Страница 1 из 1

Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 12 авг 2015, 16:45
Лёха
Исх.___9_от_19_июня_2015_г.pdf
Официальный запрос в Минстрой РФ о статусах СНиП, правомерности их применения
(1.34 МБ) 4495 скачиваний
Ответ_Минстроя_21606-АБ08.pdf
Ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
(127.2 КБ) 7817 скачиваний
Спойлер
Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.

Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.

Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни №1521 и №365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В другой цитате письма-ответа изложено:

«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормам Федерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.

Логика второй цитаты:

Стандарты, включенные в Перечень №365 являются достаточными для соблюдения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Но это неверная формулировка, потому что есть обязательные стандарты Перечня № 1521, без которых не может быть речи о достаточности требований стандартов по безопасности зданий и сооружений.

Применение стандартов Перечня № 365 является необязательным , добровольным, то есть их положения можно игнорировать.
разрешается применять иные документы (читай СНиП), в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ.
Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.

Из одних положений письма №21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ №384.

В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:

применения стандартов, имеющих более позднюю дату актуализации,
принятия, если возможно, более жестких требований,
применения стандартов более ранней даты актуализации, в случае, если в последующих нормативах по тематике отсутствуют аналогичные положения и требования.
Думаю обсуждение данной темы будет полезно для всех нас.

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 13 авг 2015, 13:17
Лёха
Коллеги, никто не хочет высказать своё мнение по данному вопросу?

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 03 сен 2015, 12:22
seergy
Лёха писал(а): Коллеги, никто не хочет высказать своё мнение по данному вопросу?
1. В целях обеспечения требований Федерального закона 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.(ч. 2 ст. 42 ФЗ 384-ФЗ).
СНиП и СП - это синонимы. Старые СНиП актуализируются и вводятся, как своды правил. И в приказах о введении в действие новых СП (акт. СНиП) старые СНиП признаются утратившими силу. Например
2. Для соблюдения требований технических регламентов и оценки соответствия своды правил применяют после внесения их в перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, подлежащие утверждению и опубликованию в установленном порядке (п. 32 Правил разработки и утверждения сводов правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 858.
Ст.16.1 ФЗ 184-ФЗ регламентирует, что не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
Данный вопрос касаемо СНиП (сводов правил) регулирует ст. 6 ФЗ 384-ФЗ, который регламентирует, что должны быть утверждены обязательные (сделали такое исключение законодатели для соблюдения минимума безопасности зданий и сооружений) и добровольные перечни ГОСТ Р (ГОСТ) и СП (старых не актуализированных СНиП).
Однако в новых перечнях включены своды правил и актуализированные СНиП
Если сводов правил (старый СНиП) есть в перечнях, то он применяется, если нет, то не применяется.

Следует отметить, что своды правил (включая старые СНиП) относятся к документам в области стандартизации (ст. 13 ФЗ 184-ФЗ, а основной принцип стандартизации в РФ - добровольное применение документов в области стандартизации (ст. 12 ФЗ 184-ФЗ.
Поэтому старые СНиП, если они не отменёны официально, до принятия соответствующих тех. регламентов не могут применяться в обязательном порядке в рамках требований ч. 1 ст. 46 ФЗ 184-ФЗ, а только в добровольной форме и для оценки соответствия (обязательность включения СП в перечни установлена НПА для вновь разработанных и утвержденных сводов правил, а не ), т.к. не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 27 сен 2015, 19:34
seergy
Ещё бы добавил следующее.
В соответствии со статьей 5.1 ФЗ № 184-ФЗ было установлено, что Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений на основании ст. 43 ФЗ 384-ФЗ.
Частью 2 статьи 5 ФЗ № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования и строительства обеспечивается посредством соблюдения требований данного ФЗ и требований нац. стандартов и сводов правил, включенных и в "добровольный", и в "обязательный" перечни (или посредством соблюдения требований разрабатываемых в исключительных случаях специальных технических условий).
Специальные технические условия для подготовки ПД и строительства зданий и сооружений разрабатываются в следующих случаях (ч. 8 ст. 6 ФЗ № 384-ФЗ):
- требуется отступление от требований, установленных включенными в "обязательный" перечень национальными стандартами и сводами правил;
- недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных нац.стандартами и сводами правил, включенными в "обязательный" перечень;
- требования к надежности и безопасности не установлены вообще.
И хотя частью 4 статьи 16.1 № 184-ФЗ предусмотрена возможность отказа от применения "взаимосвязанных" с техническим регламентом нац. стандартов и сводов правил с использованием вместо них иных документов для проектирования, строительства и последующего подтверждения соответствия требованиям технического регламента, "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" такой возможности не предоставляет в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 384-ФЗ.
По логике этой нормы добровольность применения требований документов в области стандартизации, включенных и в "добровольный" перечень, также достаточно условна, хотя основной принцип стандартизации в РФ - добровольное применение документов в области стандартизации (ст. 12 ФЗ № 184-ФЗ), а порядок применения "обязательного" перечня указан «Методических рекомендаций по применению перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521", утв. Приказом Минстроя России от 27.02.2015 N 138/пр.
Таким образом, обеспечить безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) возможно только только при соблюдения требований:
- "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений";
- стандартов и сводов правил, включены в "добровольный" и в "обязательный" перечни;
- специальных технических условий.
Аналогичная ситуация с пожарной безопасностью объекта защиты в соответствии с ч. 1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п.п. "м" п. 26 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.
Учитывая вышеизложенное, полагаю, что в настоящее время применение при проектировании и строительстве старых СНиП, СП и других документов в области стандартизации, не включённые в перечни, в общем случае не является обязательным, хотя они могут использоваться по собственной инициативе в части, не противоречащей техническим регламентам и документам в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" в обязательном и добровольном порядке, в случаях, если:
- действуют и не отменены в официальном порядке;
- отсутствуют в перечнях и могут быть применены для оценки соответствия требованиям технических регламентов в рамках ч. 4 ст. 16.1 № 184-ФЗ, т.к. в них установлены требования к надежности и безопасности зданий и сооружений, а разрабатывать специальные технические условия нецелесообразно.
Спойлер
1. Проектируется встроенный ИТП мощностью менее 0,7 МВт.
Раздел 14 и приложение Б СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", включены в добровольный перечень. Пунктом 14.2 СП 124.13330.2012 предусмотрено, что проектирование тепловых пунктов должно осуществляться в соответствии с СП 41-101-95 Проектирование тепловых пунктов, который действует и не включён в перечни.
Возникает необходимость использовать некоторые положения СП 41-101-95, которых нет в обязательных частях СП 124.13330.2012 и которые не противоречат техническим регламентам и другим документам в области стандартизации, в этом случае полагаю, что СП 41-101-95 допустимо применять.
2. ПОС для определения продолжительности строительства применяют действующий СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений». В перечнях его нет, а разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. В этом случае применять СНиП 1.04.03-85* в ПОС допустимо.

