Фоновые концентрации загрязняющих веществ

В этом форуме Вы можете обсудить вопросы касающиеся нормативно-методической базы охраны атмосферного воздуха.

Модераторы: Ecolog-Julia, masm0, Kotucheny, Лёха


Автор темы
kira
Эколог
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 13 сен 2005, 08:06
Поблагодарили: 1 раз

Фоновые концентрации

Сообщение kira »

Можно ли использовать в проекте строительства фоновые концентрации выданные ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", в ОНД-86 написано, что ФК устанавливаются органами Госкомгидромета и Минздрава, а в Росприроднадзоре, мне сказали, что только Гидромет. Кто что знает, подскажите пожалуйста.

widiks

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1773
Зарегистрирован: 22 окт 2014, 18:36
Награды: 2
Откуда: ..
Поблагодарили: 106 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение widiks »

hawkress, какие то экспертизы и природнадзор, что то принимают без фоновых?!

hawkress

Звезда за помощь Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 17:46
Награды: 2
Откуда: Москва
Благодарил (а): 135 раз
Поблагодарили: 325 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение hawkress »

widiks писал(а): 12 апр 2018, 12:51hawkress, какие то экспертизы и природнадзор, что то принимают без фоновых?!
полагаю, при наличии должного административного ресурса, примут даже без проекта.

widiks

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 1773
Зарегистрирован: 22 окт 2014, 18:36
Награды: 2
Откуда: ..
Поблагодарили: 106 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение widiks »

hawkress, Я думаю что рассматривать и обсуждать данные иные пути не стоит.

SunnyGirl
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 06 авг 2017, 10:45
Откуда: МО
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 2 раза

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение SunnyGirl »

viewtopic.php?f=8&t=1432&start=160
ekaterina.pyatnitskaya писал(а): 12 апр 2018, 12:29взять данные из «Временные рекомендации. Фоновые концентрации для городов и поселков, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы»
Мы с такими справками проходили экспертизы, 1 раз заказывали справку для такой же местности у ЦГМС, выдали они именно такую же, но тут уже зависит от эксперта.


Lilo13
Эколог
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 21:41
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 18 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение Lilo13 »

ВСем привет. По челябинской области недавно РПН собирал разработчиков и объявили, что в ПДВ необходимо проводить расчет рассеивания даже для тех веществ, для которых ЦГСМ не выдает данных по фону. Нормативки по этому поводу нет так и сказали, но считать надо. Кто-нить в курсе как высчитывать фоновую концентрацию?
Аватара пользователя

Пожар

Медаль за помощь
Интеграл-Клуб
Сообщения: 1047
Зарегистрирован: 23 янв 2006, 17:40
Награды: 1
Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 89 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение Пожар »

А зачем ее высчитывать? В 90% случаев фона нет. Считаем без фона. Или речь идет не о простом расчете рассеивания? Учитываем все источники предприятия. Чтобы получить фон необходимо собрать информацию по всем источникам промузла. Кто же вам ее даст?

Lilo13
Эколог
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 21:41
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 18 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение Lilo13 »

Речь идет о простом расчете рассеивания.
Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5755
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2326 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение Лёха »

