Tanatos писал(а):По моему мнению, эта статья в большей степени отражает объективную действительность, чем позиция, даже самых заслуженных, участников форума.
Вывод: В составе проектной документации, направляемой на экспертизу, должен быть представлен проект СЗЗ, согласованный уполномоченным органом (Роспотребнадзор).
Из собственного опыта. В случае отсутствия такого согласования ФАУ ГГЭ выдает отрицательное заключение в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих (а не мероприятия по ООС).
Tanatos писал(а):Просто санитары трактуют все с точки зрения санитарного законодательства, экспертиза проектной документации их не интересует. А ФГУ"ГГЭ" требует обосновать границы СЗЗ в составе проектной документации. А без положительного решения Роспотребнадзора в отношении проекта расчетной СЗЗ это сделать невозможно, поскольку СЗЗ устанавливаются и изменяются только решением санитарного врача (п. 4 СанПиН от 25.09.2007 N 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Другими словами, Роспотребнадзор интересует только проект СЗЗ, ГГЭ сам проект СЗЗ не интересует, а интересует только его наличие в составе проекта вместе с положительным решением Роспотребнадзора. Внутрь никто никогда не лезет. Санитарные зоны - санитарам, Минрегиону - безопасность проектных решений и охрана окружающей среды.
Кстати, понятие СЗЗ характерно только для стран бывшего СССР.
1. Объективная действительность - это одно, я же говорю о требованиях, регламентируемых действующим законодательством РФ. Объективная действительность и законодательство не всегда схожи, но следует в первую очередь руководствоваться (стараться) именно законодательством, а не субъективными домыслами и "опытом", ибо мы живём в правовом государстве.
Мое мнение также сугубо субъективно.
Я бы на вам и начальнику отдела экологической экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза РФ" рекомендовал ознакомиться и придерживаться требований следующих Федеральных законов и разъяснений РПН:
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
Статья 7
До приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Статья 42. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок
2. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 настоящего Федерального закона.
2.1. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
3.10. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
4.1. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличиипроектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
-
Письмом №01/16400-0-32 от 22.11.2010 О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которое не применяется в соответствии с
Письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 N 01/9550-12-32 "О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)"
см. здесь
...
проект по установлению санитарно-защитной зоны для нового объекта,
является составной частью проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта и подготавливается соответствующими квалифицированными проектными организациями в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. В отношении уже действующих предприятий процедура установления санитарно-защитной зоны для объектов 1, 2, и 3 классов должна выполняться только в рамках надзорной деятельности, без взимания платы с хозяйствующих субъектов, при этом разработка проектов обоснования СЗЗ объектов, относящихся к 4 и 5 классу опасности - отменена.
-
этими разъяснениями;
см. здесь
..функции по экспертизе проектов строительства объектов (проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий) осуществляются органом исполнительной власти уполномоченным на проведение государственной экспертизы.
Однако,
санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологических заключений подлежит проектная документация, не подпадающая под действие статьи 49 Кодекса, в том числе проекты перепланировки квартир и помещений общественного и производственного назначения, проекты переоборудования (замены оборудования), изменения технологических процессов, проекты инженерных схем территорий и зданий, проекты санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ПДВ, ПДС. и др.
На основании положений Град. Кодекса и Закона в новой редакции,
органы Роспотребнадзора не осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами строительства подпадающими под действие статьи 49 Кодекса.
см. здесь
Для предприятий IV-V классов опасности, расстояние ох которых до нормируемых территорий соответствует ориентировочным санитарно-защитным зонам, размер санитарно-защитной зоны и минимальные разрывы устанавливается в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов и производств не разрабатывается, натурные исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и измерения шума не проводятся, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается.
В случае, если размер санитарно-защитной зоны, указанный в классификации не выдержан и требуется его сокращение, для таких предприятий и объёктов процедура установления санитарно-защитной зоны остается без изменений и осуществляется последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
- спором на форуме о более легитимных требованиях ФЗ 52-ФЗ или ФЗ 191-ФЗ и 190-ФЗ
Письмо Гильдии экологов Министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой по поводу законности разработки проектов СЗЗ за плату и подробный ответ на письмо Министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой по поводу законности разработки проектов СЗЗ за плату
Письмо ЗАО "Группа компаний ШАНЭКО" в Минрегион о проекте СЗЗ в составе проектной документации и ответ Минрегиона.
