Предлагаю поделиться опытом разработки плана мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей согласно ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Как известно, НМУ согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ — это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Или краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. К территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии относятся территориальные отделения Росгидромета. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, — это местные органы, занимающиеся контрольно-надзорной деятельностью в области охраны окружающей среды, т.е. своеобразная альтернатива Росприроднадзору. К ним относятся различные комитеты по охране окружающей среды, министерства и ведомства, департаменты и др. Таким образом, информация о наступлении НМУ поступает из местного отделения Росгидромета в местный «комитет» (или иной уполномоченный орган), который, в свою очередь, согласовывает планы мероприятий в периоды НМУ и затем отслеживает выполнение этих планов.
Существует два разных варианта, где указываются мероприятия при наступлении НМУ. 1-ый — проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ), 2-ой — собственно отдельно разработанный и согласованный план мероприятий при наступлении НМУ с пояснительной запиской, оценкой эффективности, экономической оценкой. Признаюсь 2-ой вариант я встречал в своей практике работы очень редко... пару раз в Свердловской области... да и то никто толком не знал как его делать

Итак, несмотря на наличие раздела НМУ в рекомендуемом составе проекта ПДВ и рекомендации РД 52.04.52-85, план мероприятий при НМУ разрабатывался предприятиями очень редко

Однако после вступления в силу новой редакции Федерального закона № 96-ФЗ тема НМУ повсеместно обсуждается среди природопользователей.
Сегодня изменения в законодательстве дали настолько широкую свободу действий местным органам, что теперь в разных регионах действуют различные требования к разработке, согласованию и реализации плана мероприятий при НМУ.
Предлагаю обсудить и поделить опытом разработки и согласования плана мероприятий при НМУ с пояснительной запиской, оценкой эффективности и экономической оценкой. Хотя, из личного опыта, разработка плана мероприятий ложится в гораздо большей степени не на разработчиков


