Фоновые концентрации при расчете рассеивания

В этом форуме Вы можете обсудить вопросы касающиеся нормативно-методической базы охраны атмосферного воздуха.

Модераторы: Ecolog-Julia, Лёха, masm0, Kotucheny

Аватара пользователя

элпис
Заслуженный эколог
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 09:11
Откуда: Череповец
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение элпис »

Да мы этот вопрос обсуждали уже, и решится положительно он может только через суд, чего заказчик не хочет. Договорится с экспертом не получается и даже с ее вышестоящим руководством, так что этот вопрос переведен на решение самим предприятием, скорее всего они будут проводить сводные расчеты за свой счет. Ситуация сложная, примеры судебных решений других регионов так же на эксперта не подействовали. Проблема в том что чаще всего ни заказчики, ни мое руководство не хочет идти в суд (такого рода замечания и стали появляться после пары обращений в суд), поэтому приходится делать так как хочет эксперт.
Аватара пользователя

eco-mt
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 июл 2017, 07:26
Откуда: Томск

п. 4.2.2. СанПин 2.1.6.1032-01 не учтены выбросы загрязняющих веществ соседствующих источников,

Сообщение eco-mt »

Добрый день!

Получили санитарно-эпидемиологическое заключение о не соответствии проекта ПДВ.
Замечание: "В нарушение п. 4.2.2. СанПин 2.1.6.1032-01 не учтены выбросы загрязняющих веществ соседствующих источников, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов (ООО "ХХХ")"
ООО "ХХХ" - здесь нам указали, какое конкретное юр. лицо мы должны учесть!!!

При этом нами был учтен фон, заказывали справку из Гидромета.
Поделитесь, пожалуйста, опытом были у кого то подобные замечания и как выходили из ситуации.

Еще некоторые факты в дополнение:
- зона влияния распространяется на 20 км!!!! Никакие другие источники не попросили учесть, а только конкретный ООО "ХХХ". Если учитывать все предприятия, попадающие в зону влияния выбросов, то это неисполнимое требование!;
- на всякий случай сделали запрос о предоставлении данных о выбросах в : ООО "ХХХ", Росприрод, Ропотреб, Центр Гигены - от всех отказ.

nightroad

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 21 май 2010, 10:16
Награды: 2
Откуда: Далеко
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 144 раза

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение nightroad »

eco-mt, скорее всего фон у вас учтён не по всем веществам, по которым требуется на основании расчётов рассеивания. Конкретизируйте, по каким веществам у вас есть фон и по каким веществам требуется учёт фона.
Аватара пользователя

eco-mt
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 июл 2017, 07:26
Откуда: Томск

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение eco-mt »

nightroad, по всем веществам которые более 0,1 ПДК на границе дали справку. Роспотребнадзору только не нравиться, что в месте расположения отсутствуют посты и справка выдана на основании метод. рекомендаций "Фоновые концентрации вредных веществ для городов и населенных пунктов, где отсутствуютрегулярные наблюдения..."

nightroad

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 21 май 2010, 10:16
Награды: 2
Откуда: Далеко
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 144 раза

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение nightroad »

eco-mt, если Роспотребнадзор совсем уперся, остается только через суд оспаривать решение. Справка у вас выдана учреждением, имеющим аккредитацию, имеет соответствующую юридическую силу.

Аватара пользователя

eco-mt
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 июл 2017, 07:26
Откуда: Томск

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение eco-mt »

nightroad, я честно говоря перечитала пункт раз так на 500 и не могу найти ответа :
4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.

Учет соседствующих источников и существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) это 2 требования независимые друг от друга. Или учет существующего загрязнения атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) позволяет игнорировать первый абзац пункта по учет источников??
Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5736
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2318 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Лёха »

