Новости
http://www.garant.ru/
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Закон об охране окружающей среды: поправки об объектах использования атомной энергии.
Скорректирован Закон об охране окружающей среды.
Закон содержит статью о требованиях в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.
Установлено, что она также касается объектов использования атомной энергии.
Так, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и использовании ряда объектов должны соблюдаться порядок и нормативы осуществления технологического процесса, приниматься меры по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды и населения. Кроме того, необходимо обеспечивать подготовку и поддержание квалификации работников.
К таким объектам поправки относят радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Особо охраняемые природные территории: поправки.
В частности, прописаны критерии, учитываемые при принятии решений о создании ООПТ. Например, наличие на соответствующей территории природных и культурных ландшафтов или минералогических и палеонтологических объектов, которые представляют собой особую эстетическую, научную и культурную ценность.
Новый перечень категорий ООПТ не предусматривает лечебно-оздоровительные местности и курорты. Раздел, посвященный им исключен из Закона об ООПТ. Субъектам Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные категории ООПТ регионального и местного значения. Ранее иные категории ООПТ (помимо перечисленных в перечне) могли вводиться не только регионами, но и Правительством РФ, а также муниципалитетами.
Решения о создании ООПТ регионального значения теперь придется согласовывать с федеральным органом власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, выводятся из гражданского оборота. Кроме того, запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы заповедника. Уточнено, что иное может быть предусмотрено федеральными законами.
Вводится плата за посещение физлицами государственных природных заповедников в целях познавательного туризма, а также национальных парков в целях туризма и отдыха (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов). Чтобы попасть на указанные ООПТ, в любом случае потребуется специальное разрешение (это не касается работников охраняемых территорий и уполномоченных должностных лиц). Сотрудникам заповедников и нацпарков могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование служебные наделы.
В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут создаваться путем преобразования государственных природных заповедников. Для этого требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование. Решение об этом принимается Правительством РФ до 31 декабря 2015 г.
Часть изменений затрагивает природные и дендрологические парки, государственные природные заказники, а также ботанические сады.
Согласно поправкам к ЗК РФ к землям ООПТ больше не относятся территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также участки лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами"
Закон о недрах: изменения.
В частности, закреплено, что мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые согласовываются с органом государственного горного надзора.
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых установит Правительство РФ.
Что касается участков недр, предоставляемых в пользование, нововведения следующие.
Ранее в лицензию на пользование недрами в качестве неотъемлемой составной части включались документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек).
Уточнено, что речь идет о документах, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).
Названные документы оформляют орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством РФ, орган исполнительной власти субъекта Федерации (относительно участков недр местного значения).
Закреплено, что в случае прекращения (в т. ч. досрочного) права пользования недрами уплаченные пользователями разовые платежи за пользование недрами по общему правилу не подлежат возврату. Введено исключение в отношении участков недр федерального значения.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до введения в действие поправок, не требуют переоформления.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вводится тотальный учет древесины и сделок с ней.
Поправки направлены на борьбу с незаконной заготовкой древесины.
На лесопользователей возлагается обязанность учитывать вывозимую из леса древесину. При этом древесину, заготовленную гражданами для собственных нужд, учитывают уполномоченные органы власти.
Кроме того, древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) должна в обязательном порядке маркироваться поштучно. Данные о маркировке передаются в создаваемую единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
На транспортировку древесины требуется дополнительный сопроводительный документ. В нем указывают сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (если они совершались). При перевозке автотранспортом надо указать и госномер автомашины.
На сделки с древесиной оформляется декларация, которая представляется оператору указанной информсистемы.
Граждане не вправе отчуждать древесину, заготовленную для собственных нужд.
За несоблюдение указанных требований вводится административная ответственность. При этом незаконно заготовленную древесину, транспортные средства и другие орудия незаконной заготовки конфисковывают.
Кроме того, согласно поправкам лесную декларацию и отчет об использовании лесов можно будет подавать в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг.
Положения федерального закона вводятся в действие поэтапно, начиная с 1 февраля 2014 г.