см. здесь
3.2. В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе.
Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной данной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной
документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (в соответствии с пунктом 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272, предмет негосударственной экспертизы аналогичен предмету государственной экспертизы).
При этом статьей 32 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий) установлено, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Ряд вопросов установления СЗЗ регулируется также сводами правил, которые включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий.
Например, согласно пункту 3.6 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума. Размеры таких зон следует устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в разделе 9 указанных СНиП.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение о составе разделов проектной документации), предусмотрено наличие в составе проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения:
- обоснования границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 12);
- ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт "п" пункта 12);
- ситуационного плана (карты-схемы) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны (подпункт "г" пункта 25);
на линейные объекты капитального строительства:
- карты-схемы с указанием размещения линейного объекта и границ зон с особыми условиями использования территории (подпункт "г" пункта 40).
В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности
считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.
В этой связи требуют переработки соответствующие положения СанПиН, в том числе указанные ниже.
При этом в Санитарных нормах полагаем возможным уточнить, что проект СЗЗ должен включать перечень координат характерных точек границы СЗЗ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Предложенный порядок установления границ СЗЗ может быть распространен в том числе на действующие объекты - в случае, если проектная документация, на которую в установленном порядке было получено положительное заключение, содержала проект санитарно-защитной зоны.