Заглянем вперед

Обсуждение федеральных законов, нормативных актов по охране окружающей среды.
Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Коллеги предлагаю полемику о нашем недалеком будущем )
Спойлер
Глава Минприроды России сообщил, что работа над законопроектами находится в завершающей стадии. «Сейчас они проходят этап согласования, мы обсуждаем их широко с бизнесом, со всеми федеральными органами исполнительной власти, потому что они, по сути дела, изменяют сценарные условия не только для экологии, но и для экономики страны. Мы действительно создаем объективную систему нормирования, основанную не на частных лимитах для каждого предприятия, а на том воздействии, которое предприятие оказывает на окружающую среду», - отметил Ю.Трутнев.
Разработанный Министерством законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования системы нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» закрепляет основные понятия и принципы технологического нормирования.
В целях экономического стимулирования внедрения «зеленых стандартов» проектом предусмотрено увеличение размера платы за выбросы и сбросы. При этом допускается возможность корректировки платы для предприятий, внедряющих наилучшие существующие технологии.
Для нарушителей вводится новая система взысканий, которая предусмотрена еще одним законопроектом – о повышении штрафов за негативное воздействие на окружающую среду.
По словам Ю.Трутнева, цель законопроектов – не только улучшить экологию, но и создать мотивацию для модернизации предприятий, сделать так, чтобы переходить на более современные технологии стало выгодно. «Сегодня таких мотивов в законодательстве, к сожалению, нет. Поэтому мы очень надеемся, что в апреле, если наши предложения будут приняты, мы такие законы сможем принять», - подчеркнул глава Минприроды России.

Пример: 1. Предложения в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в части перехода на систему технологического нормирования):
1.1. Заменить формулировку «наилучшие существующие технологии» на «наилучшие доступные технологии».
1.2. Упростить предлагаемую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Отказаться от использования в законодательстве системы нормативов, разработка которых представляет в ближайшие годы неразрешимую задачу, как для органов власти, так и для природопользователей, и эффективность применения которых не подтверждена на практике.
1.3. При построении системы нормирования воздействия на окружающую среду ориентироваться на минимальные удельные выбросы и сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) для разных способов получения однотипной продукции; в том числе с использованием наилучших доступных технологий (НДТ).
1.4. Правительством Российской Федерации устанавливаются критерии для выбора НДТ и условия, при которых пересмотр нормативов становится обязательным и производится в течение определенного срока (достаточного для их разработки и согласования) с момента наступления указанного условия.
1.5. Перечни нормируемых загрязняющих веществ в выбросах и сбросах ограничиваются 10-20 приоритетными ЗВ, определяемыми в установленном порядке.
1.6. Фактическое воздействие природопользователей подразделяется на допустимое и негативное воздействие на окружающую среду.
1.7. Допустимые нормативы – массы загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) при использовании НДТ. При соответствии технологии производства наилучшим доступным технологиям фактическое воздействие становится допустимым воздействием на окружающую среду.
1.8. Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие, оказываемое загрязняющими веществами, эмиссия которых в окружающую среду осуществляется сверх допустимых нормативов.
1.9. Расчет допустимого воздействия производится путем умножения удельных нормативов выбросов и сбросов ЗВ на объем производимой продукции.
1.10. Правительство Российской Федерации устанавливает публичные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ). Получение разрешений на воздействие на окружающую среду после установления публичных нормативов не требуется.
Установление публичных нормативов и сроков их достижения устраняет коррупциогенный механизм выдачи разрешений. Они становятся ненужными, поскольку каждый природопользователь может самостоятельно рассчитать величины допустимых выбросов и сбросов для каждого загрязняющего вещества, эмитируемого в окружающую среду, а также величины негативного воздействия для этих веществ, которые рассчитываются как разность между фактическими величинами воздействия и допустимыми.
1.11. Квотирование нецелесообразно, поскольку отсутствуют критерии и порядок определения нормативов допустимых (критических) нагрузок на экологические системы. Квотирование предполагает в дополнение к существующей системе взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду организацию в перспективе торговли квотами, экономическое обоснование целесообразности которой отсутствует.
1.12. Правительством Российской Федерации осуществляется и совершенствуется государственный непрерывный инструментальный контроль за достижением природопользователями в установленные сроки показателей по выбросам/сбросам приоритетных загрязняющих веществ.

