Предлагаю исключить требование из п. 5б о сельскохозяйственных землях:
п. 5б ПП222 - В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях... производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности ... продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
п. 16д - Проект санитарно-защитной зоны содержит ... обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Ситуация складывается таким образом: либо обосновываем возможность использования ЗУ для производства сельхозпродукции, либо накладываем ограничение.
Напомню, что требования к качеству пищевой продукции установлены в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 021 - 2011), однако, данный регламент не предусматривает учет расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, а только химический анализ собственно сельскохозяйственной продукции, из списка пищевых культур.
То есть, выполнение п. 16д - невозможно. А раз невозможно, то обоснование в составе проекта СЗЗ представить не можем и отсюда следует, что установление ограничений использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции безальтернативно и обязательно.
Далее: раз обязательно установление ограничений, то в соответствии со статьей 57 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, с учетом особенностей установленных статьей 57.1 того же ФЗ.
Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262), в качестве основания для возмещения убытков собственникам земельных участков принимают акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте.
То есть, как только выходит решение об установлении СЗЗ, с этого момента можно считать убытки. А если учесть что срок исковой давности установленный ЗК РФ - пять лет, то предприятие установив СЗЗ может в итоге вылететь в трубу при любом количестве ЗУ сельхозназначения попавших в СЗЗ.
Хочу указать на то что исходя из отчетности невозможно определить что выращивается на полях и какие культуры пищевого назначения по реестру в границах СЗЗ. То есть объективно, это остается на совести собственника (а учитывая то что повсеместно существует севооборот, то запретить использование ЗУ для пищевых с/х культур, это разрушить систему землепользования и повысить количество применяемых удобрений и соответственно увеличить убытки во много раз).
Данная проблема становится актуальной при включении в перечень объектов, для которых нужно устанавливать санитарно-защитные зоны автомагистралей и железнодорожных путей.
При установлении СЗЗ огромное количество земель будет выведено из оборота, а также на эксплуатантов путей и дорог будет наложена неоправданная финансовая нагрузка.
7) абзац 2 пункта 1 Правил изложить в следующей редакции:
«Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, автомобильных дорог и железнодорожных линий, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), формирующих химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного участка, принадлежащего объекту и оформленного в установленном порядке (далее - промышленная площадка), за границами полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий.»;
Комментарий: включение в данный перечень линейных объектов делает неопределенным статус санитарно-защитной зоны и санитарного разрыва. Некоторые линейные объекты имеют протяженность более чем 100 км, то есть адекватно оценить воздействие на атмосферный воздух при помощи МРР-2017 не представляется возможным в силу ограничений установленным п. 1.2 МРР-2017. Кроме того, не понятно, как устанавливать СЗЗ для линейных объектов начинающихся в населенных пунктах и удаляющихся на расстояние более 10 предельных размеров санитарного разрыва. Следует отметить, что проимышленная площадка зачастую включает в себя не один земельный участок и со зданиями и сооружениями может составлять единый имущественный комплекс, как быть в этом случае?
8) пункт 3 Правил изложить в следующей редакции:
«Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны объектов принимают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении поднадзорных им объектов в рамках установленной компетенции. Указанные уполномоченные органы вправе определить категории объектов, в отношении которых решение об установлении санитарно-защитных зон принимается их территориальными органами.»
Комментарий: хотелось бы в настоящем документе определить критерии по которым ТО РПН будут определять подчинение объекта, для унификации правовой практики по всей стране.
11) дополнить пункт 9 Правил абзацем следующего содержания:
«В течение 30 дней после завершения исследований (измерений), копии протоколов лабораторных исследований (измерений) представляются в адрес уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выдавшего решение об установлении санитарно-защитной зоны.»
Комментарий: необходимо определить включаются ли протоколы в проект СЗЗ или нет, для исключения необоснованных требований ТО РПН;
18) дополнить Правила пунктом 16.1 следующего содержания:
«Проведение расчетов химического, биологического и (или) физического воздействия объекта на среду обитания человека для установления санитарно-защитной зоны не требуется в случае, если такой объект относится к объектам I - V класса опасности согласно санитарной классификации, расположен за границами населенного пункта и расстояние от границ земельного участка, на котором расположен объект или контура объекта, не являющегося объектом капитального строительства, до ближайших к объекту жилой застройки, других объектов, в отношении которых в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нормируются факторы среды обитания и условия жизнедеятельности человека (далее - нормируемые объекты) в 10 и более раз превышает указанный ниже размер санитарно-защитной зоны, для объекта соответствующего класса опасности. В указанных случаях границы и размеры санитарно-защитных зон устанавливаются в соответствии с пунктом 33.1 настоящих Правил.
а) 1000 метров для объектов I класса опасности;
б) 500 метров для объектов II класса опасности;
в) 300 метров для объектов III класса опасности;
г) 100 метров для объектов IV класса опасности;
д) 50 метров для объектов V класса опасности.»;
Комментарий: как быть если объект не включен в санитарную классификацию, но располагается на значительном удалении от нормируемых объектов?
33.1. Раздел 1 «Содержание проекта» должен содержать:
...
в) данные о наличии актуальных (действующих) томов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и разрешений на выбросы, экспертных заключений на предыдущие проекты санитарно-защитных зон (при наличии);
Комментарий: для чего нужна эта информация и какие проблемы она решает?