О, у нас новая волна незаконных требований.
Ответ на это требование под спойлером
Спойлер
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов (Постановление № 183) также предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учётом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Таким образом, требование о необходимости учета фонового загрязнения при разработке проектов ПДВ является правомерным.
Вместе с тем, невозможно признать обоснованной позицию некоторых сотрудников Росприроднадзора о возможности разработки единого проекта нормативов ПДВ с учетом выбросов загрязняющих веществ совместно с другими предприятиями, находящимися в непосредственной близости от предприятия для которого разрабатывается проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Поскольку ни Федеральный закон № 96-ФЗ, ни Постановление Правительства от 02.03.2000 № 183 не предусматривает возможности разработки совместного проекта для нескольких хозяйствующих субъектов, данное требование не основано на законе.
Исходя из данных фактов можно прийти к следующим выводам:
В настоящее время, с 01.01.2018 введены в действие Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждённые приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 (далее МРР-2017).
Согласно п. 11.1 МРР-2017 если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (то есть заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса ЗВ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада в суммарную концентрацию фоновых, то есть неучтенных, источников. При наличии требуемых данных обо всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса (то есть всех, кроме рассматриваемых, источниках выброса, создающих загрязнение атмосферного воздуха в промышленном районе, городе или другом населенном пункте). Учет вклада фоновых источников выброса может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. При этом фоновые концентрации должны относиться к тому времени осреднения, которому соответствуют результаты расчета, и могут быть как установлены по данным инструментальных измерений (наблюдений), так и определены расчетным путем с использованием формул, приведенных в настоящих Методах.
Фоновая концентрация устанавливается либо единым значением по городу, либо, в случае выявления существенной изменчивости, дифференцированно по территории города (по постам), а также по градациям скорости и направления ветра.
В случае отсутствии ведения мониторинга в отношении каких-либо загрязняющих веществ на территории населенного пункта, возникает вопрос, на ком лежит обязанность по расчетам фоновой концентрации в настоящем случае.
Зачастую, позиция Территориальных органов Росприроднадзора и Роспотребнадзора заключается в том что природопользователь, либо лицо представляющее его интересы должен применять в данном случае положения п. 11.2 МРР-2017, а именно расчетный способ.
В силу п.11.3 МРР-2017 для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют, либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ cфр и cфг должны определяться на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул, приведенных в Приложении N 4 к настоящим Методам, при условии, что в расчете учитывается не менее 95% суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории, или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией.
Однако данная позиция не учитывает следующее:
В силу ст. 5. Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно указанному Постановлению от от 6 июня 2013 г. №477 Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды также был определен указанным Постановлением №477.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды до 21.06.2013г. осуществляется Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений. Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Основной задачей государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды является, в том числе, предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния; организация согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений.
Законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.
Кроме того, в главе XI МРР-2017 речь идет о том, каким образом может быть рассчитана фоновая концентрация при отсутствии ведения наблюдения, а именно разъяснено, что учет фоновой концентрации может быть основан на использовании данных инвентаризации выбросов и результатов расчетов по формулам настоящего ОНД или приближенно по формулам п. 11.2 и приложения 4.
При этом МРР-2017 не отменяет положения постановления Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 в части указания на лицо (орган государственной власти), обязанное установить фоновую концентрацию.
Вместе с тем, сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. Сводные расчеты загрязнения атмосферы подлежат использованию при решении задач, связанных, в том числе, с нормированием параметров выбросов источников загрязнения атмосферы.
Руководство работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории субъектов РФ осуществляется территориальными органами Росприроднадзора или по их поручению специализированными организациями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В качестве Исполнителей следует привлекать на конкурсной основе организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работы по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимой компьютерной техникой.
Общее методическое обеспечение работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы осуществляется Научно-исследовательским институтом по охране атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера).
В письме ОАО НИИ «Атмосфера» от 26.06.2013 г. № 1-1261/13-0-1 (т. 1 л.д. 104) изложена аналогичная позиция, согласно которой данными о расчетном фоновом загрязнении должен располагать Росприроднадзор.
В действующих нормативных актах содержится источник получения информации по фоновым концентрациям по городу - Росгидромет и источник получения информации по расчетным концентрациям - из сводных расчетов загрязнения атмосферы города.
Таким образом, при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, представляемых Росгидрометом на основе наблюдений на сети мониторинга загрязнения атмосферы или данных, полученных на основе результатов сводных расчетов выбросами промышленности и автотранспорта, учет фона при нормировании выбросов не мог быть осуществлен природопользователем или лицом представляющим его интересы в силу причин, не зависящих от его воли.
Тот факт, что природопользователь или лицо представляющее его интересы до момента обращения с заявлением об установлении нормативов ПДВ не обращалось с официальным запросом о предоставлении данных осводных расчетах в Управление Росприроднадзора, не свидетельствует о законности требования самостоятельно произвести обществом необходимые расчеты при отсутствии проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы населенного пункта выбросами промышленности и автотранспорта как основание для получения необходимых данных.
Мнение о том, что для учета фонового загрязнения при разработке проекта ПДВ для предприятия достаточно данных инвентаризации соседствующих предприятий также не основано на законе.
Кроме того, необходимо принять во внимание позицию Минприроды России, в том числе, изложенную в письме от 17.09.2013г. № 12-47/17928 (т. 2 л.д. 72-73), согласно которой в случае отсутствия в органах, подведомственных Росгидромету, необходимых данных наблюдений, фоновое загрязнение может быть рассчитано организацией, имеющей лицензию Росгидромета на проведение соответствующих работ. Данные для этого предоставляются Управлением Росприроднадзора. При этом в письме указано, что при таких обстоятельствах, учет фонового загрязнения может быть возложен на территориальные органы Росприроднадзора.
Таким образом, поскольку действующие нормативные правовые документы в области нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха не содержат требований для предприятий самостоятельно проводить какие-либо сводные расчёты выбросов загрязняющих веществ или самостоятельно определять фоновые концентрации загрязняющих веществ каким-либо способом
Повторю:
Действующие нормативные правовые документы в области нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха не содержат требований для предприятий самостоятельно проводить какие-либо сводные расчёты выбросов загрязняющих веществ или самостоятельно определять фоновые концентрации загрязняющих веществ каким-либо способом.
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid
Аватара пользователя

zoom1503
Новичок
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 12 фев 2009, 10:05
Откуда: Чебоксары
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 2 раза

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение zoom1503 »

Здравствуйте, будьте добры подсказать где заказать фоновые концентрации для Республики Армения? В их Государственной службе Армении по гидрометеорологии и мониторингу?
С уважением, инженер-эколог Нестерова Татьяна.
E-mail: zoom1503@yandex.ru
Аватара пользователя

lomanya

Медаль за помощь
Интеграл-Клуб
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 22 авг 2006, 01:51
Награды: 1
Откуда: Хабаровск
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 61 раз

Re: Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Сообщение lomanya »

Лёха, а есть в наличии письмо ОАО НИИ «Атмосфера» от 26.06.2013 г. № 1-1261/13-0-1 и письмо МПР от 17.09.2013г. № 12-47/17928? Требования о расчете фона снова имеют место быть.
Также наш Гидромет делает такую чудо-приписку к справке по фону, если в запросе есть вещества, по которым фона нет
фон расчетный.jpg
И эта приписка очень действует на Роспотребнадзор, типа считайте фон. Иначе отказ в выдаче экспертного заключения по проекту ПДВ

Ответить

Вернуться в «Охрана атмосферного воздуха»

Форум для экологов : Отказ от ответственности