Предложения к порядку перехода к единым принципам нормирования воздействия природопользования на окружающую среду:
- Правительство Российской Федерации на основе анализа сведений об экологических показателях используемых в мировой практике технологий производства однотипной продукции, определяет экономически приемлемый способ производства такой продукции (НДТ), обеспечивающий минимальные удельные показатели воздействия (удельные нормативы выбросов/сбросов), которые должны быть достигнуты в установленный срок (например, к 2020 году) всеми производителями данной продукции.
- Правительство Российской Федерации определяет перечень отраслей (производств), для которых в первоочередном порядке вводится нормирование на основе показателей воздействия НДТ на окружающую среду.
- Правительство Российской Федерации анализирует сложившуюся ситуацию в экономике и новых технологиях, корректирует показатели НДТ не чаще чем один раз в 5 лет.
- Правительство Российской Федерации в соответствующих отраслевых Справочниках наилучших доступных технологий устанавливает Перечень приоритетных нормируемых загрязняющих веществ в выбросах/сбросах производственных объектов и минимальные удельные показатели воздействия.
- Природопользователи разрабатывают планы перехода к НДТ (поэтапной замены устаревшего оборудования на новое) и достижения показателей допустимых нормативов воздействия на окружающую среду с учётом необходимости снижения абсолютного объёма загрязняющих веществ.
- Правительство Российской Федерации принимает решение по срокам перехода к НДТ и поэтапному достижению допустимых нормативов и устанавливает сроки повышения ставок платы с учетом предложений по переходу к НДТ.
- В целях снижения административного давления на бизнес и повышения эффективности государственного регулирования экологическая разрешительная документация сокращается к 2012 году, с 2015 года начинается выдача крупным предприятиям, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, «Комплексных экологических разрешений» - единого документа со сроком действия не менее 5 лет.
- Новая система технологического нормирования применяется при разработке разрешительной документации с 2011 года. Ранее выданные разрешительные документы действуют до окончания срока их действия; при этом нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и предельно-допустимых сбросов (ПДС) рассматриваются как показатели допустимого воздействия, а временно-согласованные выбросы (ВСВ) и временно-согласованные сбросы (ВСС) – как показатели предельного разрешенного воздействия на окружающую среду.
Спойлер
"- Во многих городах (особенно там, где есть крупные промышленные предприятия) с экологией беда. Как сделать воздух и воду в этих городах чище? Можно ли заставить предприятия переходить на «зеленые технологии»?
- Такого законодательства пока нет. И мы понимаем, что нельзя сегодня предъявить предприятиям более высокие экологические требования. Тогда они просто остановятся. Но мы можем заранее сказать: коллеги, вот вам время, за которое вы можете поменять свои технологии. В апреле мы передадим в правительство пакет документов: в них будет описан постепенный переход российской экономики на принципы наилучших существующих в мире технологий. Срок - с 2011 по 2016 год. Этим мы хотим достичь двух целей. Первая - обеспечить меньший ущерб окружающей среде. Вторая - провести модернизацию промышленности. Новые экологические требования будут хорошим стимулом для предприятий поменять весь технологический цикл, что увеличит конкурентность нашей экономики...."
Спойлер
Дмитрий Медведев поддержал вчера предложения министра природных ресурсов Юрия Трутнева о создании новой системы экологической ответственности для бизнеса. Возражения владельца НЛМК Владимира Лисина понимания у господина Медведева не нашли. Зато были одобрены предложения губернаторов о возрождении целевого экологического фонда и экологической экспертизы.
Открывая заседание президиума Госсовета, посвященное совершенствованию госрегулирования в сфере охраны окружающей среды, Дмитрий Медведев признал отсутствие единой государственной политики в области экологии. Делу не помогли все принятые ранее решения и данные правительству поручения, начиная с аналогичного президиума Госсовета в 2003 году и заканчивая указом от 4 июня 2008 года. "Природоохранные отношения регулируются несвязанными, зачастую противоречащими друг другу законами", а принятые законы не работают "годами из-за отсутствия одного или нескольких подзаконных актов", сожалел господин Медведев. Также в стране, по его словам, не создана комплексная система государственного экологического мониторинга. По официальным данным, в целом по России около 40% городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы. А в 34 субъектах федерации наблюдения проводятся только в отдельных городах.
С точки зрения господина Медведева, государство первым делом должно навести порядок в экологическом законодательстве. В том числе усовершенствовать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду, перейдя на "принципы НСТ"(наилучшие существующие технологии).
