Про письма, что не НПА со мной с 2009 года многие спорили. Это в теории и пока до судов не дойдёте, где письма МПР про перечни и мет. пособие 2012 г. принимают к рассмотрению. Но это в теории. Юристы говорят, что в суде опосредованного через установленные нормы права можно доказать, что применение перечня НИИ "Атмосфера" допустимо через обычай, т.к. иное не зафиксировано в каком-либо НПА, а ФЗ № 96-ФЗ требует наличие утв. государством методик.
Спойлер
• Конституция РФ,
• федеративные договоры,
• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
• законы (конституционные и федеральные),
• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,
• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
• нормативные правовые акты министерств и ведомств,
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
• локальные нормативные правовые акты,
• судебные решения.
В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом , Водным кодексом РФ Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире» .
Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.