В силу ст. 5. Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно указанному Постановлению от от 6 июня 2013 г. №477 Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды также был определен указанным Постановлением №477.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды до 21.06.2013г. осуществляется Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений. Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Основной задачей государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды является, в том числе, предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния; организация согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, применяемыми методами при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) являются установленные в п. 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе метод сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.
Кроме того, согласно примечанию к п.7.2 ОНД-86 фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.
Далее в п. 7.6 ОНД-86 речь идет о том, каким образом может быть рассчитана фоновая концентрация при отсутствии ведения наблюдения, а именно разъяснено, что учет фоновой концентрации может быть основан на использовании данных инвентаризации выбросов и результатов расчетов по формулам настоящего ОНД или приближенно по формулам п. 7.8.
При этом положение п. 7.6 ОНД-86 не отменяет положение п. 7.2 ОНД-86 в части указания на лицо (орган государственной власти), обязанное установить фоновую концентрацию.
Вместе с тем, сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. Сводные расчеты загрязнения атмосферы подлежат использованию при решении задач, связанных, в том числе, с нормированием параметров выбросов источников загрязнения атмосферы.
Руководство работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории субъектов РФ осуществляется территориальными органами Росприроднадзора или по их поручению специализированными организациями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В качестве Исполнителей следует привлекать на конкурсной основе организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работы по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимой компьютерной техникой.
Общее методическое обеспечение работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы осуществляется Научно-исследовательским институтом по охране атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера).
В письме ОАО НИИ «Атмосфера» от 26.06.2013 г. № 1-1261/13-0-1 (т. 1 л.д. 104) изложена аналогичная позиция, согласно которой данными о расчетном фоновом загрязнении должен располагать Росприроднадзор.
В действующих нормативных актах содержится источник получения информации по фоновым концентрациям по городу - Росгидромет и источник получения информации по расчетным концентрациям - из сводных расчетов загрязнения атмосферы города.
Таким образом, при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, представляемых Росгидрометом на основе наблюдений на сети мониторинга загрязнения атмосферы или данных, полученных на основе результатов сводных расчетов выбросами промышленности и автотранспорта, учет фона при нормировании выбросов не мог быть осуществлен природопользователем или лицом представляющим его интересы в силу причин, не зависящих от его воли.
Тот факт, что природопользователь или лицо представляющее его интересы до момента обращения с заявлением об установлении нормативов ПДВ не обращалось с официальным запросом о предоставлении данных осводных расчетах в Управление Росприроднадзора, не свидетельствует о законности требования Управления самостоятельно произвести обществом необходимые расчеты при отсутствии проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы населенного пункта выбросами промышленности и автотранспорта как основание для получения необходимых данных.
Мнение о том, что для учета фонового загрязнения при разработке проекта ПДВ для предприятия достаточно данных инвентаризации соседствующих предприятий также не основано на законе.
Кроме того, необходимо принять во внимание позицию Минприроды России, в том числе, изложенную в письме от 17.09.2013г. № 12-47/17928 (т. 2 л.д. 72-73), согласно которой в случае отсутствия в органах, подведомственных Росгидромету, необходимых данных наблюдений, фоновое загрязнение может быть рассчитано организацией, имеющей лицензию Росгидромета на проведение соответствующих работ. Данные для этого предоставляются Управлением Росприроднадзора. При этом в письме указано, что при таких обстоятельствах, учет фонового загрязнения может быть возложен на территориальные органы Росприроднадзора.
Таким образом, поскольку действующие нормативные правовые документы в области нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха не содержат требований для предприятий самостоятельно проводить какие-либо сводные расчёты выбросов загрязняющих веществ или самостоятельно определять фоновые концентрации загрязняющих веществ каким-либо способом, данное требование не основано на законе и может быть признано ничтожным.
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid
Аватара пользователя

oakon
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2012, 13:09

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение oakon »

Здравствуйте.
Вопрос - что делать, когда по справке о фоновых концентрациях для вещества диоксид азота указано уже 1,12 д.ПДК.
А по расчетам рассеивания по этому компоненту у нас 0,26 д.ПДК.
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2334
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1329 раз
Контактная информация:

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение masm0 »

oakon... Повеситься?.. Застрелиться?.. Не надо. Есть еще много способов суицида, но апститесь!

НИИ Атмосфера когда-то придумала выдавать справки о "перспективном фоне"... Коллеги выдавали справки, исходя из своих субъективных предположений о том, что в мире будущего будут разъезжать только автомобили с катализаторами Евро-4 или пять...

Они не учли, что любой представитель офисного планктона сможет купить себе машину: хоть с евро-5, хоть с евро-9... Число автомобилей катастрофически увеличивается.
Изображение
Аватара пользователя

Денис_1990

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 04 июн 2015, 12:17
Награды: 1
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 91 раз

Re: Фоновые концентрации при расчете рассеивания

Сообщение Денис_1990 »

oakon, не надо, чтоб было 0,26 ПДК. Должно быть не более 0,1 ПДК. В противном случае, либо ВСВ, либо какие-то квоты, но я с таким не сталкивался.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Охрана атмосферного воздуха»

Форум для экологов : Отказ от ответственности