Для их внедрения Дмитрий Медведев предлагает заинтересовать бизнес. "Экологически правомерное поведение должно поощряться, оно должно приносить деньги в карман тех предпринимателей, которые исполняют закон. С другой стороны, экологические нарушения должны влечь жесткую ответственность с применением соответствующих штрафных санкций",— пояснил президент. "Экологическая ответственность по своей природе такова, что она способна разорить кого угодно: не только крупную компанию — страну может на колени поставить",— заявил Дмитрий Медведев. Но она, по его мнению, "должна быть разумной", поскольку завышенные санкции "никакой бизнес даже при самом благоприятном расположении дел платить не может". Бизнес не должен опасаться немедленного наказания и не должен скрывать данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду. В итоге президент подытожил: необходим переходный период, "когда предприниматели смогут принять необходимые меры, а государство — обеспечить стимулы к внедрению нашим бизнес-комьюнити экологически чистых технологий". Однако "по окончании этого периода санкции должны действовать в полном объеме под страхом банкротства и ликвидации соответствующей компании безотносительно к ее заслугам и всему остальному".
Отвечая на претензии президента по задержке с нормативными актами, министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что часть из них "была остановлена в силу сопротивления", а с разрабатываемой министерством новой системой экологической ответственности "не все согласны". "Много желающих работать по-старому и складывать деньги себе в карман",— заявил он.
Министр рассказал о новой системе кнута и пряника (министерство готовит соответствующий законопроект о нормировании выбросов) по отношению к бизнесу. По его словам, из миллиона предприятий плательщиками за вред экологии являются только 300 тыс. Ведомство господина Трутнева предлагает ввести разное регулирование для трех групп предприятий. Те, кто оказывает незначительное негативное воздействие, будут лишь сдавать декларацию. Для 290 тыс. предприятий, оказывающих умеренное воздействие (они дают 1% загрязнений), сохраняется нынешняя система наказаний, однако чиновники не смогут повышать штрафы, а наказывать компании будут лишь за аварии. А вот для 11,4 тыс. опасных предприятий, оказывающих 99% негативного воздействия (из них 445 особо опасных предприятий, из которых 64 из них дают 50% выбросов в атмосферу, а 110 — 50% стоков в воду), плата будет повышаться, если они не будут переходить на новые технологии. Вместо существующей системы нормирования выбросов, основанной на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ (более 2 тыс.) и позволяющей предприятиям завышать нормативы и уходить от оплаты, вводится система НСТ. Будут составлены справочники с множеством технологий, обязательные к внедрению и обновляемые каждые три года. Те, кто снизит выбросы до эталонного объема за счет применения НСТ, будут платить лишь половину нынешней платы за негативное воздействие. Министр не стал скрывать, что такую скидку компании получат в лучшем случае через десять лет,— именно столько времени потребуется для перехода на НСТ. Так что, по прогнозам господина Трутнева, пока предприятиям надо готовиться к повышенной плате. Она возрастет в среднем почти в два раза к 2011 году и в три — к 2016-му. В целом предприятия могут отдавать в год до 138 млрд руб., или 1,1% от прибыли (сейчас 16 млрд руб.). На модернизацию же предприятий потребуется около 2% ВВП. Причем, по оценке министра, в период внедрения будет наблюдаться временное снижение показателей экономического роста. Юрий Трутнев заверил, что будет выгоднее вкладывать деньги в технологии, чем работать на старом оборудовании.
В ответ владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин категорически заявил, что новая система перехода на НСТ и расчета платы за негативное воздействие "не будет работать". Система расчета выбросов для той же нефтянки уже сейчас неверна и их завышает, а для перехода на НСТ для снижения этой платы потребуется не менее 30 лет. Господин Лисин считает, что нормативы должны иметь рекомендательный характер, вместо повышения платы и внедрения НСТ лучше оставлять предприятиям больше денег на модернизацию. А начинать бороться с загрязнением окружающей среды надо не с металлургии и нефтянки, а с транспорта, который дает 42% выбросов, и с ЖКХ: "Там грязь основная".
"Я не знаю ответа: будет или не будет работать (новая система.— "Ъ"). Но делать надо. А сырые позиции посмотреть, обкатать с бизнесом и законы принимать. Сколько лет понадобится на НСТ — 30 или не 30, но все-таки справочники (с технологиями.— "Ъ") должны появиться",— заявил в ответ Дмитрий Медведев. По его мнению, предлагаемые меры должны носить обязательный характер. Надежду бизнесу президент все же оставил. Правительству поручено в кратчайшие сроки доработать законопроект с новой системой регулирования и внести ему "лично". "Если вы не договоритесь, то тогда придете ко мне",— заявил господин Медведев. На просьбу Юрия Трутнева проявить политическую волю для поддержки законотворческих инициатив Минприроды президент ответил утвердительно: "Доложите, что застопорились, тогда я командирское решение приму".
Дмитрий Медведев согласен обсудить возможность возрождения экологической экспертизы, которая в ходе административной реформы была передана в систему общего строительного надзора: "Если мы считаем, что утрата привела к тяжелым последствиям, то, что бы ни говорили о бюрократии, о взятках, давайте ее возродим". Президент поручил рассмотреть вопрос и о возрождении экологического фонда (около десяти лет назад все целевые внебюджетные фонды были консолидированы в федеральном бюджете), чтобы губернаторам не приходилось выбивать деньги на экологию из общих доходов федерального бюджета. Президент также согласился "переписать 122-й закон" (закон о распределении полномочий между уровнями власти), чтобы вернуть губернаторам полномочия по защите окружающей среды и источники их исполнения. Он также поручил правительству выделить деньги (3 млрд руб., по оценке Юрия Трутнева) на реализацию совместных с бизнесом пилотных проектов по очистке территории от накопленных загрязнений.
