Замечания экспертизы по разделу ООС
Вопросы экспертизы по разделу ООС в составе проектной документации
Модераторы: Ecolog-Julia, seergy, PhILiN
-
Автор темы
- Эколог
- Сообщения: 67
- Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 13:42
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Замечания экспертизы по разделу ООС
В данную тему будут перемещены все сообщения, связанные с вопросами ЕГЭ по разделу ООС в составе проектной документации.
Если Вам в ходе экспертизы проектной документации к разделу ООС написали замечания, которые вызывают вопросы, то смело пишите сообщения в этой теме форума.
Добрый день коллеги,подскажите кто знает...разработала проект оос "ремонт мостика через рекушку ма-а-аленькую".пришло замечание экспертизы:Отсутствует расчет нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект (Приказ МПР России от 17.12.2007 года № 333, зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2008 г. № 11198.)
это они хотят чтобы проект разработали НДС или можно одним маленьким расчётиком по 2-3-ем формулам ответить на данное замечание? подскажите,что и как.и было бы замечательно,если с примерчиком.никогда с таким не сталкивалась.((
спасибо.
Если Вам в ходе экспертизы проектной документации к разделу ООС написали замечания, которые вызывают вопросы, то смело пишите сообщения в этой теме форума.
Добрый день коллеги,подскажите кто знает...разработала проект оос "ремонт мостика через рекушку ма-а-аленькую".пришло замечание экспертизы:Отсутствует расчет нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект (Приказ МПР России от 17.12.2007 года № 333, зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2008 г. № 11198.)
это они хотят чтобы проект разработали НДС или можно одним маленьким расчётиком по 2-3-ем формулам ответить на данное замечание? подскажите,что и как.и было бы замечательно,если с примерчиком.никогда с таким не сталкивалась.((
спасибо.
-
- Модератор
- Сообщения: 1932
- Зарегистрирован: 14 ноя 2007, 22:43
- Награды: 9
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 861 раз
- Поблагодарили: 1039 раз
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
ro_, согласно ст. 67.1, подпункта 1-4 пункта 4 ст. 17, пункта 1 ст. 77, ст 78, ст. 62.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разработка паспортов отходов I–IV класса опасности, а также материалов, подтверждающих отнесение отходов к V классу опасности не относится ни к мероприятиям по охране окружающей среды, ни к компенсационным выплатам.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 26 фев 2009, 15:41
- Благодарил (а): 306 раз
- Поблагодарили: 22 раза
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
Коллеги, подскажите, в Московской области отдельно разрабатывается раздел "Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира"? На основании какого документа (состав раздела) можно разработать раздел? Спасибо.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 2918
- Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
- Награды: 5
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 592 раза
- Поблагодарили: 699 раз
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
чего? Подраздел раздела 8 да. А как разрабатывать сами думайте.
-
- Эколог
- Сообщения: 2351
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 16:06
- Награды: 5
- Откуда: Екатеринбург
- Благодарил (а): 224 раза
- Поблагодарили: 492 раза
- Контактная информация:
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
Янат, Прямо методики и пособия именно такому разделу нет. Как разрабатывать смотрите сами. Посмотрите старые пособия по разработке Мероприятий по ООС, ОВОС.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 1081
- Зарегистрирован: 30 июл 2009, 13:37
- Награды: 3
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 649 раз
- Поблагодарили: 246 раз
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
Янат, в идеале, если это крупный и сложный объект, который сильно затрагивает объекты животного и растительного мира, необходимо привлечение профильных специалистов (геологов и ботаников; если есть водный объект -- то еще ихтиологов, в рамках НИР соответствующего НИОРХ/НИРО) еще на этапе подготовки инженерно-экологических изысканий. И рекомендации по сохранению животных и растений, данные в отчетах соответствующих специалистов, можно использовать в соответствующем подразделе ООС.
Например, компенсационный выпуск молоди рыб, посчитанный в отчете об оценке ущерба водным биоресурсам, является мероприятием в рамках ООС, даже уже с готовой посчитанной экономической стоимостью этого мероприятия (для подраздела "Расчет компенсационных выплат и затрат...").
Компенсационная стоимость и посадка зеленых насаждений взамен утраченных -- тоже мероприятие.
С наземными животными и редкими растениями, пожалуй, сложнее, но тоже можно что-то предусмотреть.
Например, очень дорогостоящим и сложным (тянущим на отдельный проект и архитектурный шедевр; конечно же, включенный заранее в задание и сметы; в России их, кажется, пока всего 2 в действии и 2 -- в планах) мероприятием по охране животных будет строительство экодуков в рамках строительства или реконструкции автотрассы.
