Письмо Росприроднадзора от 03.10.2014 № АА-03-04-33/15339
"О рассмотрении обращения"
Обращения по вопросам паспортизации отходов I - IV классов опасности в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление) и применения конвертора отходов
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в соответствии с поручениями Минприроды России рассмотрела обращения по вопросам паспортизации отходов I - IV классов опасности в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление) и применения конвертора отходов, и сообщает следующее.
В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 30.07.2014 N 05-12-44/16059, конвертор отходов, позволяющий идентифицировать и соотнести наименования и коды видов отходов, которые были включены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 (далее - ФККО-2002, утратил силу с 01.08.2014), с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (далее - ФККО-2014), предназначен для использования при проведении работ по паспортизации отходов I - IV классов опасности, как хозяйствующими субъектами, так и территориальными органами Росприроднадзора.
При этом конвертер включает все отходы, которые были зарегистрированы в ФККО-2002, за исключением отходов с неустановленными классификационными признаками, биологических и медицинских отходов.
Согласно разъяснениям Минприроды России от 15.09.2014 N 05-12-44/20925, конкретный отход может быть признан соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО-2014 только при условии совпадения классов опасности и всех классификационных признаков отходов (происхождение, условия образования, химический и/или компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма).
В случае если однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода и вида отхода, включенного в ФККО-2014, не представляется возможным, хозяйствующие субъекты обязаны в соответствии с п. 10 Правил паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением, подтвердить отнесение отхода к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня его образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в ФККО-2014.
Касаемо требований, выдвигаемых Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу к природоохранной документации, представляемой на утверждение хозяйствующими субъектами, в частности при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сообщаем следующее.
Протоколы результатов количественного химического анализа, определяющие перечень компонентов отхода и их количественное содержание, относятся к документам, используемым при проведении паспортизации отходов для подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности, только при условии проведения химических определений аккредитованной для этих целей испытательной лабораторией (центром) и с соблюдением требований к измерениям и средствам измерений, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
По вопросу передачи отходов, с учетом разъяснений Минприроды России от 30.07.2014 N 05-12-44/16059, сообщаем, что передача отходов I - IV класса опасности контрагентам, осуществляющим хозяйственную деятельность по размещению отходов на основании лицензии на деятельность в области обращения с отходами, приложение к которой содержит перечень отходов, оформленный в соответствии с ФККО-2002, возможна при условии, что классы опасности, а также и все классификационные признаки (происхождение, условия образования, химический и/или компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) передаваемых отходов, ранее подтвержденные территориальными органами Росприроднадзора (ранее - территориальными органами Ростехнадзора), соответствуют классам опасности отходов и классификационным признакам аналогичных видов отходов, установленным в ФККО-2014.
Все проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), представляемые в Департамент, подлежат рассмотрению в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, а также в соответствии с Методическими указаниями по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, применяемыми в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
При этом ПНООЛР, представленные до 01.08.2014, не требуют переработки в соответствии с требованиями Постановления, а также в соответствии с ФККО-2014.
Вместе с этим, указанное не освобождает хозяйствующих субъектов от обязанности составить с 01.08.2014 паспорта на отходы I - IV классов опасности в соответствии с типовой формой паспорта отхода I - IV класса опасности, утвержденной Постановлением.
Заместитель Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ
Письмо Минприроды России от 02.09.2014 № 12-50/5161-ОГ
"О рассмотрении обращения по вопросу оформления документации в области обращения с отходами"
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу оформления документации в области обращения с отходами и по изложенным в нем вопросам сообщает.
В соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, при этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Вместе с тем, согласно положению указанной статьи Закона об отходах собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Данное положение о наличии у правопреемника отходов лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами содержится в Законе об отходах с момента его вступления в силу (30.06.1998) и изменялось только в случаях изменения перечня лицензируемых видом деятельности (Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
Подобное законодательное требование вводилось с целью установления контроля за экологически безопасным удалением отходов от места их образования к месту конечной утилизации (использования) или размещения.
Вместе с тем статьей 35 Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вступил в силу 25.06.2012) внесено изменение в подпункт 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части изменения лицензируемых видов деятельности - лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако указанным Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ не внесено изменение в статью 4 Закона об отходах, что привело к разночтениям требований законодательства в области лицензирования и природоохранного законодательства в части передачи прав на отходы.
На основании изложенного, согласно нормам природоохранного законодательства Российской Минприроды России сообщает следующее.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы:
обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию и выполнять природоохранные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
могут принимать/передавать отходы юридическим лицами и/или индивидуальным предпринимателям вместе с обязанностями собственника отходов, предусмотренными действующим законодательством, в случае их отчуждения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. При этом в случаях передачи отходов их собственником другому лицу с целью дальнейшего их транспортирования и/или использования, требование по наличию у такого лица лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов не применимо.
Вместе с тем Минприроды России обращает внимание на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от 14.03.2014 N 05-12-44/5004 (копия прилагается), направленном в адрес Росприроднадзора для руководства при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
Дополнительно отмечаем, что согласно природоохранному законодательству Российской Федерации требования по наличию разрешительной природоохранной документации относятся только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых происходит деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010, регистрационный N 16796), перечень документов, предоставляемых индивидуальными предприниматели и юридическими лицами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями) для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предусматривает представление согласования технологического регламента по обращению со строительными отходами.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
Д.М.БЕЛАНОВИЧ
Письмо Минприроды России от 14.03.2014 № 05-12-44/5004
Об использовании отходов
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обращает внимание на необходимость рассмотрения и оценки в ходе контрольных мероприятий фактов передачи отходов на использование.
Принимая во внимание исключение деятельности по использованию отходов из лицензируемых видов деятельности, передача отходов контрагентам в ряде случаев не сопровождается достоверной информацией об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду при их использовании.
Минприроды России считает целесообразным:
- при проведении документарных и выездных проверок предприятий обращать внимание на документацию, отражающую намерения и факты передачи отходов на использование, в том числе на сведения о контрагенте, и включать эти материалы в акты проверок;
- в случае передачи на использование отходов I - III классов опасности проводить выборочно встречную проверку документации контрагента, имеющуюся в распоряжении Росприроднадзора или его территориального органа, и при необходимости организовывать запрос документации контрагента в территориальный орган по месту его учета.
При выявлении в ходе документарной проверки контрагента ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся а документах, которыми располагает Росприроднадзор (его территориальные органы), должностные лица Росприроднадзора (территориального органа) вправе провести выездную проверку контрагента при установлении признаков нарушения обязательных требований.
При проведении проверок контрагента особое внимание следует обратить на оценку технологий использования отходов с точки зрения их влияния на загрязнение окружающей среды, наличие при необходимости заключений государственной экологической экспертизы.
Прошу довести указанную выше позицию до территориальных органов Росприроднадзора, для руководства в работе.
Заместитель Министра
Р.Р.ГИЗАТУЛИН