33.3. Раздел 3 «Сведения об объекте» должен содержать:
а) общие сведения об объекте (адрес объекта, ИНН, КПП, ОКПО, БИК, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя);
Комментарий: данные коды возможно получить по ИНН в рамках межведомственного взаимодействия или воспользовавшись общедоступными ресурсами в сети интернет. Кроме того, это установлено в Распоряжении Правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р
б) географическое описание места расположения объекта;
Комментарий: Различают следующие виды географического положения: математико-географическое (геодезическое, астрономическое, «абсолютное»), физико-географическое; экономико-географическое (ЭГП); политико-географическое; геополитическое; военно-географическое; эколого-географическое; культурно-географическое; и другие. По масштабам выделяют: макроположение, мезоположение, микроположение. По системе координат выделяют: абсолютное (геодезическое, астрономическое); относительное; математическое («3 мили севернее Сиетла»); функциональное (экономико-географическое, физико-географическое и др.).
Необходимо уточнить что должно входить в данное описание.
е) перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием кода, наименования, величины гигиенического норматива, класса опасности вещества, суммарного выброса каждого вещества (г/с и т/год), а также групп суммации; количество выбрасываемых веществ каждого класса опасности; общий выброс загрязняющих веществ (г/с и т/год), в том числе согласно утвержденному в установленном порядке разрешению на выброс (при наличии). Актуальный на момент разработки проекта санитарно-защитной зоны оформленный в установленном порядке отчет по результату проведения инвентаризации выбросов, содержащий данные инвентаризации и утвержденный хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте с указанием даты утверждения.
Комментарий: Данные сведения находятся в отчет по результату проведения инвентаризации выбросов, содержащий данные инвентаризации и утвержденный хозяйствующим субъектом, для чего дублировать эти сведения? Необходимо уточнить на каком основании должен предоставляться отчет по инвентаризации выбросов, достаточно объемный. Для проектируемых объектов предоставить инвентаризацию невозможно.
33.4. Раздел 4 «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» должен содержать:
б) карту-схему с нанесенными границами санитарно-защитной зоны с указанием масштаба;
Комментарий: какая именно санитарно-защитная зона имеется ввиду? Это предельный размер или уже определенная расчетным путем?
в) адресный реестр объектов и территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (в случае наличия таких объектов и территорий в границах предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны).
Комментарий: как быть если данный адресный реестр, нет возможности представить тому или иному комитету по градостроительству? И у кого его запрашивать?
33.6. Раздел 6 «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов акустического расчета и(или) расчета воздействия других физических факторов (ультразвук, инфразвук, электромагнитное излучение (ЭМИ), вибрация и другие)» должен содержать:
б) описание реализованных вариантов расчетов воздействия физических факторов (по площадке в точках расчетной сетки, в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны ближайшей к объекту жилой застройке и других нормируемых территориях, с учетом или без учета высоты расположения расчетной точки или расчетной сетки, с учетом и без учета фоновых уровней);
Комментарий: расчет без учета высоты расчетной точки нарушает требования СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 и противоречит ГОСТ 31295.2-2005. Шум. Затухание звука при распространении на местности.
33.7. Раздел 7 «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов расчета рассеивания биологических агентов (микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов)» разрабатывается при наличии биологического воздействия объекта и должен содержать:
Комментарий: для чего выносить отдельно расчеты биологических агентов, если они проводятся при помощи все тех же МРР-2017, одновременно с загрязняющими веществами?
33.9. Раздел 9 «Программа производственного лабораторного контроля на границе санитарно-защитной зоны», должен содержать программу натурных исследований за качеством атмосферного воздуха, уровнем воздействия физических и биологических (при наличии) факторов на границе санитарно-защитной зоны, на территории жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Комментарий: понимаю что это не вопрос этого документа, но было бы неплохо наконец определить требования к данной программе.
33.11. Раздел 11 «Описание границ санитарно-защитной зоны объекта» должен содержать:
е) перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (XML-файл);
Комментарий: каким образом включить XML-файл в состав проекта? XML-файл это формат данных для обмена данными.
33. К проекту санитарно-защитной зоны должны быть приложены:
а) правоустанавливающие документы на земельные участки;
Комментарий: в настоящее время правооустанавливающим документом является выписка из ЕГРН, для чего дублировать данные находящиеся в открытом государственном реестре?
г) копия справки уполномоченной организации о метеорологических характеристиках, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; - в соответствии с МРР-2017 п. 4.6
Комментарий: Климатические параметры, необходимые для реализации расчетов по данным Методам, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе - климатическим справочникам), то есть, данное требование избыточно и справка предоставляется только в том случае если данные сведения отсутствуют в климатических справочниках.
е) результаты инвентаризации источников физических факторов воздействия.
Комментарий: в каком объеме должны предоставляться результаты инвентаризации и каким документом это определено, чтобы выдвигать такие требования к проекту СЗЗ? В настоящее время таких требований нет и это потенциально приведет к надуманным и избыточным требованиям. Для проектируемых объектов предоставить инвентаризацию невозможно.
34.4. Раздел 4 «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» должен содержать:
а) сведения о гидрогеологических условиях земельного участка (участков) объекта;
Комментарий: наличие данной справки в проекте СЗЗ который оценивает воздействие в первую очередь на атмосферный воздух находится за гранью понимания, а без какой-либо оценки воздействия на гидрогеологическую среду - за гранью здравого смысла.