Спасибо.
Ваши "Рекомендации", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989, разработаны на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.
Может это и есть приложение 3 к Инструкции?
masm0 писал(а):
Это немного разные документы. ГОСТ — по установлению ПДВ, а "Рекомендации" — по оформлению проекта ПДВ. Поэтому я и говорил, что "Рекомендации" являются единственным НПА по оформлению ПДВ.
[spoiler="Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты"(утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989)]Настоящая Инструкция определяет порядок установления, согласования, пересмотра и контроля нормативов выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и в поверхностные водные объекты.
Инструкция действует на период разработки и ввода в действие Инструкции о порядке согласования условий на пользование природными ресурсами и выдачи разрешений на природопользование, разрабатываемой Госкомприродой СССР.
С выпуском настоящей Инструкции Временная методика нормирования промышленных выбросов в атмосферу (расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов) (Госкомгидромет СССР) и Методические указания по установлению предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами (Минводхоз СССР), утрачивают силу.
1.1.
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду
производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).[/spoiler]
Инструкции о порядке согласования условий на пользование природными ресурсами и
выдачи разрешений на природопользование Госкомприродой СССР так и не были разработаны.
Но на территории РФ с 13.04.2012 действует "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)", утв. Приказом Минприроды РФ от 25.07.2011 N 650.
Поэтому:
1. Если "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов).." 1989 года НПА, включая также обязательное Приложение 3 к ней ("Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989), то
они сами по себе утратили утратили силу с 13.04.2012 , т.к.
на территории РФ действует НПА по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На сколько я понимаю, все разрешения на природопользование в РФ относятся к гос.услугам и выдаются Росприроднадзором на основании административных регламентов по оказанию этих гос услуг.
"Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенные в 1987 г. Госкомгидрометом СССР, утратили с выходом "Рекомендаций", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989.
"Рекомендации" — это не НПА и их применение является одним из лучших вариантов, но не обязательным.
2. В законодательстве РФ нет термина "проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу".
В нашем законодательстве (постановление 183, ФЗ 96-ФЗ) указывается разработка и установление предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и нет утверждённого порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Поэтому, что должна предусматривать "разработка" ПДВ, нигде не указано - главное подтвердить для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха непревышение данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха (с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии ), предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, т.е. разработать (подтвердить) ПДВ и ВСВ ЗВ - рекомендовано выполнить проект ПДВ в соответствии со старыми советскими документами, которые также зачастую противоречат друг другу и действующему законодательству РФ.
П. 1.3 ГОСТ 17.2.3.02-78 регламентирует, что материалы по установлению ПДВ (ВСВ) оформляют в соответствии с обязательными приложениями 1 - 3.
Материалы по установлению ПДВ (ВСВ) - это будет некий "проект ПДВ" или разработка ПДВ.
1. Город, область, республика.
2. Карта-схема города и его окрестностей с ориентирами: возвышенностями, реками, озерами и т.д.
На карту-схему наносятся промплощадки (с основными источниками выброса), санитарно-защитные зоны, существующие жилые кварталы и территории, участки перспективной жилой застройки, зоны отдыха, санатории, дома отдыха, метеостанции, пункты наблюдении за загрязнением атмосферы.
3. Краткая характеристика местных физико-географических и климатических условий по параметрам, определяющим рассеивание промышленных выбросов. Среднегодовые данные, годовой и суточный ход интенсивности и повторяемости приземных и приподнятых температурных инверсий, различных скоростей и направлений ветра, штилей, осадков, туманов.
4. Способы учета местных особенностей при расчетах загрязнения атмосферы и установлении ПДВ. Значения расчетных поправочных коэффициентов, учитывающих рельеф. Расчетные скорости и направления ветра. Расчетные температуры воздуха.
5. Общегородские мероприятия по снижению фонового загрязнения атмосферы: электрификация транспорта, газификация, теплофикация, жилищное строительство на участках местности с наиболее чистым воздухом, строительстве объездных автомагистралей и др.
6. Перечень существующих и проектируемых предприятий, выбросы которых совместно учтены при установлении ПДВ (ВСВ). Закрываемые и реконструируемые производства, загрязняющие атмосферу.
7. Наименование выбрасываемых веществ и их комбинаций с суммирующимся вредным действием.
8. Характеристика, с точки зрения выбросов в атмосферу, отдельных объектов предприятий, применяемых на них: технологии, газоочистного оборудования, установленных дымовых труб и др.
