Контактное лицо для направления замечаний и предложений:
Герасимова Светлана Владимировна,
т. (499) 254-05-78,
gerasimova@mnr.gov.ru.
Опубликовано: 06 Марта 2012
Спойлер
1. Утвердить прилагаемое:
Положение о создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
обеспечить создание и эксплуатацию государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;
представить до 1 августа 2012 г. в Правительство Российской Федерации план работ по созданию государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, предусматривающий начало функционирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга с 1 января 2013 года.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующим в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотреть меры, связанные с созданием и эксплуатацией информационных ресурсов территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с учетом Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин
Спойлер
1. Государственный фонд данных представляет собой единую распределенную федеральную информационную систему, состоящую из баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств, и включает в себя:
информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее – Единая система мониторинга);
результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Целью создания Государственного фонда данных является информационное обеспечение охраны окружающей среды, в том числе повышение эффективности реализации полномочий органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, и обеспечение обмена информацией о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменении состояния окружающей среды между этими органами, а также обеспечение реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
3. Задачами создания государственного фонда данных является:
1) обеспечение оперативного доступа органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к базам данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды по вопросам:
обработки и анализа информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменении состояния окружающей среды;
обработки и анализа информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и объемах такого воздействия;
оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменения под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определения связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
принятия решений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и устранении нарушений нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов;
выработки предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
3) обеспечение доступа юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Российской Федерации к информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды.
4. Государственный фонд данных состоит из:
1) раздела «Состояние окружающей среды», предназначенного для обеспечения доступа к информации, содержащейся в базах данных подсистем Единой системы мониторинга, обработки (обобщения, систематизации), анализа такой информации и обеспечивающего форматно-логический контроль информации, поступающей от подсистем Единой системы мониторинга, выявление и устранение несогласованностей и расхождений в данных, поступивших из различных источников и проведение гармонизации информации, содержащейся в разделе «Состояние окружающей среды»;
2) раздела «Воздействие на окружающую среду», предназначенного для обеспечения доступа к информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия, ее обработки (обобщения, систематизации) и анализа;
3) раздела «Отклик», предназначенного для комплексного анализа информации, содержащейся в разделах «Состояние окружающей среды» и «Воздействие на окружающую среду», в целях:
оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определения связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду;
подготовки информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
выработки предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуска экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов, оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
4) портала государственного фонда данных, являющегося публичным информационным ресурсом, обеспечивающим свободный доступ к общедоступной информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам Российской Федерации.
5. Государственный фонд данных создается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
6. Оператором государственного фонда данных является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое обеспечивает ее эксплуатацию и доступ заинтересованных лиц к информации, включаемой в Государственный фонд данных.
7. Обеспечение эксплуатации Государственного фонда данных осуществляется путем применения технических и программных средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующую проверку и сертификацию, единых форматов, классификаторов, справочников и стандартных протоколов.
8. Государственные информационные ресурсы Государственного фонда данных формируются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляющими региональный государственный экологический надзор, на основе документированной информации о результатах осуществления соответствующего мониторинга, государственного экологического надзора, государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
9. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими ведение подсистем Единой системы мониторинга, и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования образует межведомственную комиссию для обеспечения решения вопросов функциональной и технической интеграции информационных ресурсов в Государственный фонд данных и использования его данных, определяет ее компетенцию, утверждает руководителя и состав этой комиссии.
10. Координация работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования Государственного фонда данных осуществляется:
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отношении раздела «Отклик» и государственного фонда данных в целом;
Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в отношении раздела «Состояние окружающей среды»;
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении раздела «Воздействие на окружающую среду».
