► Показать
В соответствии с п. 2 ст. 22 96-ФЗ Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кто проводит инвентаризацию определено в п. 1 ст. 22 96-ФЗ — это, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Обратимся к Правилам разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (утв. постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. N 422):
Вот там, в п. 2 указано, что методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Если это понятие - разработчик выделено отдельно, то с большой долей уверенности можно полагать, что это не юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Вернее, они вполне могут ими быть, но не тождественны "разработчику".
Таким образом, обязанность по разработке методик расчета ни на кого не возложена.
Исходя из этого факта, требование к хозяйствующим субъектам, о необходимости актуализировать методики, используемые для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в целях формирования достаточного перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ и исключения нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, а также в соответствии с пунктом 6 приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 341 не имеют под собой законных оснований, так как:
1. Обязанность по ведению "достаточного перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ" возложена п. 3 приказа Минприроды России от 31.07.2018 N 341 на департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ, а не на юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2. Обязанности разрабатывать методики расчета выбросов загрязняющих веществ у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду нет;
4.В пункте 6 приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 341, указано, что для внесения сведений о Методике расчета в Перечень, направляет в Министерство природных ресурсов и экологии РФ разработчик или его представитель, а не природопользователь.
Обратимся так же к п. 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
10. Перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.
То есть, при помощи (в том числе, а не исключительно на основании их) методик расчета выбросов, включенных в перечень методик расчета выбросов ЗВ составляется перечень выбрасываемых загрязняющих веществ, а не производится расчет количества выбросов. В том же п. 10 указано, что перечень формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Правилами разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422, то есть, на департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ.
Далее рассмотрим КоАП, три статьи которого приведены в презентации:
1. Статья 8.1 не применима, так как в п. 2 ст 22 96-ФЗ указано что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. При чем здесь методики? Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач (Р.Г. Пиотровский, «Языковая норма и статистика», 1977 г.). Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Таким образом, в отсутствие утвержденных методик, допустимо использовать метод, в соответствии с п. 2 ст 22 96-ФЗ.
Использование справочников и энциклопедий, в отсутствии других сведений, допускается на основании статьи 1278 ГК РФ. Кроме того, энциклопедии и словари могут иметь доказательственное значение, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела (ч. 1 ст. 75 АПК РФ).
2. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации - неиспользование отсутствующих методик не является сокрытием или искажением экологической информации, а также требует доказывания. Использование методик расчета, которые не внесены в список Минприроды сокрытием или искажением экологической информации не является.
3. Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха включает в себя без всяких расширительных толкований:
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - в данном пункте не идет речи о применяемых методиках,
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - также не имеет никакого отношения к методикам,
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - тоже самое, не имеет никакого отношения к методикам.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, при отсутствии утвержденных Минприроды России методик, требования ст. 22 Закона № 96 по проведению инвентаризации выбросов, возможно выполнить только путем использования доступных методов расчёта.
Использование доступных методов, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, не образует состав административных правонарушений, предусмотренных вышеуказанными статьями главы 8 КоАП РФ.