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 07 окт 2015, 12:24
Лёха
 Письмо 18880-ОГ/08 Об уточнении отдельных пунктов перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521
getdocth.jpeg

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 12 ноя 2015, 09:17
smold
Спойлер
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 25 августа 2015 г. N 27092-РЛ/06


Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо о необходимости внесения изменений в проектную документацию, представленную на государственную (негосударственную) экспертизу до 1 июля 2015 г. и получившую отрицательное заключение, с учетом вступившего в законную силу с 1 июля 2015 г. пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и сообщает.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 проектная документация, представленная на государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий до вступления в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 138/пр утверждены Методические рекомендации по применению Перечня.
Как следует из пункта 4 Методических рекомендаций, положения документов в области стандартизации, включенные в Перечень, не являются обязательными применительно к следующим зданиям и сооружениям вплоть до их реконструкции или капитального ремонта:
- к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до 1 июля 2015 года;
- к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или представленной на экспертизу до 1 июля 2015 года;
- к зданиям и сооружениям, в отношении проектной документации которых не проводится экспертиза и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до 1 июля 2015 года.
При этом следует отметить, что Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение), предусмотрен порядок представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно пункту 13 Положения в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий совместно с заявлением о проведении государственной экспертизы представляется в том числе проектная документация.
Таким образом, представление проектной документации на государственную экспертизу осуществляется в день представления заявления и необходимых для проведения государственной экспертизы документов.
Учитывая вышеизложенное, в отношении проектной документации, представленной на государственную экспертизу до 1 июля 2015 г., подлежит применению распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2006 г. N 1047-р "О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Директор Департамента
государственных услуг в строительстве
и разрешительной деятельности
Р.А.ЛУГАНСКИЙ
ссылка

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 29 ноя 2015, 18:19
smold
Разъяснения Минстроя России о статусах документов
Спойлер
1. МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СП 11-102-97 "ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА" В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ПЕРЕЧНЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ" (ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА N 1521)?
2. ЕСЛИ ПУНКТ 8.4.8 СП 47.13330.2012 НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ В ПОСТАНОВЛЕНИИ №1521, ТО ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫМ В ПРИКАЗЕ №365. ПОНЯТИЕ "ДОБРОВОЛЬНОСТЬ" ПОДРАЗУМЕВАЕТ "НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО" И ПУНКТОМ 8.4.8 СП 47.13330.2012 МОЖНО ПРИНЕБРЕЧЬ В ПРОЕКТИРОВАНИИ?
3. ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (САНПИНЫ, ОНД, РД, САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, ЧАСТЬ ГОСТОВ и СНИПОВ И Т.Д. И Т.П) КОТОРЫЕ ОТСУТСТВУЮТ И В ДОБРОВОЛЬНОМ И В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕРЕЧНЯХ (ПРИКАЗ №365 И ПОСТАНОВЛЕНИЕ №1521), ПРИМЕНЯЮТСЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ В КАКОМ ПОРЯДКЕ: ДОБРОВОЛЬНОМ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ? ПОЧЕМУ ИХ НЕ ВКЛЮЧИЛИ В ДАННЫЕ ПЕРЕЧНИ?

Re: Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Добавлено: 04 дек 2015, 09:25
smold
Разъяснения ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ
ВОПРОС: Имеет ли право организация государственной экспертизы выполнять оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям сводов правил (СНиП)? Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а не сводов правил и иных нормативных документов.
Спойлер
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ФАУ «Главгосэкспертиза России» при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляет экспертную оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079, требованиям иных технических регламентов в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», либо требованиям согласованных в установленном порядке специальных технических условий, разработанных для подготовки соответствующей проектной документации.

Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
*Некоторые документы изменились. Но смысл не изменен.