marelle писал(а):Я собственно пытаюсь понять, зачем нужен пресловутый пункт 2.4. в "Методическом пособии..." и в каком случае его использовать?
Я не знаю. Это у меня тоже вызывает недоумение. Может быть это атавизм, унаследованный МП-2012 от МП-2002 и МП-2005, а также от более ранних "научных" разработок НИИ Атмосфера.
Во всех трех пособиях сказано, что допустимый вклад выдается гос.органами на основе сводных расчетов (хотя, как я говорил ранее, в настоящее время не существует НПА, на основании которых мы должны запрашивать квоту):
Примечания к табл. 2.2:
1) В графе 2 указывается значение допустимого вклада предприятия СД, которое выдается территориальным комитетом по охране окружающей среды на основе сводных расчетов загрязнения атмосферы города выбросами промышленности и автотранспорта. Если значение СД отсутствует, то данная графа не заполняется.
Примечания к табл. 3.3.:
1) В графе 3 указывается значение допустимого вклада предприятия Сдпр,j, которое выдается территориальным органом по охране окружающей среды на основе сводных расчетов загрязнения атмосферы города выбросами промышленности и автотранспорта. Если значение Сдпр,j отсутствует, то данная графа не заполняется.
В графе 3 указывается значение допустимого вклада хозяйствующего субъекта Сдпр,j, которое выдается территориальным органом по охране окружающей среды на основе сводных расчетов загрязнения атмосферы города выбросами промышленности и автотранспорта. Если значение Сдпр,j отсутствует, то данная графа не заполняется.
Также в каждом пособии есть разделы про допустимые вклады (квоты концентраций), выданные на основании сводных расчетов:
В издании 2002 про квоты при установлении нормативов ПДВ местами еще не упоминаются:
пп.6 п.2.1 раздела 2:
6. Нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и объекта в целом (а также его отдельных функциональных частей при условии их расположения на удалении друг от друга на расстоянии большем, чем размеры зоны влияния их выбросов)
<...>
Также см. раздел 6.
Тут ввели новинку:
пп.6 п.2.1 раздела 2:
6. Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для каждого, j-го, загрязняющего вещества (ЗВ), поступающего в атмосферу от объекта, устанавливаются исходя из требования непревышения концентраций, Спр,j, этого ЗВ, создаваемых выбросами рассматриваемого объекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для объекта:
<...>
6.1. До внедрения в данном городе (населенном пункте) системы сводных расчетов загрязнения атмосферы и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяется условие:
<...>
Также см. раздел 5.
Тут вроде довели её до ума:
пп.9 п.2.1 раздела 2:
9. При применении методов сводных расчетов нормативы предельно допустима выбросов (ПДВ) для каждого j-го загрязняющего вещества (3В), поступающего в атмосферу от хозяйствующего объекта, устанавливаются исходя из требования непревышения, концентраций этого j-го 3В, Cnpj, создаваемых выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для хозяйствующего субъекта:
<...>
9.1. До внедрения в данном городе (населенном пункте) системы сводных расчета загрязнения атмосферы и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для каждого загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяется условие:
<...>
Также см. раздел 5.
Теперь казалось бы всё ясно, но есть одно "но". В каждом пособии есть приложения по определению выбросов от котельных и ТЭС:
пп.3.3 Приложения 7
3.3. Если допустимый вклад не определен, т.е. в данном городе отсутствует система сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта (см. раздел 6 данного Пособия), то приближенно величина вклада может быть принята согласно п. 4 Примечания в разделе 2.4.
пп.3.3 Приложения 5
3.3. Если допустимый вклад не определен, т.е. в данном городе отсутствует система сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта (см. раздел 5 настоящего Пособия), то приближенно величина вклада может быть принята согласно п. 4 раздела 2.4 настоящего Пособия.
пп.3.3 Приложения 5
3.3. Если допустимый вклад не определен, т.е. в данном городе отсутствует система сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта (см. раздел 5 настоящего Пособия), то приближенно величина вклада может быть принята согласно раздела 2.4 настоящего Методического пособия.
Мой мозг отказывается понимать такую непоследовательность. Последнее МП почти везде противоречит само себе. Почему именно для объектов теплоэнергетики можно определять приближенную величину допустимого вклада (квоту концентрации), а для других объектов нельзя? Откуда такая исключительность? Может быть потому, что объекты теплоэнергетики являются единственным объектом для которого допускается проведение расчетов рассеивания на зимний период, согласно ОНД-86? Но у меня снова вопрос: "А почему?". МП — во многом очень хороший справочник, но иногда он просто вреден, как, например, в данном случае.
А насчет просьб санитаров из ФБУЗов или ТО, думаю, что им интересно посмотреть насколько предприятие является фонообразующим, о чем они пишут в заключении. Поэтому и просят вас рассчитать (1 - перспективный фон).