Спойлер
Государство уходит из экономики и снимает с себя лишние функции. При этом в процессе разгосударствления мы обогнали даже США. И пошли дальше, отмели систему действовавших технических нормативов, ликвидировали обязательное лицензирование строительной деятельности.
На сегодня техрегламенты только начали появляться, при этом они устанавливают только общие требования. Для их реализации в конкретном проекте необходима актуализация строительных норм и правил. Система саморегулирования в строительстве, призванная заменить лицензирование, находится в зачаточном состоянии. Задача государства – создать и отладить все регулирующие механизмы, после чего уже снижать контрольные функции. Но вместо работы по созданию системы техрегламентов и соответствующих им норм и правил принимается внешне эффектное решение о свободной конкуренции в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Уже подготовлен проект изменения Градостроительного кодекса (ГК), по которому госэкспертизу хотят передать коммерческим структурам, так называемым организациям негосударственной экспертизы. При этом в видах деятельности, регламентированных для извлечения коммерческой выгоды, даже нет такой строки – экспертиза проектной документации. До сих пор государство понимало, насколько велика тут цена рисков, чтобы отдавать эту сферу в частные руки.
Общеизвестно, с какими трудностями приходится сталкиваться заказчику-застройщику, чтобы подготовить всю необходимую документацию для начала строительства – на это уходят не месяцы, а годы. Поэтому заказчик-застройщик пытается как только может сократить сроки предпроектной и проектной подготовки строительства. Результаты спешки и отсутствия стройной нормативной базы для проектирования – серьезные недоработки, просчеты и ошибки. В ходе экспертизы эти недостатки вскрываются, возникает вполне законное требование корректировки документации. Для заказчика в этой ситуации экспертиза как последний этап, преодоление которого дает право начать строительство, оказывается самой главной причиной всех его бед. И вот уже у каких-то горячих голов готово решение проблемы: а давайте привлечем на помощь государственной экспертизе еще и негосударственную, заставим их конкурировать, вот тогда дела пойдут!
За последние пять лет в ГК внесено уже более 20 поправок. Между тем эта сфера – одна из самых консервативных. Инвестиционный период составляет четыре-пять лет плюс несколько лет – строительство. А за эти годы несколько раз менялись правила игры. И какой тут спрос со строителей?
В проекте поправок в ГК присутствует с виду неброская новелла, которая, по существу, дает право заказчику-застройщику выбирать: представить проектную документацию на рассмотрение на государственную или негосударственную экспертизу (в прежнем варианте кодекса «или» отсутствовало). Что принудило инициаторов проекта поправить кодекс и фактически изъять у субъектов Федерации весомую часть их полномочий?
Утверждается, что эти изменения позволят снизить административные барьеры. В частности, создать конкурентную среду, повысить безопасность и качество проекта. Наконец, при страховании негосударственной экспертизы существенным образом якобы повысится вероятность возмещения ущерба третьим лицам. Конкуренция, конечно, важна, но не когда речь идет о безопасности людей, проживающих или работающих в зданиях и сооружениях.
Если поправки будут приняты, многочисленные ООО получат возможность давать свои экспертные заключения по объектам строительства. Это ведь только сегодня оценки подобных ООО, к счастью, не имеют разрешительной силы.
Что будет, если после строительства в нем обнаружатся погрешности? Сейчас ответственность за некачественную экспертизу лежит на госоргане – областной, краевой, федеральной экспертизе. Структурах, которые есть и будут. А где гарантии, что к тому времени, когда на объекте возникнут проблемы, то самое ООО не «испарится»?
О стоимости негосударственной экспертизы ничего не говорится. Случайно ли? Сегодня цена экспертной оценки составляет в среднем лишь 1% от общей стоимости строительства. Но понятно же, что жаждущая прибыли коммерческая организация найдет способы повысить расценки в десятки раз.
О безопасности. В госэкспертизе не пробьешь согласование строительства объекта, в котором присутствуют отступления от регламентов. Чиновник понимает, чем рискует. Коммерсанту с коммерсантом договориться легче.
20 лет тому назад в стране наряду с госэкспертизой существовало множество ведомственных. Их бесконтрольная деятельность и заставила создать единую государственную вневедомственную экспертизу. Почему же о том печальном опыте забыли? На стадии принятия принципиальных решений, чтобы предотвратить ошибки и просчеты, которые окажут влияние на качество жизни людей, надо усиливать госэкспертизу, возвращать ей право на обязательное рассмотрение градостроительной документации.
Госэкспертиза сегодня – единственный орган, влияющий на процесс проектной подготовки строительства. Так зачем же рушить сложившуюся за десятилетия систему? Зачем заставлять конкурировать госорган с коммерсантами? Понятно же, что коммерсант-застройщик побежит к коммерсанту-эксперту. А субъекты Федерации потеряют рычаги влияния на градостроительную деятельность в муниципалитетах.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года

