Обращались по поводу применения приказа Минприроды России № 74 в части контроля в области охраны атмосферного воздуха. Ответом удовлетворены.
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
На основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просим рассмотреть наше заявление с просьбой о разъяснении некоторых положений законодательства об охране окружающей среды, а также предложения по внесению изменений в Приказ Минприроды России № 74 .
1. Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России № 74 (далее — Программа, Требования к Программе) подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) и план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений).
1.1. Согласно п. 9.1 в Плане-графике контроля указываются места отбора проб. В каком виде следует приводить данную информацию? Достаточно ли текстового описания (например, «в устье источника», «в газоходе», «на открытой местности»)?
1.2. Согласно п. 9.1.1 в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы. С 1 января 2019 г. нормативы ПДВ и ВСВ для объектов I, II и III категории не подлежат установлению или утверждению в каком-либо органе исполнительной власти; государственная услуга по установлению нормативов не предоставляется; термин «временно согласованные выбросы» не применяется в законодательстве.
В настоящее время для объектов I и III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Означает ли это, что в План-график контроля включаются только данные вещества и маркерные вещества, а остальные вещества, в отношении которых нормативы допустимых выбросов не рассчитываются, не включаются в План-график контроля?
1.3. Согласно п. 9.1.2 в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. В приказе отсутствует определение сокращения «ПДКмр». Полагаем, что имелась в виду максимальная разовая предельно допустимая концентрация, используемая в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Вместе с тем для многих веществ ПДКмр отсутствуют — утверждены только среднесуточные предельно допустимые концентрации (далее — ПДКсс) или ориентировочные безопасные уровни воздействия (далее — ОБУВ). Правильно ли мы понимаем, что такие вещества однозначно включаются в План-график контроля без расчета рассеивания и определения соответствия источников указанному критерию?
1.4. Из текста п. 9.1.2 невозможно однозначно понять, как правильно включать (или не включать) источники в План-график контроля. Обычно выбросы источников содержат несколько загрязняющих веществ. Предположим, что выбросы одного конкретного источника состоят из веществ трех групп:
1-я группа: вещества, для которых утверждены только ПДКсс или ОБУВ;
2-я группа: вещества, для которых утверждены ПДКмр и по результатам расчета рассеивания концентрация на границе предприятия превышает 0,1 ПДКмр;
3-я группа: вещества, для которых утверждены ПДКмр и по результатам расчета рассеивания концентрация на границе предприятия не превышает 0,1 ПДКмр.
При этом возможны два варианта:
— в План-график контроля включаются все три группы, так как в п. 9.1.2 речь идет об источнике, а не о веществах;
— в План-график контроля включаются 1-я и 2-я группа; 3-я группа не включается.
Просим указать, какой из этих вариантов правильный.
1.5. Для выполнения требований п. 9.1.2 и п. 9.1.3 необходимо оценивать результаты расчета рассеивания на границе предприятия и на границе территории объекта соответственно. Определения этих терминов в приказе отсутствуют. Если с учетом п. 1 Требований к Программе можно предположить, что граница территории объекта — это границы земельных участков, координаты которых использовались при постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ), то определение термина «граница предприятия» в российском законодательстве отсутствует. Правильно ли мы понимаем, что граница предприятия и граница территории объекта являются идентичными терминами и соответствуют границам земельных участков, на которых находится объект ОНВ?
1.6. Здания и сооружения предприятия, входящие в один объект ОНВ, могут размещаться на нескольких земельных участках, которые могут примыкать друг к другу или находиться на расстоянии, зачастую на удаленном. Каким образом следует выбирать расчетные точки на границе объекта ОНВ для расчета рассеивания? Возможны следующие варианты:
— на границе земельного участка, на котором находится источник, но в данном случае для высоких источников результаты расчета могут быть непоказательными, потому что максимальные концентрации могут достигаться за границей земельного участка, тогда как на границе концентрации могут быть почти нулевыми;
— на границах всех земельных участках объекта, независимо от их удаленности, но и в данном случае максимальные концентрации могут достигаться не на границах, а между земельными участками;
— для группы примыкающих земельных участков — на границах внешнего контура, формируемого этими земельными участками без учета границ внутри предприятия.
Просим указать правильные варианты.
1.7. Согласно примечанию 1 к п. 9.1 План-график наблюдений приводится для объектов, включенных в перечень, предусмотренный п. 3 ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» . Необходимо ли включать в Программу данный раздел, если в настоящее время предприятие не включено в указанный перечень, но тем не менее ведет наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в населенных пунктах?
2. В связи с изложенным можно сделать следующие выводы: нормы п. 9.1 Требований к Программе непрозрачны и допускают различные толкования; разработка Программы в части производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха является неоправданно трудоёмкой задачей с применением необъективных критериев; в приказе содержатся устаревшие нормы и термины. Просим рассмотреть наши предложения по внесению изменений в Приказ Минприроды России № 74.
2.1. Как указывалось в п 1.2 настоящего обращения, п. 9.1.1 содержит устаревшие нормы. Предлагаем актуализировать данный пункт в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Вероятно п. 9.1.2 был внесен, чтобы упростить процедуру разработки Плана-графика контроля и проведения производственного экологического контроля, но на самом деле неоправданно затрудняет деятельность предприятий. По причинам, указанным в п. 1.3 и 1.4 настоящего обращения, подавляющая часть источников будет подлежать контролю. Вместе с тем для проверки критерия, приведенного в п. 9.1.2, нужно специальное программное обеспечение и привлечение специалиста или специализированной организации, чтобы провести расчет рассеивания выбросов каждого источника отдельно. Кроме того, как показано в п. 1.6 настоящего обращения, критерий является непоказательным. Как следует из формул, приведенных в Приказе Минприроды России № 273 , максимальные приземные концентрации могут достигаться за границей предприятия (земельного участка, объекта ОНВ). Предлагаем отменить этот пункт или использовать зоны влияния источника с критерием 0,05 ПДК на границе нормируемой территории (жилой застройки). По данному вопросу рекомендуем проконсультироваться с разработчиками Приказа Минприроды России № 273 — ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова».
2.3. В п. 9.1.3 использован похожий критерий, который также является непоказательным. Кроме того, при инвентаризации выбросов при выборе методов определения выбросов (инструментальных или расчетных) применяются п. 25—28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России № 352 (далее — Порядок проведения инвентаризации). Получается нелогичная ситуация, при которой инвентаризация и контроль осуществляются по разным методам. Предлагаем использовать критерии, приведенные в Приказе Минприроды России № 352.
3. В соответствии с п. 1 Требований к Программе в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с Требованиями к Программе в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Просим пояснить об изменении каких объемов выбросов идет речь: о максимальных разовых (г/с) или о валовых (т/год). Также просим пояснить требуется ли проводить корректировку Программы, если выбросы изменились более чем на 10% в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 43 Порядка проведения инвентаризации, корректировка инвентаризации обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
Считаем необходимым гармонизировать п. 1 Требований к Программе и п. 43 Порядка проведения инвентаризации.