Страница 20 из 39

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 07 авг 2016, 14:33
seergy
Drozdovskaya писал(а): Коллеги!
Где сейчас прописано, что законодательство обязывает меня (хозяйствующий субъект) передавать отходы организации, действующей на основании лицензии ( на любой вид деятельности с отходами)?
Прихожу к выводу, что нигде.
Лицензии выдаются на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранение и захоронение) отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии может повлечь неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП), уголовной ответственности (ч. 1 ст. 171 УК РФ), вплоть до ликвидации юридического лица согласно п. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ.
В случае, если организация привлекает организацию, у которой нет необходимой лицензии, сделка с такой организацией может быть признана недействительной (ст. 168 ГК РФ). Что может повлечь претензии со стороны налоговых органов и непринятие к учету расходов по вывозу отходов, а также наложение штрафа (п. 1 ст. 122 НК РФ), т.е. лицо, претендующее на налоговую выгоду, обязано проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, проверив его правомочие на заключение сделки, в том числе наличие лицензии. В обратном случае негативные последствия выбора недобросовестного контрагента будут лежать на лице, которое передало отходы.
Также следует отметить, что после 01 июля 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов не допускается без лицензии ч. 3.1. ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Таким образом, официального запрета нет, после изменения ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, кроме возможных последствий для участников договорных отношений по сбору и транспортирования отходов.
Спойлер
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую сред;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 08 авг 2016, 06:09
eco_go
Коллеги, прошу поделиться опытом.
Получаем лицензию для организации, которая будет осуществлять эксплуатацию нового полигона ТБО. Пока на стадии сбора документов на сан-эпид экспертизу. Возник ряд вопросов по установлению классов опасности отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно нормативных требований, осуществление деятельности с отходами, классы опасности которых не установлены – не допускается. Ответственность за установление класса опасности отхода несет предприятие, на территории которого он образовался и с которой был вывезен. Перечисленные требования правил (СП 2.1.7.1386-03, СП 2.1.7.1038-01) являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вопрос. Как в рамках таких требований должно действовать предприятие, осуществляющее эксплуатацию полигона ТБО? На те отходы, которые образуются в результате деятельности такого предприятия – безусловно, необходимо провести установление классов опасности и дальнейшее согласование с Роспотребнадзором. А как быть с отходами, которые предприятие принимает к размещению на полигоне ТБО? Предприятие не является собственником данных отходов, они не образовались в результате деятельности полигона, а привезены на него. Конечно, при приеме на размещение, предприятие должно требовать у собственника отхода (ИП и ЮЛ), документ, подтверждающий установление класса опасности отхода (письмо Роспотребнадзора), но на полигон в том числе сдают отходы и физические лица, которые не обязаны устанавливать классы опасности для своих отходов (большая часть отходов на данный полигон будет поступать именно от населения).
Таким образом, кто должен нести ответственность за установление классов опасности (по СП 2.1.7.1386-03) для отходов, которые принимаются на полигон ТБО (а их более 350 шт., довольно круглая сумма получается за расчет классов опасности у аккредитованной организации)?
Возможно ли получение экспертного заключения, при условии, что классы опасности не установлены и в нем просто будет идти речь о ряде отходов, с которыми планируется деятельность по размещению на полигоне ТБО (опираясь на перечень отходов, указанный в проектной документации на полигон, заключении ГЭЭ) и возможно ли будет на такое экспертное заключение получить потом санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)? Может кто в подобной ситуации устанавливал классы опасности по СП 2.1.7.1386-03 для групп отходов? Ведь в итоговом бланке Сан-эпид заключения не указывается перечень отходов и Росприроднадзор при рассмотрении тоже не интересуется письмом Роспотребнадзора о согласовании установленных классов опасности отходов по СП 2.1.7.1386-03.

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 08 авг 2016, 14:53
postor
Во-первых, Вы оттолкнулись от спорного утверждения: <Согласно нормативных требований, осуществление деятельности с отходами, классы опасности которых не установлены – не допускается.> Что это за требования и какие классы опасности имеются ввиду? что делать с отходом, не включенным в ФККО, например? законсервировать участок, на котором отход ненароком образовался в ожидании бумаги с классом опасности? а не будет ли это накоплением, то есть осуществлением деятельности с отходами? Как ни крути - сплошной криминал получается.
Во-вторых, не так уж однозначно, что <На те отходы, которые образуются в результате деятельности такого предприятия – безусловно, необходимо провести установление классов опасности>. Это ведь делается только <для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались>. То есть, если у Вас образовалось что-то на полигоне, можно ничего не определять (только по тексту, на личном опыте - сделали, тем более, что компонентный состав был на руках, а посчитать- не проблема);
В-третьих: <довольно круглая сумма получается за расчет классов опасности у аккредитованной организации> - расчет- не единственный вариант установления класса опасности, а для такого масштаба (350 наименований отходов), с учетом того, что расчет делается все-равно на экспериментальных данных (компонентный состав, который может существенно отличаться даже для одного и того же отхода, то есть 350 наименований*количество предприятий), проще делать анализы, если, конечно, очень хочется.
На самом деле, ничего не предписывает полигону справлять с клиентов установление класса токсичности. Но есть раздел 8 СП 2.1.7.1038-01, который по сути напрямую требует от полигона проводить анализы поступающих отходов. Кстати, в этому пункте косвенно говорится о том, что токсичность бытовых отходов сама по себе их не интересует, она должна являться мерилом для размещения промышленных отходов. А, раз требований к ТБО (простите, теперь принято говорить - ТКО) нет, то и от населения принимайте пожалуйста без оглядки.
От нас СЭС потребовало, чтобы мы добавили в перечне отходов столбик "класс опасности для человека" и типа указали его по приближенным данным, в качестве компромисса в этом столбике мы написали просто 3-4, потому что п. 2.4. СП 2.1.7.1038-01, хотя и не понятно, что за "некоторые виды твердых промышленных отходов".