Полный текст документа:
Спойлер
I. Общие положения

1. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан.

2. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

3. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

4. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

5. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

6. Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

II. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

7. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

8. Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

о) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

III. Основные задачи государственной политики в области экологического развития

9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

IV. Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития

10. При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (далее - механизмы):

а) совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

в) повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

г) внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

11. При решении задачи совершенствования нормативно- правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

в) создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

12. При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

а) формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, ее рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

б) внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;

в) учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

13. При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду используются следующие механизмы:

а) экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения;

б) поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

в) снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;

г) установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;

д) совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учет при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;

е) увеличение объема строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения "зеленых" стандартов;

ж) осуществление мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на ее реализацию,

14. При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

а) инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

б) организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;

в) развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

г) сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

15. При решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:

а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

16. При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

а) укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

б) создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;

в) формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

г) предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов;

д) сохранение генетического фонда диких животных;

е) решение экологических проблем Байкальской природной территории, регионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

17. При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;

б) замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

в) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

г) формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;

д) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

е) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

ж) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;

к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;

л) стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

м) государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным.

18. При решении задачи создания современной системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата используются следующие механизмы:

а) создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;

б) внедрение методов учёта негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;

в) обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

г) использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально- экономического развития.

19. При решении задачи научного и информационно- аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

а) расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;

б) разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;

в) стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.

20. При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

21. При реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются следующие механизмы:

а) участие бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в природоохранной деятельности;

б) участие и учёт законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

в) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях;

г) обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

д) повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами. Указанная отчетность подлежит аудиту независимыми третьими сторонами и заверяется ими.

22. При решении задачи развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

а) реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;

б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;

в) внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;

г) гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

23. Реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается путем осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;

б) при разработке долгосрочных программ социально- экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;

в) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

24. Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации настоящих Основ, утвержденным Правительством Российской Федерации.

25. Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

26. Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

30 апреля 2012 года, 12:50
Источник: http://kremlin.ru/ 30 апреля 2012 года

eko-ksv

Медаль за развитие Звезда за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 1720
Зарегистрирован: 24 фев 2007, 15:35
Награды: 3
Откуда: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 344 раза
Поблагодарили: 548 раз

Re: Заглянем вперед

Сообщение eko-ksv »

И что нового в этой "политике в области экологии"?
Перекатали положения Конституции, ФЗ Об охране окр.среды, Об охране атм. воздуха, Гос.эко.экспертизы и т.д.
Просто страшно подумать, как это будет реализовано в духе нашей бюрократии.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

к Европе движемся...
экологический аудит,овос, ответственность производителя за свою упаковку, экономические стимулы за природоохранные мероприятия...
Воощем умолкаю
Аватара пользователя

Вадим Зыков
Интеграл
Сообщения: 5816
Зарегистрирован: 27 июн 2005, 13:41
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 253 раза
Поблагодарили: 2930 раз
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение Вадим Зыков »

Спойлер
Соответствующий документ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев 30 апреля 2012 г.

В Основах экополитики перечислены задачи государства в области экологии и механизмы их реализации.

Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Целями государственной политики в области экологического развития являются экологически ориентированный рост экономики; сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; реализация права граждан на благоприятную окружающую среду; укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин: "В работе над документом приняли участие все заинтересованные стороны – от органов государственной власти до природоохранных организаций, научные сообщества и бизнес-объединения. Это первый стратегический документ в современной России в области экологии, создающий баланс между интересами развития экономики и сохранения экологии".

Основами предусматривается совершенствование системы управления и правового обеспечения в сфере охраны окружающей среды, создание новой системы регулирования деятельности промышленных предприятий и экономических стимулов их модернизации, повысит ответственность за экологические правонарушения. Будут созданы прозрачные условия работы надзорных органов и усовершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды.

Особое внимание в Основах уделено вопросам экологически безопасного обращения с отходами. В этих целях предполагается организовать раздельный сбор мусора, ввести жесткие санкции за его складирование в неустановленных местах и дополнительные экологические сборы в случае, если покупатель приобретает товар, требующий экологически безопасного захоронения.

Указанные меры вместе с предлагаемым запретом захоронения отдельных видов отходов, которые могут быть вторично использованы, приведут к сокращению числа несанкционированных свалок, созданию отрасли по переработке отходов.

К другим задачам, заявленным в документе, относятся создание системы механизмов возмещения вреда и ликвидации прошлого экологического ущерба, восстановление нарушенных естественных систем, сохранение биоразнообразия. Большое внимание уделяется вопросам экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в обществе, развитию международного сотрудничества и другим.

Государственная политика в области экологического развития ориентирована на активное участие граждан в обсуждении решений, затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду.

В целях реализации основ государственной политики в области экологического развития в ближайшее время будет подготовлен план конкретных действий.

Мероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Ожидается, что по итогам мероприятий количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации снизится со 128 в 2012 году до 50 в 2020-м. Соответственно снизится и численность населения, проживающего в таких в городах: с 54 до 21 млн человек. Прирост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды к 2020 году составит 110%.

Основы государственной политики полностью гармонизированы с международными обязательствами Российской Федерации, соответствует Плану действий по присоединению России к Организации экономического сотрудничества (ОЭСР).

