masm0 писал(а):seergy писал(а):однако можно попробовать проверить по "
Бюллетеням нормативных актов министерств и ведомств СССР" являются ли рекомендации и инструкции 1987-1991 года НПА СССР вообще. Если верить справке правовых систем (консультант+, и др. ), ни в одном бюллетене эти документы опубликованы не были, т.е. они не были ведомственными актами нормативного характера.
Я просмотрел документы опубликованные в бюллетенях в 1984—1985 и в 1987—1990 годах. Ни ПЭУ-84, ни Рекомендаций-87(89), ни Инструкции-89 там нет. И, вообще, по теме "охрана природы" увидел только "Положение о Красной книге СССР".
Кстати, относительно вопроса о том, что к НПА относятся только:
постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Оказывается, что в то время к ведомственным нормативным актам могли относиться любые документы: рекомендации, временные рекомендации, письма (!) и т.д. И если они не отменены, то до сих пор являются обязательны для исполнения независимо от их называния и формы утверждения.
Я также штудировал этот вопрос ранее.
Согласен, что принимаемый НПА в РФ может быть только в виде постановления, приказа, распоряжения, правила, инструкции, положения, а к нормативным актам, принятым в СССР могли относиться любые документы (судя по перечням действующих ведомственных нормативных актов) включающие рекомендации, временные рекомендации, циркуляционные письма, методические указания и пособия и т.д.
1)
Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик, утв. Приказом Министра юстиции СССР от 18.03.77 г. N 3 регламентировало, что государственному учету путём регистрации с присвоением каждому акту специального номера, подлежали нормативные акты, принятые (в том числе совместно в другими органами) министерствами (наркоматами) и ведомствами СССР, если эти акты являются обязательными для других министерств, ведомств, общественных организаций и граждан. Но в СССР, как и в РФ сейчас, не подлежали государственному учету акты, утверждающие планы, стандарты, технические условия, цены, тарифы, прейскуранты, тарифно-квалификационные справочники, строительные нормы и правила. Рекомендации, временные рекомендации, циркуляционные письма, методические указания и пособия и т.д. не были указаны в этом Положении вообще, а к чему их можно отнести мне лично не понятно.
2) С утверждением
Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 25.06.1975 N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства" были утверждены перечни действующих ведомственных нормативных актов, например,
Главархива СССР. В них указаны рекомендации, циркуляционные письма, методические указания и пособия в качестве нормативных актов.
3) Опять же в целях своевременной и широкой информации предприятий и хозяйственных организаций о принимаемых министерствами и ведомствами СССР нормативных актах, являющихся обязательными для других министерств и ведомств с 1972 года издаётся бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР в соответствии с п. 10
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 года № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».
Таким образом, в СССР нормативные акты, принятые (в том числе совместно в другими органами) министерствами (наркоматами) и ведомствами СССР,
являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, включая их структурные подразделения, а также граждан должны с 1972 года быть опубликованы в Бюллетенях нормативных актов министерств и ведомств СССР, а с также в случае необходимости с 1977 года проходить процедуру регистрации в Минюсте СССР с присвоением каждому акту специального номера.
см. здесь
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела.
Предположу, что если нормативные акты министерств и ведомств СССР не были опубликованы в "Бюллетенях нормативных актов министерств и ведомств СССР" и /или не имеют регистрации в Минюсте СССР с
присвоением каждому акту специального номера, то скорее всего это документы добровольного применения, а не обязательного характера, т.е. что-то вроде современных
документов в области стандартизации, применяемых
на добровольной основе.