме Общение
    17 Ответы
    1812 Просмотры
    Последнее сообщение kentavrik

Вернуться в «Инженерные изыскания»

Форум для экологов : Отказ от ответственности