Как отметил Р.Гизатулин: "Реализация Экополитики создаст основы гармоничного решения природоохранных и экономических задачи в процессе модернизации и инновационного развития России".
Опубликовано: 02 Мая 2012
Источник:
http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128646
Интегрируй форум в Яндекс
P.S. Вопросы по работе с программами или выбору программ прошу писать либо на форуме в соответствующих темах, либо по электронной почте. В ЛС на такие вопросы не отвечаю. Прошу понять правильно.


Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Экологическое многословие
Спойлер
Уходящий российский президент одним из своих последних актов утвердил положение об «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем, в частности, отмечается, что глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Положение многостраничное, и там много правильных слов. Нельзя не согласиться с тем, что, например, «экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности». Но вопросы заключаются в том, а что дальше и что делать. Но на эти конкретные вопросы положение ответа не дает. Все, как и многое в российской политике последних лет, ограничивается пустыми декларациями.
16.05.2012 http://www.ng.ru/politics/2012-05-16/3_kartblansh.html
Последний раз редактировалось r@b 21 май 2012, 06:03, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

По последним оценкам ученых Института энергетических исследований РАН (ИЭИ), изложенным в первом российском прогнозе энергетики мира, его регионов и основных стран до 2035 года, точку невозврата климат на Земле прошел уже в 2010 году и нас ждет существенное, по меркам экологов, потепление к 2035 году, которое может составить 6 градусов Цельсия.....
Спойлер
По последним оценкам ученых Института энергетических исследований РАН (ИЭИ), изложенным в первом российском прогнозе энергетики мира, его регионов и основных стран до 2035 года, точку невозврата климат на Земле прошел уже в 2010 году и нас ждет существенное, по меркам экологов, потепление к 2035 году, которое может составить 6 градусов Цельсия. Известный британский ученый Джеймс Эфрэйм Лавлок, который приобрел известность как создатель Гипотезы Геи (согласно которой планета Земля функционирует как суперорганизм), также считает, что точка невозврата пройдена. По его подсчетам, к концу нынешнего столетия температура повысится на 8 градусов. Последствия подобного развития могут быть, по мнению ученого, катастрофическими. В конце концов, планета впадет, по его мнению, «в кому», из которой она не выйдет еще 100 тыс. лет.
К сожалению, ряд российских ученых и публицистов скептически либо поверхностно воспринимают все эти прогнозы. Скорее всего именно этим объясняется сдержанная позиция России на посткиотских конференциях. А ведь объем мировой эмиссии СО2 продолжает расти. И почти весь прирост выбросов СО2 приходится на развивающиеся страны (в первую очередь азиатские), что усиливает их сопротивление принятию глобального экологического соглашения. В прогнозе утверждается, что развитым странам удается стабилизировать и даже снизить выбросы, однако это не может изменить ситуацию в глобальном масштабе. Не помогают пока и нормативы Киотского протокола. Как отмечают эксперты института, несмотря на его требования, мировые выбросы СО2 выросли на 45% по сравнению с 1990 годом.
Какая же перспектива? Из-за долгового кризиса в еврозоне, считают российские эксперты, ведущие экономики мира не намереваются продлевать Киотский протокол. Собственная промышленность стран и так несет значительные убытки. Поскольку США и Китай не соблюдают условий Киотского протокола, ограничения остальными странами практически не сказываются на изменении мировой экологической обстановки.
В ИЭИ полагают, что подготовка нового договора по ограничению выбросов парниковых газов в атмосферу ожидается не ранее 2015 года. А в силу договор вступит лишь в 2020 году. Понятно, что до этого будет действовать Киотское соглашение (второй период предусмотрен на 2013–2020 годы), в котором, к сожалению, официально отказались участвовать США, Канада, Япония, Россия и Новая Зеландия. Эти страны к тому же не собираются выполнять и ранее взятые обязательства в рамках соглашения. Ясно, что Россия нуждается в наполнении смыслом и конкретикой провозглашенных экс-президентом экологических принципов, и делать это необходимо уже сейчас.Российской экономике нужно не столько наращивать потребление и производство энергоресурсов, сколько переходить на рациональное их использование. Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) в докладе «Живая планета» главным приоритетом для РФ назвали повышение энергоэффективности, что позволит снизить экономические потери и помочь дикой природе. Однако общепринятые показатели валового внутреннего продукта (ВВП) не учитывают качественную перестройку экономики. И поэтому экологи советуют заменить ВВП другими индикаторами.
Вчера WWF опубликовал доклад «Живая планета». Документ вышел в преддверии Конференции ООН «Рио +20», которая состоится в июне, и содержит малоутешительные выводы. Так, потребление природных ресурсов удвоилось с 1966 года. Сегодня человечеству требуется эквивалент полутора планет для поддержки своей жизнедеятельности. Если сценарий экономического развития не изменится, то к 2030 году населению Земли уже не хватит ресурсов двух планет, уверяют экологи.
