DDim писал(а):В процессе работы с проектом автомобильной дороги возник ряд вопросов, вот интересно мнение/опыт коллег.
Вопрос 1. В каком случае для автомобильной дороги устанавливается санитарный разрыв?
2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.»:
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
— автомагистраль,
— скоростная дорога,
— дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
То есть получается если по классификации ГОСТ дорога не автомагистраль, то санразрыв не устанавливается или есть другой критерий/норматив?
Следует учесть, что ГОСТ Р документ добровольного применения в аспекте Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Определение "Автомагистраль" есть в п. 2.1.
Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2011) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
ч. 14 ст. 5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ чётко регламентирует по каким критериям автомобильные дороги общего пользования можно отнести к автомагистрали.
п. 2.6. СанПиН регламентирует, что для автомобильных дорог общего пользования, которые по всем признакам (ч. 14 ст. 5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) относятся к автомагистралям устанавливается санитарный разрыв.
Также в этом пункте дано определение
"санитарного разрыва" - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов, и указано, что величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля..
Согласно п. 1.4 СанПиН эти санитарные правила устанавливают требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.), т.е. для опасных (скорее являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека) автомобильных коммуникаций (транспортные коммуникации) устанавливаются санитарные разрывы.
В республики Беларусь существует нормативное понятие
КОММУНИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, к которым относятся автомобильные дороги.
По всей видимости в РФ к автомобильным коммуникациям (транспортным коммуникации) относятся автомобильные дороги.
Согласно п. 2.1 СанПиН для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ, с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля..
Полагаю (
предполагаю), что устанавливать санитарный разрыв необходимо, если ваша автомобильная дорога является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.к. уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки - земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Однако, согласно определения
автомобильная дорога в ст.3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, если уровни создаваемого загрязнения за пределами полосы отвода автомобильной дороги превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, то по всей видимости ваша автомобильная дорога источник воздействия на среду обитания и здоровье человека и санитарный разрыв устанавливается.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
1.4. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
2.1. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.