Мы считаем, что чем большее количество организаций подпишет данное Обращение, тем больше шансов на то, что на него (Обращение) обратят внимание в Генеральной прокуратуре.
В связи с изложенным, просим поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 29 июля 2015 г. обеспечить его подписание Вашей организацией.
Подписание Обращения осуществляется руководителем организации или профильным заместителем руководителя прилагаемого к Обращению подписного листа.
После подписания просим сканированную копию подписного листа направить в Центр по электронной почте для формирования общего списка подписавших Обращение организаций.
Благодарим за внимание!
к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке
(в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации иФедеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности)
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) данная федеральная служба, в числе прочего вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Необходимо отметить, что 16 июля 2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было издано письмо № АА-03-04-36/12324 (далее – Письмо).
В соответствии с данным Письмом указано, что представление в составе проекта НООЛР сведений о классах опасности, наименованиях и кодах видов отходов или части отходов, не подтвержденных в установленном порядке территориальным органом Росприроднадзора, представление в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФККО, а также и указание в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР реквизитов письма, которым хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора были направлены документы, которые не являются документами, подтверждающими класс опасности отхода, является представлением недостоверной информации, что в соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) является основанием для отказа в утверждении НООЛР.
В письме также указано, что согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту НООЛР приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
В обосновании своей позиции Росприроднадзор в т.ч. ссылается на позицию Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, направленную в адрес Росприроднадзора для руководства в работе.
В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:
наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка;
отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22З13);
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
При этом в соответствии с п. п. 1 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349) (далее - Методические указания) данные Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
На основании п. 2 указанного нормативного правового акта Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п. 21 Методических указаний в разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение № 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу (-ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение № 9 к Методическим указаниям).
Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
Необходимо отметить, что какая-либо иная информация, касающаяся подтверждения отнесения вида отхода к конкретному классу опасности, помимо указанной выше, в составе ПНООЛР не представляется.
При этом отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не может являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании изложенного, позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324, не соответствует действующему законодательству.
Обращаем внимание Генерального прокурора Российской Федерации на то обстоятельство, что в последнее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, начали использовать практику установления обязанностей и ограничений в отношении субъектов хозяйственной деятельности путем принятия разъяснительных писем.
При этом указанные письма доводятся до сведения территориальных органов Росприроднадзора, и воспринимаются последними в качестве руководства к действию, что, в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям прав субъектов хозяйственной деятельности.
Примеры указанных писем:
- Письмо Минприроды России от 17 марта 2014 г. № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений».
- Письмо Минприроды России от 30 июля 2014 г. № 05-12-44/16059 «О направлении разъяснений».
- Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов».
- Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 мая 2015 № 05-12-44/11312.
На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» просим:
1. Принести протест на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г.;
2. Предостеречь Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности.
С уважением,
подписи представителей организаций согласно приложенному списку:
к Обращению к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке
(в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности)
Подписывать уже поздно, да и на сайте первоисточника уже этой информации не нашел, поэтому форму самого подписного листа и ссылки не привожу.