«Подобно банковскому счету, владелец которого использует не только проценты, но и основную сумму вклада, рано или поздно эти ресурсы будут исчерпаны. При существующих темпах потребления некоторые экосистемы будут разрушены еще до полного исчерпания ресурсов», – предупреждают авторы доклада.
Профессор кафедры экономики и природопользования МГУ Сергей Бобылев на пресс-конференции предложил журналистам взглянуть на доклад WWF под необычным ракурсом. В понимании ученого доклад WWF – это попытка предложить новое измерение развития как мировой, так и национальных экономик. По мнению Бобылева, показатели роста ВВП, на которые уже 60 лет ориентируются все правительства, искажает реальную картину. Без экологической составляющей расчеты ВВП попросту некорректны, считают ученые.
Эту точку зрения разделяет и директор WWF России Игорь Честин, презентовавший вчера новый доклад организации. По его мнению, общепринятая система экономических оценок задает ложные ценности. Например, для улучшения показателей развития экономики объективно выгодна смерть человека, ведь каждые похороны – это оказанные и оплаченные услуги, но не образование или знания. Нонсенс, но эти показатели качества человеческого капитала в ВВП вообще не учитываются.
Ученый и эколог считают необходимым использовать при оценке эффективности экономик так называемый экологический след – условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Тогда картина международных сопоставлений кардинально изменится. И достижения России последних лет в наращивании ВВП не будут выглядеть столь уж впечатляющими. Сегодняшние плюсы: высокие объемы добычи углеводородного сырья, других природных ресурсов, составляющие основную статью российского экспорта, – превратятся в минусы. Ведь вся эта деятельность наносит порой непоправимый вред экологии.
Нужно не стремиться больше добывать из недр, а рачительнее расходовать, говорит Бобылев. Наглядный пример – ситуация в жилищном секторе. На отопление 1 кв. м жилплощади в России требуется в пять-шесть раз больше энергии, чем расходуется в Норвегии и Швеции. Дома в наших городах сквозь негодные окна и незакрытые двери «отапливают» улицу. Существуют расчеты, согласно которым требуется около 320 млрд. долл. для того, чтобы навести порядок в жилищном секторе, сократив до общепринятых в мире стандартов теплопотери. Деньги немалые, признал ученый, однако на освоение новых месторождений нефти и газа на континентальном шельфе арктических морей предстоит потратить в три раза больше. При этом, уверил Бобылев, затраты в первом случае окупятся гораздо быстрее – всего за два–четыре года.
Честин также скептически относится к проектам ведущих нефтегазовых компаний. Ежегодные госсубсидии им достигают 700 млрд. долл. Если бы эти деньги направить на создание альтернативных, возобновляемых источников энергии, то эти источники уже были бы созданы, уверен эколог.
Как бы то ни было, Россия не является лидером потребления природных ресурсов. В докладе WWF названы страны с самым высоким экологическим следом на душу населения – Катар, Кувейт, ОАЭ, Дания, США, Бельгия, Австралия, Канада, Голландия и Ирландия. Наша страна в этом списке – на 33-м месте. Экологи предлагают остановить негативные тенденции сугубо экономическими инструментами, основанными на экологических услугах и соответствующих законодательных предпосылках. Например, совершенствованием налоговой системы – налоги на труд, капитал, прибыль разумнее снижать, увеличивая фискальное бремя на грязные производства, наносящие вред экологии. «Только тогда мы сможем создать справедливый доступ стран с разным уровнем дохода к продовольствию, воде и энергии», – резюмируют составители доклада WWF.
http://www.ng.ru/economics/2012-05-16/4_ecologi.html
Последний раз редактировалось r@b 21 май 2012, 06:05, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Экологическая катастрофа в Дегтярске. Иначе не назвать
Спойлер
Последний раз редактировалось r@b 21 май 2012, 06:02, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Результаты России в чемпионате мира 2011/2012 года
по эффективности президентов и правительств.
Спойлер
..Россия заняла последнее место в мире по мерам, предпринимаемым в сфере экологии за последнее десятилетие. По докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия предприняла наименьшие усилия для сохранения благоприятной экологической обстановки среди 132 стран...
Читать полностью:http://vitki.org/2012/05/09/россия-родина-слонов/

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Крупнейшие американские компании объединяют усилия, чтобы создавать пластмассу из растительного сырья
06 июня 2012 | 07:45
«Кока-кола, «Форд», «Хайнц», «Найк» и «Проктер энд Гэмбл» объявили накануне о том, что создают рабочую группу. Сегодня практически вся пластмасса производится из нефти, запасы которой истощаются. При этом на разложение традиционного пластика в природных условиях уходит 100-200 лет, что наносит значительный ущерб окружающей среде.

