Экологическая опасность: вопросы правовой сущности

Вопросы экологии, не попавшие в другие разделы.

Модераторы: Ecolog-Julia, masm0, Kotucheny, Raccoon, sveta-eko, seergy, Лёха

Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 3772
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 6
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 687 раз
Поблагодарили: 1301 раз

Экологическая опасность: вопросы правовой сущности

Сообщение Лёха » 29 мар 2017, 17:25

Экологическая опасность: вопросы правовой сущности (Каспрова Ю.А.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Экологическая опасность: вопросы правовой сущности (Каспрова Ю.А.)


На сегодняшний день на территории Российской Федерации можно выделить ряд городов с наиболее неблагополучной экологической ситуацией, в некоторых случаях - близкой к ситуации экологической опасности. К таким городам, по данным Росстата <1>, относятся Норильск, Череповец, Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск, Ангарск, Омск, Красноярск, Уфа, Челябинск и др.
--------------------------------
<1> Россия в цифрах. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. 2012 г. [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/ statisticCollections/ docl135075100641 (дата обращения: 25.11.2012).

Так что же представляет собой ситуация, сложившаяся в таких городах? Что такое экологическая опасность?
Термин "экологическая опасность" встречается в отдельных нормативных правовых актах РФ. Например, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> и ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <3> содержат принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности. Пункт 8, абз. "ж", Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012) <4> среди принципов реализации экологической политики также называет презумпцию экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4556.
<4> СПС "КонсультантПлюс".

Несмотря на довольно частое употребление понятия "экологическая опасность", в законодательстве не дается нормативного толкования данного термина.
Нередко экологическую опасность связывают с экологической безопасностью. В Указе Президента Российской Федерации от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" <5> одним из полномочий Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности названа оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности Российской Федерации (п. 3, абз. б).
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19. Ст. 2721.

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <6> можно сделать вывод, что экологическая безопасность входит в общее понятие национальной безопасности: "Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность)".
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств, принятый на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 27-8 от 16.11.2006) <7>, определяет экологическую безопасность как систему политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени (ст. 1).
--------------------------------
<7> Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 2007. N 39. URL: http://www.iacis.ru/html/ ?id=22&pag=641&nid=1.

Экологическую безопасность можно рассматривать и как деятельность по охране окружающей среды, социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан; материальных, культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф <8>.
--------------------------------
<8> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом "Городец", 2008. С. 366; Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М.: ИД "Юриспруденция", 2007. С. 42.

Здесь стоит отметить, что объявление концепции безопасности означает стремление к миру "без опасности", экологическая безопасность - мир без экологической опасности. Необходимо точно установить, каких факторов, каких явлений и ситуаций не должно быть в обществе, где провозглашена экологическая безопасность, экологически чистый мир. В связи с этим очень точны слова ученого М.В. Ильина: "Тут возникает парадокс: безопасность неразрывно связана с опасностью, обретает свое существование лишь как ответ на вызов угрозы. И напротив, ее отсутствие в нормальных условиях вовсе не осознается как безопасность, а скорее как естественное состояние... источники безопасности формируются в связи с источниками угрозы" <9>.
--------------------------------
<9> Ильин М.В. Философия безопасности - основа нового политического мышления // Экология: пути выживания и развития человечества. М., 1998. С. 19.

"Источниками угрозы" всей экологической безопасности в целом являются источники загрязнения окружающей среды, в том числе различные виды хозяйственной деятельности человека. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537) <10> угрозами в сфере экологической безопасности являются нарушение экологического баланса и истощение важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны. Чем выше технико-экономический потенциал и численность населения, тем такая угроза реальнее. Это и есть, по мнению Н.Ф. Реймерса, "экологическая опасность" <11>.
--------------------------------
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
<11> См.: Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. С. 36.