А в рамках стандартного "простенького" ООСа это будет какое-нибудь маловразумительное словесное "заклинание" вроде "ограждение строительной площадки препятствует попаданию диких животных на ее территорию и неблагоприятное воздействие на них работающими машинами и механизмами".
Например, компенсационный выпуск молоди рыб, посчитанный в отчете об оценке ущерба водным биоресурсам, является мероприятием в рамках ООС, даже уже с готовой посчитанной экономической стоимостью этого мероприятия (для подраздела "Расчет компенсационных выплат и затрат...").
Компенсационная стоимость и посадка зеленых насаждений взамен утраченных -- тоже мероприятие.
С наземными животными и редкими растениями, пожалуй, сложнее, но тоже можно что-то предусмотреть.
Например, очень дорогостоящим и сложным (тянущим на отдельный проект и архитектурный шедевр; конечно же, включенный заранее в задание и сметы; в России их, кажется, пока всего 2 в действии и 2 -- в планах) мероприятием по охране животных будет строительство экодуков в рамках строительства или реконструкции автотрассы.
А в рамках стандартного "простенького" ООСа это будет какое-нибудь маловразумительное словесное "заклинание" вроде "ограждение строительной площадки препятствует попаданию диких животных на ее территорию и неблагоприятное воздействие на них работающими машинами и механизмами".
Neminem cito laudaveris, neminem cito accusaveris. (Seneca)
-
- Эколог
- Сообщения: 1011
- Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:57
- Награды: 3
- Откуда: не Москва
- Благодарил (а): 187 раз
- Поблагодарили: 181 раз
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
прилетели вопросы от ГЭЭ. Объект подземный рудник, граница проектирования - один из горизонтов для дальнейшей эксплуатации существующего рудника.
В тексте тома ПМООС нет возможных аварийных ситуаций при работе объекта, объемов и площадей воздействия на ОС и действиях персонала по их устранения (при обрушении кровли, сдвижении пород и т.д.) Согласно п.25 ПП РФ №87 представить конкретные сценарии воздействия на окружающую среды и действия персонала.
В разделах ГОЧС и ПБ в качестве аварий указаны только пожар. По нему все в ПМООС прописано. Какие еще конкретные аварии тут могут быть? Мне кажется это вопрос по промбезопасности , а не по теме ОС..хотя при желании под ОС все можно подвести.
И еще, коллеги, насколько требуется в ПД указывать график-контроля на источниках выбросах? Всегда считал, что это задача проекта ПДВ (НДВ), в проектной документации должны быть мероприятия в части наблюдений за состоянием окружающей среды. Как то можно грамотно уйти от данного вопроса?
В тексте тома ПМООС нет возможных аварийных ситуаций при работе объекта, объемов и площадей воздействия на ОС и действиях персонала по их устранения (при обрушении кровли, сдвижении пород и т.д.) Согласно п.25 ПП РФ №87 представить конкретные сценарии воздействия на окружающую среды и действия персонала.
В разделах ГОЧС и ПБ в качестве аварий указаны только пожар. По нему все в ПМООС прописано. Какие еще конкретные аварии тут могут быть? Мне кажется это вопрос по промбезопасности , а не по теме ОС..хотя при желании под ОС все можно подвести.
И еще, коллеги, насколько требуется в ПД указывать график-контроля на источниках выбросах? Всегда считал, что это задача проекта ПДВ (НДВ), в проектной документации должны быть мероприятия в части наблюдений за состоянием окружающей среды. Как то можно грамотно уйти от данного вопроса?
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 1473
- Зарегистрирован: 29 янв 2009, 16:49
- Награды: 4
- Откуда: Оренбург
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 228 раз
- Контактная информация:
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
Согласно П.П. №87 Речь идет о "мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона"
Вот и пропишите мероприятия например такие:
В общем случае причинами возникновения аварийных ситуаций на проектируемом объекте могут стать:
неудовлетворительное техническое состояние оборудования, его конструктивные недостатки, физический износ;
Определение возможности возникновения аварий и определение типовых сценариев возможных аварий
На основе анализа причин возникновения и факторов, в общем случае, можно выделить различные группы типовых сценариев, которые будут рассмотрены в других разделах проектной документации.
Для предупреждения возникновения аварий и снижения их последствий необходимо:
1. Осуществлять контроль за выполнением правил технической эксплуатации, комплекса мероприятий по повышению технологической дисциплины и увеличению ресурса работы оборудования, качественным и своевременным выполнением аварийно- восстановительных и ремонтных работ.
2. Следить за соблюдением требований техники безопасности, охраны труда.
3. Для обеспечения квалифицированного и своевременного ремонта основного оборудования своевременно заключать договоры на сервисное обслуживание с его производителями. Своевременно и в требуемых объемах проводить сертификацию применяемого оборудования и материалов с использованием услуг независимых организаций.