11. В рамках создания и эксплуатации государственного фонда данных:
а) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разрабатывает и утверждает организационно-распорядительные и методические документы, регламентирующие вопросы формирования, обработки, предоставления и анализа информации Государственного фонда данных;
формирует функциональные требования к информационно-аналитической системе «Отклик» и устанавливает перечень информации, которая должна быть интегрирована в данный раздел, а также устанавливает требования к формату и содержанию информации для целей ее формирования органами государственной власти в разделах «Состояние окружающей среды» и «Воздействие на окружающую среду» из перечня видов информации, включаемой в Государственный фонд данных, в соответствии с Приложением к настоящему Положению;
утверждает регламенты (порядки) информационного обмена в Государственном фонде данных и иными информационными системами;
обеспечивает интеграцию Государственного фонда данных с информационными системами, содержащими официальную статистическую информацию;
определяет порядок создания и функционирования портала Государственного фонда данных;
обеспечивает информационную безопасность системы «Отклик» и Государственного фонда данных в целом;
обеспечивает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам функционирования раздела «Отклик» и Государственного фонда данных в целом;
б) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
выступает координатором деятельности по созданию и эксплуатации раздела «Состояние окружающей среды»;
формирует функциональные требования к информационно-аналитической системе «Состояние окружающей среды», в том числе по порядку и условиям представления информации в информационно-аналитической системе «Состояние окружающей среды», а также порядка обмена такой информацией;
определяет методы сбора, контроля и обработки информации, устанавливает технологические требования к сбору, контролю и обработке информации, форматы хранения и передачи данных в информационно-аналитической системе «Состояние окружающей среды»;
обеспечивает актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе «Состояние окружающей среды»; единство используемых в системе «Состояние окружающей среды» терминов, нормативной справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности;
разрабатывает, утверждает и использует методики прогнозирования изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечивает информационную безопасность системы «Состояние окружающей среды»;
обеспечивает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), по вопросам функционирования раздела «Состояние окружающей среды»;
в) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
выступает координатором деятельности по созданию и эксплуатации раздела «Воздействие на окружающую среду»;
формирует функциональные требования к информационно-аналитической системе «Воздействие на окружающую среду», в том числе по порядку и условиям представления информации в информационно-аналитической системе «Воздействие на окружающую среду», а также порядка обмена такой информацией;
определяет методы сбора, контроля и обработки информации, устанавливает технологические требования к сбору, контролю и обработке информации, форматы хранения и передачи данных в информационно-аналитической системе «Воздействие на окружающую среду»;
обеспечивает актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе «Воздействие на окружающую среду»;
единство используемых в системе «Воздействие» терминов, нормативной справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности;
обеспечивает интеграцию с информационными системами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информационные ресурсы которых предназначены для сбора, хранения, обработки и анализа информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечивает сбор, контроль, хранение и обработку данных производственного экологического контроля и программ природоохранных мероприятий, реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и результаты реализации этих программ передаваемых хозяйствующими субъектами в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в соответствии с природоохранным законодательством;
обеспечивает интеграцию с информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции которых в систему «Воздействие на окружающую среду» определяется функциональными требованиями к ней;
обеспечивает информационную безопасность системы «Воздействие на окружающую среду»;
обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти, уполномоченными на осуществление государственного экологического надзора по вопросам функционирования раздела «Воздействие на окружающую среду».
12. Для обеспечения создания и эксплуатации Государственного фонда данных:
1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обеспечивает доступ к информации:
содержащейся в базах данных информационных систем подсистем государственного мониторинга объектов животного мира, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания Единой системы мониторинга;
получаемой в ходе осуществления государственного экологического мониторинга на территории государственных природных заповедников и национальных парков;
2) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистем государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал Единой системы мониторинга;
3) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обеспечивает доступ к информации:
о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды;
о результатах государственного экологического надзора;
о данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
4) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистемы государственного мониторинга земель Единой системы мониторинга.
5) Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистемы государственного лесопатологического мониторинга Единой системы мониторинга.
6) Федеральное агентство по недропользованию обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистемы государственного мониторинга состояния недр Единой системы мониторинга;
7) Федеральное агентство водных ресурсов обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистемы государственного мониторинга водных объектов Единой системы мониторинга;
8) Федеральное агентство по рыболовству обеспечивает доступ к информации, содержащейся в базах данных информационных систем подсистемы государственного мониторинга водных биологических ресурсов Единой системы мониторинга;
9) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора обеспечивают доступ к информации:
получаемой в ходе осуществления соответствующего мониторинга;
о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
13. Доступ к информации, указанной в пункте 12 настоящего Положения, для включения ее в Государственный фонд данных, обеспечивается на постоянной и безвозмездной основе по единым требованиям, предъявляемым к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам и к их применению.
14. Информация, включаемая в Государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению органом государственной власти, являющимся источником такой информации в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в течение одного часа в Государственный фонд данных.
15. Информация, включаемая в Государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению органом государственной власти, являющимся источником такой информации в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и в течение одного часа в Государственный фонд данных.
16. Обмен информацией, включаемой в Государственный фонд данных, в рамках Единой системы мониторинга, а также между Единой системой мониторинга, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются на безвозмездной основе.
17. Предоставление информации, включаемой в Государственный фонд данных, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.
18. Сведения, содержащиеся в Государственном фонде данных, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
19. Использование государственных информационных ресурсов Государственного фонда данных при оказании государственных услуг осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам и к их применению.
20. Информация, содержащаяся в Государственном фонде данных, связанная с предоставлением государственных услуг, размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
21. Информация Государственного фонда данных подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе:
а) органами государственной власти и органами местного самоуправления при:
разработке стратегий социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований и оценке их результатов;
выработке государственной политики в области охраны окружающей среды, адаптации к условиям изменения климата и оценке их эффективности;
разработке федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды, инвестиционных программ, мероприятий по охране окружающей среды и оценке их эффективности;
при подготовке документов территориального планирования и (или) изменении указанных документов;
осуществлении государственного экологического надзора и проведении государственной экологической экспертизы;
установлении нормативов в области охраны окружающей среды;
прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведении мероприятий по их предупреждению и ликвидации;
подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, международных отчетов;
б) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при:
проведении оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
проведении производственного контроля в области охраны окружающей среды;
при разработке нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду;
в) гражданами при:
осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды;
проведении общественной экологической экспертизы.