Из выше приведённых требований и разъяснений вытекает следующее:
1. Проект по установлению санитарно-защитной зоны для нового объекта, является составной частью проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта и подготавливается соответствующими квалифицированными проектными организациями в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (официальная информация пресс-центра Роспотребнадзора от 13.12.10).
2. Проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ);
3. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок даются санитарно-эпидемиологические заключения (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
4. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Град. Кодексом (ст. 48 ч.16 ГК РФ, Письмо РПН №0100/1541-07-32 от 14.02.2007), а также проведение иных экспертиз проектной документации, кроме гос.экспертизы, за исключением ГЭЭ для проектной документации объектов, являющихся объектами ГЭЭ (ст. 49 ч. 6, Письмо РПН №0100/1541-07-32 от 14.02.2007).
5. Требования Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ о согласовании и утверждении проекта СЗЗ и получении санитарно-эпидемиологического заключения на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертизы противоречат Градостроительному кодексу, поэтому должны применяться постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации ( ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; Письмо РПН №0100/1541-07-32 от 14.02.2007).
6. Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
7. Проведение всех экспертиз, включая проведение лабораторных исследований и натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения, оформление и выдача заключений о соответствии санитарным правилам и нормам, должно осуществляться в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) (официальная информация пресс-центра Роспотребнадзора от 13.12.10).
8. Установление размеров СЗЗ проводиться с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ, который является составной частью проектной документации для их строительства (официальная информация пресс-центра Роспотребнадзора от 13.12.10).
Во время разработки проектной документации не возможно выполнить учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, т.к. объекта фактически нет в эксплуатации или изменения параметров объекта при реконструкции ещё не выполнялись и не возможно провести натурные исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Поэтому в отношении уже действующих предприятий процедура установления санитарно-защитной зоны для объектов 1, 2, и 3 классов должна выполняться только в рамках надзорной деятельности.
9. Проект санитарно-защитной зоны для объектов и производств IV-V классов опасности не разрабатывается, натурные исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и измерения шума не проводятся, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается.
В случае, если размер санитарно-защитной зоны, указанный в классификации не выдержан и требуется его сокращение, для таких предприятий и объёктов процедура установления санитарно-защитной зоны остается без изменений и осуществляется последовательно:
расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (Письмо РПН от 19.03.2010 № 01/3927-10-27).
10.
Руководители и головной РПН, как видно из разъяснений, трактуют все с точки зрения санитарного законодательства и требований Градостроительного кодекса РФ ( официальная информация пресс-центра Роспотребнадзора от 13.12.10, письмом от 14.02.2007 № 0100/1541-07-32), то что сотрудники территориальных органов РПН считают иначе, чем в разъяснениях руководства РПН - это другой вопрос .
11. В текстовой части раздела 2 ПЗУ согласно "Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 требуется:
- обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка;
- в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое выполняется на основании п. 2.1, п. 3.1, 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (официальная информация пресс-центра Роспотребнадзора от 13.12.10, ч. 2 ст.12, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Также следует учитывать, что Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено в соответствии со ст. 48 ч. 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не может ему противоречить.
12. Ст. 12 ч. 3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" требует в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), поэтому экспертиза вполне может правомерно требовать определения размера СЗЗ на основании расчетов рассеивания выбросов для объектов 1-3 класса опасности и в случае, если размер санитарно-защитной зоны объектов 4-5 класса не выдержан и требуется его сокращение(Письмо РПН от 19.03.2010 № 01/3927-10-27), а также, как полагаю, в случае если источник не является источником воздействия по фактору физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.).
13. Понятие СЗЗ характерно не только для стран бывшего СССР - во многих федеральных законах и кодексах РФ используется это понятие, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ был принят СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором есть разъяснения понятия СЗЗ:
специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
И пару вопросов.
Санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих - это в каком разделе выполняется ? Также в каком ФЗ (или документе, принятом во исполнение ФЗ) есть требование касаемо раздела санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих в составе проектной документации?
В ГК РФ такого нет требования.
14. Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" должен содержать:
в текстовой части
л) обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих:
соблюдение санитарно-гигиенических условий