4. Обеспечивать надлежащее хранение и ведение проектно-сметной и эксплуатационной документации.
5. Поддерживать на должном уровне нормативные запасы материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.
7. Проводить регулярное обучение, тестирование и тренировки персонала по специальной программе обучения действиям по локализации и ликвидации аварий, а также способам защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях. Совершенствовать мероприятия по профессиональной и противоаварийной подготовке обслуживающего персонала, его обучение способам защиты и действиям в аварийных ситуациях.
Уменьшение масштабов всех видов ущерба тесно увязано с пониманием персоналом специфики воздействия поражающих факторов конкретной аварии, его подготовленностью к действиям в аварийных ситуациях, наличием средств защиты в зонах потенциальной опасности.
Отправлено спустя 8 минут 21 секунду:
pgn, По поводу указывать график-контроля на источниках выбросах. Есть пункт в П.П. 87 (программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;) это и график-контроля на источниках выбросах. В чем сложность ее придумать по нормативам например:
шапка Номер и наименование источника выбросов ИЗА;Загрязняющие вещества; Предельно допустимый выброс г/сек; Периодичность проведения контроля; Место и методы отбора проб; Методы и методики измерений; Методы контроля (расчетные и инструментальные)
Вот и пропишите мероприятия например такие:
В общем случае причинами возникновения аварийных ситуаций на проектируемом объекте могут стать:
неудовлетворительное техническое состояние оборудования, его конструктивные недостатки, физический износ;
Определение возможности возникновения аварий и определение типовых сценариев возможных аварий
На основе анализа причин возникновения и факторов, в общем случае, можно выделить различные группы типовых сценариев, которые будут рассмотрены в других разделах проектной документации.
Для предупреждения возникновения аварий и снижения их последствий необходимо:
1. Осуществлять контроль за выполнением правил технической эксплуатации, комплекса мероприятий по повышению технологической дисциплины и увеличению ресурса работы оборудования, качественным и своевременным выполнением аварийно- восстановительных и ремонтных работ.
2. Следить за соблюдением требований техники безопасности, охраны труда.
3. Для обеспечения квалифицированного и своевременного ремонта основного оборудования своевременно заключать договоры на сервисное обслуживание с его производителями. Своевременно и в требуемых объемах проводить сертификацию применяемого оборудования и материалов с использованием услуг независимых организаций.
4. Обеспечивать надлежащее хранение и ведение проектно-сметной и эксплуатационной документации.
5. Поддерживать на должном уровне нормативные запасы материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.
7. Проводить регулярное обучение, тестирование и тренировки персонала по специальной программе обучения действиям по локализации и ликвидации аварий, а также способам защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях. Совершенствовать мероприятия по профессиональной и противоаварийной подготовке обслуживающего персонала, его обучение способам защиты и действиям в аварийных ситуациях.
Уменьшение масштабов всех видов ущерба тесно увязано с пониманием персоналом специфики воздействия поражающих факторов конкретной аварии, его подготовленностью к действиям в аварийных ситуациях, наличием средств защиты в зонах потенциальной опасности.
Отправлено спустя 8 минут 21 секунду:
pgn, По поводу указывать график-контроля на источниках выбросах. Есть пункт в П.П. 87 (программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;) это и график-контроля на источниках выбросах. В чем сложность ее придумать по нормативам например:
шапка Номер и наименование источника выбросов ИЗА;Загрязняющие вещества; Предельно допустимый выброс г/сек; Периодичность проведения контроля; Место и методы отбора проб; Методы и методики измерений; Методы контроля (расчетные и инструментальные)
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 2673
- Зарегистрирован: 17 апр 2006, 21:12
- Награды: 3
- Благодарил (а): 498 раз
- Поблагодарили: 195 раз
- Контактная информация:
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
Замечание к разделу ООС, но звучит, на мой взгляд, как к отчету ИЭИ: не обоснована достаточность и достоверность результатов инженерно-экологических изысканий; вследствие чего не подтверждена безопасность сооружения для окружающей среды, жизни и здоровья растений и животных.
Безопасность сооружения (я так понимаю, речь идет о проектируемом сооружении) подтверждается обосновывающими проектные решения расчетами и уж никак не достаточностью результатов инженерно-экологических изысканий...
Не могу понять, чего от меня хочет эксперт. Конечно, я попробую связаться с ним и выяснить, но, может, кому приходилось с таким сталкиваться?
Безопасность сооружения (я так понимаю, речь идет о проектируемом сооружении) подтверждается обосновывающими проектные решения расчетами и уж никак не достаточностью результатов инженерно-экологических изысканий...
Не могу понять, чего от меня хочет эксперт. Конечно, я попробую связаться с ним и выяснить, но, может, кому приходилось с таким сталкиваться?