9. Количественная характеристика выбросов веществ с обоснованием по данным измерений и балансов, технологии, типу газоочистного оборудования, составу сырья, топлива, результатам обследования аналогичных производств, литературным данным и т.п. Для проектируемых и реконструируемых объектов должны максимально использоваться ведомственные стандарты, нормы, регламенты и т.п.
10. Количественная характеристика неорганизованных и вентиляционных выбросов по всем веществам, их вклад в суммарные выбросы предприятий. Перечень и обоснование мероприятий по снижению неорганизованных и вентиляционных выбросов.
11. Конкретный технико-экономический анализ соответствия принятых технологических газоочистных и других мероприятий по охране атмосферы передовым отечественным и зарубежным научным, техническим и эксплуатационным достижениям по степени очистки, выбросам веществ на единицу продукции и т.п. Технико-экономическое обоснование принятых решений по ПДВ и временно-согласованным выбросам. Оценка стоимости и эффективности рассмотренных вариантов охраны атмосферы (с учетом возможного экономического ущерба от ее загрязнения). Источники финансирования. Капиталовложения различных ведомств. Предложения по их корректировке и перераспределению.
12. Промышленная и опытно-промышленная апробированность новых типов технологии, газоочистного оборудования и т.п. с точки зрения охраны атмосферы.
13. Характеристика стационарных, маршрутных и подфакельных наблюдений за загрязнением атмосферы, проводимых органами и учреждениями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства здравоохранения СССР, предприятиями и др. Изучаемые ингредиенты, регулярность отбора, число отобранных проб. Аппаратура. Применение автоматических газоанализаторов, автоматических систем контроля загрязнения воздуха и других новых средств исследования.
14. Данные о загрязнении атмосферы, его тенденции за последние годы, качественный и расчетный научно-технический прогноз его изменения по всем показателям, установленным в ГОСТ 17.2.3.01-77. При анализе учитывается кратность превышения ПДК и классы вредности веществ.
15. Оценка гигиенических условий проживания населения по данным учреждений Министерства здравоохранения СССР. Количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах или на территориях, подлежащих включению в санитарно-защитные зоны.
16. Сведения о влиянии загрязнения атмосферы на здоровье населения и на окружающую среду: леса парки, животный мир, исторические и культурные памятники, сооружения, линии электропередач, металлические изделия (коррозия) и т.п.
17. Таблицы с исходными данными для расчета загрязнения атмосферы в ПДВ. Типовая таблица с краткой пояснительной запиской даны в обязательном приложении 3.
При вариантном определении ПДВ необходимо привести, в первую очередь, таблицы для принятого варианта, оптимального с гигиенической, технической, экономической и других точек зрения. Другие рассмотренные варианты допускается охарактеризовать более кратко.
18. Значение фонового загрязнения воздуха по данным организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерства здравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактического поля максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере и расчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (по отдельным веществам). Оценка на этой основе полноты инвентаризации параметров источников выброса, и наблюдений за концентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значения фоновых концентраций.
19. Карты-схемы с результатами расчета загрязнения атмосферы при неблагоприятных условиях погоды и выброса по всем веществам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием (с учетом фона). Допускается на одной карте-схеме приводить результаты расчета по нескольким веществам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием. На картах-схемах выделяются зоны, где нарушаются гигиенические и другие нормативы качества воздуха.
20. Таблицы типа данной в обязательном приложении 3, содержащие по каждому источнику и веществу ПДВ (ВСВ) и сроки, на которые они устанавливаются, а также соответствующие ПДВ (ВСВ) максимальные приземные концентрации Сmax при неблагоприятных условиях погоды.
21. Осуществляемые и намеченные мероприятия по контролю за выбросами и выполнением ПДВ. Обеспеченность приборами, характеристика экспериментальных, балансовых и других методов контроля.
22. Осуществляемые и намечаемые мероприятия по регулированию выбросов при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий.
23. Список использованной литературы, включая стандарты, нормативно-техническую документацию, и других материалов.
24. Экспертные заключения органов и учреждений Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Министерства здравоохранения СССР, Министерства нефтяного и химического машиностроения
25. Протоколы межведомственных и ведомственных совещаний.
Примечание. Сведения по всем пунктам даются по фактическому состоянию, характеризуется также тенденция за последние годы и дается научно-технический прогноз на перспективу (на 3 - 5 лет, а по возможности и на большие сроки).
Я имею полное право руководствоваться ГОСТом, т.к. он используется при разработке (проектировании) ПДВ в целях охраны окружающей среды и это не противоречит действующему законодательству РФ.