Автор темы
r@b

Медаль за развитие Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
Награды: 5
Откуда: омск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 234 раза
Контактная информация:

Re: Заглянем вперед

Сообщение r@b »

Эмбрионы жгли за гаражами (либерализация по русски)
Спойлер
Следователи разыскивают фирму, которая заключила с больницами Екатеринбурга контракт об утилизации медицинских отходов. Планируется установить ее причастность к обнаруженным в лесу человеческим эмбрионам. Как оказалось, в области есть проблема с утилизацией биологического материала. Контракты заключаются с конторами, которые не имеют лицензии, в итоге медицинский мусор порой складируется на городских свалках или сжигается за гаражами, говорят представители бизнеса.
Следователи в Свердловской области выясняют, какая компания должна была утилизировать медицинские отходы, а вместо этого выкинула их на обочину. Поиски идут в рамках проверки по факту обнаружения бочек с 248 человеческими эмбрионами в лесу в 80 километрах от Екатеринбурга. На бочках были бирки с номерами 14, 24, 27 и 40. По мнению следователей, это соответствует номерам больниц Екатеринбурга. Специальная комиссия областного миндзрава уже подтвердила, что бочки принадлежали четырем городским больницам.
Источники говорят, что больницы №№ 14 и 24 заключали договор об утилизации медицинских отходов с компанией «Промэкология». Официально следователи не сообщают название фирмы.
Получить комментарии от сотрудников «Промэкологии» «Газете.Ru» не удалось. В справочниках указаны адреса офисов, но там либо располагаются другие компании, либо помещения закрыты. На официальном сайте «Промэкологии» представлены лицензии на осуществление утилизации различных техногенных отходов. Есть даже документ от ФСБ о допуске к осуществлению работ с использованием сведений, представляющих государственную тайну. Работа с медицинскими биологическими отходами также предполагает лицензирование. Однако подобного документа на сайте нет.
Зато компания «Промэкология» известна свердловской природоохранной прокуратуре, которая ранее предъявляла ей претензии по поводу нарушения закона при уничтожении медицинских отходов.
«В прошлом году было установлено, что ряд муниципальных учреждений здравоохранения по результатам аукциона заключили контракты с ООО «Промэкология» на вывоз и утилизацию опасных медицинских отходов класса Б и В. При этом в нарушение требований законодательства к участию в аукционе было необоснованно допущено и признано победителем ООО «Промэкология», не имеющее собственной лицензии на уничтожение опасных медицинских отходов и не представившее документы, подтверждающие его намерение привлечь к выполнению заказа организацию с лицензией», — сообщили «Газете.Ru» в Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Тогда решением Арбитражного суда было удовлетворено 17 исковых заявлений о признании недействительным размещение муниципального заказа на оказание услуг по уничтожению медицинских отходов для лечебных учреждений Екатеринбурга.
Каким образом «Промэкологии» удалось вновь заключить договоры с городскими больницами в текущем году, пока неизвестно.
После скандала с обнаружением свалки эмбрионов свердловская прокуратура начала проверку деятельности медучреждений Екатеринбурга в области оборота медицинских отходов. «Проверка будет длиться в течение 30 дней, после чего мы примем процессуальное решение о привлечении виновных лиц», — заявил начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Андрей Курьяков.
Теоретически медицинские отходы должны сжигаться. В Екатеринбурге только две организации владеют необходимым оборудованием — это ООО «Энерго» и МУП «Спецавтобаза».
Директор последней признается, что ему не удается выиграть конкурс на утилизацию больничных отходов из-за того, что всегда появляются фирмы, предлагающие свои услуги значительно дешевле.
«Недобросовестные подрядчики, которые выигрывают конкурс на утилизацию медицинских биоотходов, зачастую даже и не собираются их уничтожать. Следовательно, им все равно, какую цену зарядить. Поэтому они и выигрывают конкурсы на проведение таких работ, — рассказал «Газете.Ru» директор МУП «Спецавтобаза» Евгений Устьянцев. — Наша служба безопасности занималась одной из таких организаций. Удалось выяснить, что они уничтожали отходы в обычной бытовой печке в Верхней Пышме или в гаражном массиве.
Мы находили эти отходы на полигонах соседних городов».


По словам Устьянцева, чтобы обойти законодательство, больницы заключают договоры на транспортировку биологических отходов: «А куда подрядчики потом все это девают — никого не волнует».

«Материал выкидыша — это не отрезанная рука или нога. Его нужно обязательно исследовать, то есть отправить на вскрытие. Мне видится ситуация так, что какой-то морг просто переполнился эмбрионами. Нашли некую организацию, поручили ей утилизировать отходы. А водителю, который вез бочки с эмбрионами, сказали, что он может с ними делать что угодно. Вот он и выкинул бочки», — считает медицинский эксперт Максим Стародубцев.

Напомним, что свалку эмбрионов вечером 22 июля нашли в лесном овраге в двух километрах от поселка Аник Невьянского района. Неизвестные скинули четыре пластиковых бочки с биоматериалом. Пока контейнеры летели вниз, с них сорвало крышки и плоды рассыпались по земле. Всего полицейские криминалисты собрали 248 плодов.
источник: _ttp://www.gazeta.ru/social/2012/07/24/4692181.shtml

Ответить

Вернуться в «Законодательство - экологическое законодательство»

Форум для экологов : Отказ от ответственности