-
- Эколог
- Сообщения: 4024
- Зарегистрирован: 12 дек 2011, 15:22
- Награды: 3
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 995 раз
- Поблагодарили: 1329 раз
- Контактная информация:
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
У меня недавно такое в ГГЭ было - я позвонил выяснить эксперту, в ответ услышал, что это просто дежурное замечание, к ООС и как только снимут замечания по ИЭИ то оно тоже снимется. Я на всякий случай уточнил, не имеет ли эксперт ввиду какие то конкретные проблемы с ИЭИ - в том плане, что может устранение какого то из замечаний к отчету ИЭИ потребует корректировки ООС (сам я только одно такое увидел потенциальное, и оно было так же к ООС отдельно указано), но она сказала что нет, это такой вот "дежурное замечание".
Проблема в том, что эксперты ГЭЭ любят ещё 372 приказ и ФЗ-7 об ООС, где явного указания на ОВОС от аварий нет, но они это притягивают всё равно и как правило приходится делать всё же какие то оценки последствий аварий хоть и на пальцах, а не только прописывать мероприятия.EL_MATADOR писал(а): ↑29 июн 2020, 21:16 Согласно П.П. №87 Речь идет о "мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона"
Ну эксперт вроде намекает на некое обрушении кровли и "сдвижение" пород (хорошо не "поехания крыши"). Я не спец в горных делах, но попробовал бы написать или что вероятность таких аварий мала (не знаю так ли это) и потому они не рассматриваются, сославшись на какие то литературные источники или опыт эксплуатации аналогичного рудника (возможно даже этого на другом горизонте - были там у вас аварии?). Ну или если есть какие то сведения о таких авариях на рудниках - описал бы их последствия, что может "у нас примерно так же будет", а точнее никто не скажет так как методик нет (наверное). Мне кажется он (эксперт) почему то очень хочет увидеть что нибудь о провалах и проседаниях на поверхности или что этого не будет, а всё будет локально в глубине.
Тут как выше сказали, в 87 ПП есть про Программу ПЭКиМ - составить на эксплуатацию такой график вполне правомерное требование.pgn писал(а): ↑29 июн 2020, 19:10 И еще, коллеги, насколько требуется в ПД указывать график-контроля на источниках выбросах? Всегда считал, что это задача проекта ПДВ (НДВ), в проектной документации должны быть мероприятия в части наблюдений за состоянием окружающей среды. Как то можно грамотно уйти от данного вопроса?
Из на голову ушибленных
-
- Эколог
- Сообщения: 1011
- Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:57
- Награды: 3
- Откуда: не Москва
- Благодарил (а): 187 раз
- Поблагодарили: 181 раз
Re: Замечания экспертизы по разделу ООС
там работы на глубине 200 м, по сути никаких просадок нет. запросил планы ликвидации аварий, буду оттуда дергать. Тут вопрос такой, что под эту оценку воздействия на экосистему можно подтянуть и необходимость каких нибудь расчетов, а не только общее описание и перечень мероприятий.DDim писал(а): ↑30 июн 2020, 00:58 Ну эксперт вроде намекает на некое обрушении кровли и "сдвижение" пород (хорошо не "поехания крыши"). Я не спец в горных делах, но попробовал бы написать или что вероятность таких аварий мала (не знаю так ли это) и потому они не рассматриваются, сославшись на какие то литературные источники или опыт эксплуатации аналогичного рудника (возможно даже этого на другом горизонте - были там у вас аварии?). Ну или если есть какие то сведения о таких авариях на рудниках - описал бы их последствия, что может "у нас примерно так же будет", а точнее никто не скажет так как методик нет (наверное). Мне кажется он (эксперт) почему то очень хочет увидеть что нибудь о провалах и проседаниях на поверхности или что этого не будет, а всё будет локально в глубине.
я согласен, но всегда считал , что это не совсем корректное замечание именно к ПД, т.к. такой план график требуется разрабатывать в проекте НДВ. а в пмоос и овос должны быть именно мониторинговые наблюдения путем отбора проб на сзз, в жилой зоне, в направлении выбросов и т.д. Собственно до этого их никто и не задавал. сделать то несложно, тут вопрос в том , что такой график требует дополнительных расчетов по границе промплощадке с учетом жилой зоны, которая более чем в 10 км. Ну и сам прецедент...особенно с учетом того, что на ГЭЭ сейчас отправляют почти всегда в недомашний регион
или...может я сильно заморачиваюсь. если это не проект ПДВ , то можно ли говорить о том, что в график контроля в рамках программы ПЭК должны включаться источники, выброс по которым более 0,1 ПДК на границе промплощадки со ссылкой на п.9.1 приказа №74 по ПЭК ?