Как видно, экологическая опасность - это ситуация, для которой характерно воздействие неблагоприятных факторов на окружающую среду в целом и человека в частности.
Интересное понимание экологической опасности находим в немецком праве. В экологическом праве или праве охраны окружающей среды Германии (das Umweltrecht) действует принцип предотвращения опасности (das Gefahrvermeidungsprinzip) <12>. При этом опасность определяется через обязательное наличие следующих элементов: существенный вред (здоровью и имуществу граждан); отсутствие пространственной и временной отдаленности между воздействием (природным/антропогенным) и вредом; достаточная вероятность наступления вреда; обоснованное и подтвержденное знание о наступлении вреда. Если отсутствует хотя бы один из элементов - причинен незначительный вред, воздействие и вред в пространственном и временном аспектах существенно отдалены друг от друга, вероятность вреда ничтожно мала - тогда будет идти речь о принципе заботливости, предусмотрительности (der Vorsorgegrundsatz). В российском законодательстве, как известно, для реализации принципа экологической опасности не важны пространственно-временные рамки, а также точное знание о возможности наступления вреда <13>.
--------------------------------
<12> См.: Gerd Winter. Von der okologischen Vorsorge zur okonomischen Selbstbegrenzung // Wege zum Okologischen Rechtstaat: Umweltschutz ohne Oko-Diktatur / hrsg. von Hubertus Baumeister. Taunusstein, Blottner, 1994. S. 105.
<13> Ср.: ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" - принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы (т.е. неизвестны) для окружающей среды. Следовательно, такая деятельность презюмируется экологически опасной, немецкий принцип "предотвращения опасности" в условиях российского законодательства продолжал бы действовать.

Возвращаясь к региональному законодательству РФ и анализируя его, можно выявить, что отдельные субъекты РФ имеют свое нормативное понимание термина "экологическая опасность".
Закон Республики Башкортостан "Об экологической безопасности Республики Башкортостан" от 02.06.1997 N 93-З <14> в ст. 1 дает следующее определение: "Экологическая опасность - состояние, угрожающее здоровью и иным жизненно важным интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий на нее". Созвучное понимание экологической опасности содержится в ст. 1 Закона Ненецкого автономного округа от 11.01.2000 N 212-ОЗ "Об экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа" <15>.
--------------------------------
<14> СПС "КонсультантПлюс".
<15> СПС "КонсультантПлюс".

Но данные нормативные акты рассматривают экологическую опасность как уже наступившую ситуацию экологического неблагополучия, в результате уже совершившегося антропогенного или природного воздействия.
Более полное определение содержится в ст. 1, п. 1, Закона Нижегородской области от 10.09.1996 N 45-З "Об экологической безопасности" <16>. Там экологическая опасность представляет собой состояние, характеризующееся не только наличием антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества, но и вероятностью их возникновения. Охватывается не только существующая опасность, но и опасность, которая может возникнуть в будущем.
--------------------------------
<16> СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, следует учитывать, что "экологическая опасность" есть ситуация, существующая на определенной территории, а также потенциальная возможность возникновения негативного события и даже предостережение от возможности возникновения негативного события <17>.
--------------------------------
<17> См.: Лизикова М.С. Ядерная безопасность в системе общей глобальной безопасности // Управление безопасностью и рисками: Сборник статей. М., 2004. С. 100.

Наиболее полное определение экологической опасности может звучать следующим образом. Экологическая опасность - это состояние окружающей среды, сложившееся на определенной территории, угрожающее здоровью и иным жизненно важным интересам человека и характеризующееся негативными воздействиями антропогенных процессов и природных явлений (факторов), а также потенциальной возможностью воздействия таких факторов в будущем.
Закрепление данного понятия желательно в законодательстве, т.к. в этом случае создается возможность нормативно зафиксировать понятие факторов экологической опасности и, следовательно, создать последовательную систему для предотвращения экологической опасности. Отсутствие на настоящий момент единообразного методологического подхода к проблемам предотвращения экологической опасности влечет за собой сложности как при разработке нормативных правовых актов, так и в правоприменительной практике.

Литература

1. Россия в цифрах. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. 2012 г. [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/ statisticCollections/ docl135075100641 (дата обращения: 25.11.2012).
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4556.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19. Ст. 2721.
7. СПС "КонсультантПлюс".
8. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 2007. N 39. URL: http://www.iacis.ru/html/ ?id=22&pag=641&nid=1.
9. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом "Городец", 2008. С. 366.
10. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М.: ИД "Юриспруденция", 2007. С. 42.
11. Ильин М.В. Философия безопасности - основа нового политического мышления // Экология: пути выживания и развития человечества. М., 1998. С. 19.
12. Лизикова М.С. Ядерная безопасность в системе общей глобальной безопасности // Управление безопасностью и рисками: Сборник статей. М., 2004. С. 100.
13. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. С. 36.
14. Gerd Winter. Von der okologischen Vorsorge zur okonomischen Selbstbegrenzung // Wege zum Okologischen Rechtstaat: Umweltschutz ohne Oko-Diktatur / hrsg. von Hubertus Baumeister. Taunusstein, Blottner, 1994. S. 105.
Tabhair fear chuige a bhfuil sé beo fiú, agus beidh sé in ann maireachtáil in aon staid


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Общее»

Форум для экологов : Отказ от ответственности