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 09 авг 2016, 11:32
eco_go
Большое спасибо за ответ!
По первому пункту - речь о классах опасности, устанавливаемых в соответствии с СП 2.1.7.1386-03. Наши санитары не сравнивают наименования отходов с ФККО, главное, чтобы был представлен на расчет качественный и количественный состав отхода, ссылаясь на п. 2.8. СП 2.1.7.1386-03. Потому не имеет значения включен ли отход в ФККО. Также, если и возникло накопление отхода отсутствующего в ФККО - оно хотя бы не подлежит лицензированию (есть 11 месяцев, чтобы что-то предпринять).
По второму. Если правильно понимаю, вы указали п. 2.9. СП 2.1.7.1386-03, который в полном виде выглядит как "2.9. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности". Так понимаю, это означает, что первый раз все равно необходимо установить классы опасности на собственные отходы по данному СП, т.к. объект новый. А далее - раз в три года при отсутствии изменений.
По третьему.
postor писал(а): расчет- не единственный вариант установления класса опасности
подскажите, пожалуйста, а какой еще вариант установления класса опасности помимо расчетного? экспериментальный? вы об этом? или есть что-то третье?
Да, п. 2.4 и раздел 8 СП 2.1.7.1038-01, конечно, интересный, как и требование п. 2.9. СП 2.1.7.1386-03 про установление класса токсичности для каждой вывозимой партии отходов с территории)

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 09 авг 2016, 16:47
postor
И все-таки "они хотят" и "я должен" - разные вещи. В СП 2.1.7.1386-03 нет утверждения о том, что нельзя осуществлять деятельность. Они (СП) вообще крайне противоречивы, как и почти все санитарное законодательство. Начиная, на пример, с того, что, судя по названию, предназначены они для токсичных отходов, но устанавливают "гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности", а заключение Роспотреба выдается на классы опасности для здоровья человека (у нас по крайней мере), т.е. на то, чего нет в санитарных нормах.
И все-таки даже в этом сумрачном манускрипте есть указания на то, когда и кто должен определять классы токсичности, и полигона, как принимающей стороны, там нет. нет никаких оснований требовать от вас установления класса опасности чужих отходов.
В пункте 2.9., полагаю, подразумевается, что у предприятия есть полигон, и он при этом - не есть предприятие :) Я указал на ключевую фразу - "вывозимых за пределы предприятия". Однако это все буквоедство, и, поскольку, не должно составить труда разок определить класс опасности при наличии компонентного состава, проще это сделать. (Хотя из-за этого "проще" ничего и не меняется в ИХ подходе).
По третьему. Да, я имел виду экспериментальный метод, однако исключительно в качестве альтернативы, но настаиваю, что установление токсичности привозимых к Вам отходов согласно СП не в Вашей компетенции. Зато Вам предписано проводить анализ морфологического, компонентного состава с никому неведомой периодичностью, ну и каким-то образом выполнять раздел 8. Каким (в смысле методологии) - вопросов много, я их задал в наш Потреб, жду.
По поводу "для каждой партии отходов". На мой взгляд, беда в том, что СП заменили куда более разумные и прагматичные нормы, предназначенные для промышленных отходов, и в результате "размазали белую кашу по чистому столу". Получились правила не понятно для чего, на что и куда.
В СП 2.1.7.1038-01 тоже с удивительной легкостью не переделывая взяли некоторый фразы из Инструкции по эксплуатации полигонов.

Лицензия на отходы 5 класса

Добавлено: 25 авг 2016, 14:40
oviebmstu
подскажите пожалуйста как быть
при регистрации ТР в ГКУ УПТ потребовали лицензию организаций на переработку отходов 5 класса опасности, а эти организации говорят, что на отходы 5 класса лицензии не нужны
и что делать?

Re: Лицензия на отходы 5 класса

Добавлено: 25 авг 2016, 14:44
valga
oviebmstu, правильно говорят, что на 5 класс лицензия не нужна. а в этой загадочной организации ГКУ УПТ видимо с законодательством о лицензировании и об отходах неблизко знакомы.

Re: Лицензия на отходы 5 класса

Добавлено: 25 авг 2016, 14:49
Ecolog-Julia
Правда могут затребовать лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.

Re: Лицензия на отходы 5 класса

Добавлено: 25 авг 2016, 14:52
oviebmstu
Ecolog-Julia писал(а): Правда могут затребовать лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
это тоже затребовали, но вопрос именно про 5 класс, с ним то что делать и как замечание снять ?

Re: Лицензирование по обращению с отходами с 01.07.2015

Добавлено: 25 авг 2016, 15:03
Ecolog-Julia
oviebmstu, см. ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

ст. 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V классов опасности ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ.