Правовые основы регулирования охраны атмосферного воздуха
Добавлено: 16 мар 2015, 12:20
- Нормативные правовые акты, регулирующие охрану атмосферного воздуха
- Нормативы качества атмосферного воздуха
- Требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
- Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники
- Полномочия государственных органов в области охраны атмосферного воздуха
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.42, 58 Конституции РФ).
Современные подходы к воздухоохранной деятельности и нормированию выбросов загрязняющих веществ должны обеспечивать реализацию современной законодательной базы по охране атмосферного воздуха. В тексте справки приведены основные нормативные правовые документы, регулирующие воздухоохранную деятельность. Также вы ознакомитесь с требованиями к деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, и обязанностями лиц, имеющих источники выбросов. Это позволит вам организовать воздухоохранную деятельность на вашем предприятии с учетом требований законодательства РФ, минимизируя при этом штрафные санкции.
Штраф!
Согласно ст.31 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Подробнее об этом вы ознакомитесь в справке "Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха".
Нормативные правовые акты, регулирующие охрану атмосферного воздуха
Основными законами, устанавливающими правовые основы охраны атмосферного воздуха, являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
На территории Российской Федерации на сегодняшний день действуют следующие нормативные документы по организации воздухоохранной деятельности:
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю";
- Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ";
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
- Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 г. № 373 "Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников";
- Приказ Минприроды России от 22.11.2011г. № 907 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции";
- ГН 2.1.6.2177-07 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест";
- ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- МУ 2.1.6.792-99 "Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест)";
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 г. № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Приказ Минприроды России от 31.10.2008 г. № 300 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха";
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400;
- Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие Международные обязательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха:
- Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, от 14.06.1992 г.
- Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, от 13.11.1979 г.
- Венская Конвенция об охране озонового слоя, от 22.03.1985 г.
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16.09.1987 г.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата, от 09.05.1992 г.
- Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, от 11.12.1997 г.
- Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 539 "О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой".
Нормативы качества атмосферного воздуха
Основной целью воздухоохранной деятельности в Российской Федерации является достижение нормативов качества атмосферного воздуха.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (п.1 ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.
Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 182.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов (п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника (ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Дополнительная информация
Техническое регулирование выбросов
Предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха
Дополнительная информация
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183.
Требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
Согласно ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
Органы исполнительной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Внимание!
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (п.7 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пп.1-2 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Также должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций (п.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Дополнительная информация
Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти (п.4 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами (п.5 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Согласно п.6 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Внимание!
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды (п.8 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны (ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
- внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства РФ, законодательства субъектов РФ в области охраны окружающей среды;
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства РФ, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Полномочия государственных органов в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст.4 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся (ст.5 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
- установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
- формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
- формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
- установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;
- установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух;
- установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
- установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;
- определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;
- организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся (ст.6 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
- разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
- участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта РФ;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
- организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ (ст.7 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Положение о государственном надзоре за охраной атмосферного воздуха (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476, устанавливает порядок осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.
Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Росприроднадзор взаимодействует (п.5 Положения):
а) с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее территориальными органами и подведомственными учреждениями по вопросам:
- соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха;
- соблюдения требований охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- соблюдения нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) по вопросам:
- использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- обеспечения информирования органа государственного надзора об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
- регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений;
в) с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальными органами по вопросам:
- соблюдения требований охраны атмосферного воздуха при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных зданий и сооружений, влияющих на качество атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
г) с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Дополнительная информация
Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха
- Нормативы качества атмосферного воздуха
- Требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
- Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники
- Полномочия государственных органов в области охраны атмосферного воздуха
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.42, 58 Конституции РФ).
Современные подходы к воздухоохранной деятельности и нормированию выбросов загрязняющих веществ должны обеспечивать реализацию современной законодательной базы по охране атмосферного воздуха. В тексте справки приведены основные нормативные правовые документы, регулирующие воздухоохранную деятельность. Также вы ознакомитесь с требованиями к деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, и обязанностями лиц, имеющих источники выбросов. Это позволит вам организовать воздухоохранную деятельность на вашем предприятии с учетом требований законодательства РФ, минимизируя при этом штрафные санкции.
Штраф!
Согласно ст.31 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Подробнее об этом вы ознакомитесь в справке "Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха".
Нормативные правовые акты, регулирующие охрану атмосферного воздуха
Основными законами, устанавливающими правовые основы охраны атмосферного воздуха, являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
На территории Российской Федерации на сегодняшний день действуют следующие нормативные документы по организации воздухоохранной деятельности:
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю";
- Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ";
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
- Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 г. № 373 "Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников";
- Приказ Минприроды России от 22.11.2011г. № 907 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции";
- ГН 2.1.6.2177-07 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест";
- ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- МУ 2.1.6.792-99 "Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест)";
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 г. № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Приказ Минприроды России от 31.10.2008 г. № 300 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха";
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400;
- Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие Международные обязательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха:
- Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, от 14.06.1992 г.
- Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, от 13.11.1979 г.
- Венская Конвенция об охране озонового слоя, от 22.03.1985 г.
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16.09.1987 г.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата, от 09.05.1992 г.
- Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, от 11.12.1997 г.
- Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 539 "О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой".
Нормативы качества атмосферного воздуха
Основной целью воздухоохранной деятельности в Российской Федерации является достижение нормативов качества атмосферного воздуха.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (п.1 ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.
Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 182.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов (п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника (ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Дополнительная информация
Техническое регулирование выбросов
Предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха
Дополнительная информация
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183.
Требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
Согласно ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
Органы исполнительной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Внимание!
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (п.7 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пп.1-2 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Также должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций (п.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Дополнительная информация
Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти (п.4 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами (п.5 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Согласно п.6 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Внимание!
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды (п.8 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны (ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
- внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства РФ, законодательства субъектов РФ в области охраны окружающей среды;
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства РФ, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Полномочия государственных органов в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст.4 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся (ст.5 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
- установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
- формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
- формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
- установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;
- установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух;
- установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
- установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;
- определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;
- организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся (ст.6 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ):
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
- разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
- участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта РФ;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
- организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ (ст.7 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).
Положение о государственном надзоре за охраной атмосферного воздуха (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476, устанавливает порядок осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.
Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Росприроднадзор взаимодействует (п.5 Положения):
а) с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее территориальными органами и подведомственными учреждениями по вопросам:
- соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха;
- соблюдения требований охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- соблюдения нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) по вопросам:
- использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- обеспечения информирования органа государственного надзора об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
- регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений;
в) с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальными органами по вопросам:
- соблюдения требований охраны атмосферного воздуха при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных зданий и сооружений, влияющих на качество атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
г) с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Дополнительная информация
Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха