Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
-
Автор темы
- Эколог
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 21 ноя 2009, 16:28
- Откуда: Екатеринбург
- Благодарил (а): 44 раза
- Поблагодарили: 8 раз
Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Уважаемые форумчане!
Почему до сих пор не обсуждается проект постановления «Об утверждении СанПиН «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» вносящий столь значительные перемены?
Почему до сих пор не обсуждается проект постановления «Об утверждении СанПиН «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» вносящий столь значительные перемены?
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
то, что вы называете ориентировочными расчётами, необходимо делать в составе ООС и ОВОС.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
- Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 44 раза
- Контактная информация:
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
- Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 44 раза
- Контактная информация:
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Предлагаю вашему вниманию статью, опубликованную в журнале ЭкоПраво Центра правового обеспечения по данной тематике - мнение автора.
Спойлер
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций (п. 3). Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п. 2.1 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 2.1. в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Одновременно для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
При этом, источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
На основании изложенного, если уровни создаваемого объектом загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, данный объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и требования новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него не распространяются.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1.2 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 Изменения и дополнения № 3 к СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 122 от 9 сентября 2010 г. (зарегистрированы Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995; с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 07.05.2008, регистрационный номер 11637; 27.10.2009, регистрационный номер 15115) из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 исключены слова «и действующих».
Таким образом, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Из всего вышесказанного следует, что проект ориентировочной СЗЗ должен быть разработан и утверждён до момента ввода объекта в эксплуатацию, и у всех действующих предприятий СЗЗ должна быть установлена.
Попробуем разобраться с действующими предприятиями, не успевшими или «не захотевшими» установить СЗЗ и «выпадающими» из-под действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Необходимо отметить, что изменения к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не исключают возможность принятия санитарных норм и правил, регулирующих вопросы установления санитарно-защитных зон для действующих промышленных объектов и производств. Т.е. факт исключения действующих предприятий из преамбулы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что этот СанПиН на действующие предприятия не распространяется.
И как нам видится, для действующих предприятий планируются в будущем отдельные нормативно-правовые акты по установлению размеров СЗЗ.
В настоящее время для действующих предприятий действуют следующие законодательные акты, находящиеся в нормативном поле определения СЗЗ и регулирующие санитарно-гигиенические критерии качества окружающей среды при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду:
- Федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения» и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2001 г. № 2711)
- СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сель¬ских поселений ((в ред. Изменений и Дополнений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 № 61, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.12.1992 № 269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 № 18-32). Дата введения - 1 января 1990 г, утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78).
Трудно представить, что Изменения № 3 отменяют требования к СЗЗ для действующих предприятий, т.к. может нарушаться самое важное право – право человека на благоприятную окружающую среду. Посудите сами, в стадии проектирования устанавливается СЗЗ для предприятия, а при непосредственной эксплуатации данного предприятия, его объектов негативного воздействия, в его СЗЗ можно будет строить новые объекты, которые могут загрязнять окружающую среду физическими, химическими, биологическими и др. поллютантами. К тому же текст СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит пункты, в которых указано, что они относятся к действующим предприятиям (п. 3.5, п. 3.12).
Также Изменения № 3, намного упростили жизнь предприятиям V класса (в частности, субъектам малого бизнеса, относящимся к данному классу).
Так, п. 2 Изменений № 3 гласит, что «главу III дополнить пунктом в следующей редакции: «3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся. Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий».
Таким образом, ввиду действия «презумпции невиновности», действующему предприятию, являющегося объектом малого бизнеса V класса опасности, самостоятельно не требуется доказательство своей невиновности (отсутствия превышения санитарно-гигиенических критериев качества окружающей среды), за них натурные исследования сделает надзорный орган на безвозмездной основе.
Следует отметить, что класс опасности определяется по классификации предприятий, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а категория субъектов предпринимательства определяется согласно ст. 4, п. 1-8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ) и п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
К слову, может случиться противоречивая ситуация: если в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения ориентировочной СЗЗ), предприятие малого бизнеса V класса, на стадии проектных работ обоснует возможность размещения в жилой застройке путем расчета ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (по ОНД-86) и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМИ), то при вводе объектов данного предприятия уже в эксплуатацию, действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него уже распространяться не будет, о чем уже упомянуто выше.
Проекты обоснования СЗЗ для таких предприятий разрабатывать не надо, а стоит ждать только надзорных органов, которые сами в свое время придут и все измерят по своей инициативе, либо по жалобе близживущего населения. На практике, конечно, может быть такая ситуация, что и предприятие в момент проверки работало не в самом загруженном режиме, а лишь только инспекторы за порог, то начинает чадить «по-черному». А может, и обратная ситуация: когда предприятие, расположенное возле оживленной магистрали, также работало в полузагрузочном режиме во время проверки («в час пик»), а надзорные органы регистрируют превышение ПДКм.р., например, по оксиду углерода или оксидам азота в жаркую безветренную погоду на ближайшей селитебной зоне, находящейся по другую сторону автомагистрали от предприятия. Хорошо будет, если пост Росгидромета, регистрирующий фоновое загрязнение, находится где-то рядом и проводит постоянный мониторинг, а предприятие не выбрасывает вещества, идентичные выбросам от ДВС автотранспорта, а если наоборот?
Справедливости ради, стоит сказать, что производственный экологический контроль источников выбросов никто не отменял (ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В соответствии с п. 3.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР 1 января 1991 г., при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы
На основании изложенного, при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) должны использоваться непосредственные инструментальные замеры, за исключением случаев отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества, при которых допускается использование расчетного метода.
Также следует отметить, что ни одним нормативно-правовым актом не регламентируется форма и порядок согласования уведомления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки (для микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек).
Также Изменениями № 3 сохранены п. 3.1, п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, касающиеся действующих предприятий.
Не менее интересны и другие пункты Изменений № 3: «4. Из пункта 4.2 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических (годовых) натурных исследований и измерений атмосферного воздуха (не менее 50 исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух». Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. После слов «оценки риска здоровью населения» добавить следующее: «В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ. Из пункта 4.3 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, для предприятий I и II классов опасности, в связи с обособлением натурных замеров из разработки проекта СЗЗ, данные исследования проводятся только в рамках надзорных мероприятий, и в рамках производственного контроля. Таким образом, если у предприятий имеются протоколы замеров концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проводимые в рамках производственного контроля, окончательное установление размеров СЗЗ с 12 ноября 2010 г. может осуществляться сразу после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы, что противоречит п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому «установленная (окончательная) СЗЗ разрабатывается на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров». Но, скорее всего, имеет место быть тот случай, когда законотворец приравнял понятие «производственный контроль» с понятием «натурные исследования», и в таком случае противоречие исчезает. В пунктах 4.1, 4.5 и 4.6 также фигурируют понятия «натурные исследования», после которых устанавливаются размеры окончательной СЗЗ.
Определенную ясность в сложившуюся ситуацию вносит письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/16400-0-32 от 22 ноября 2010 г. «О разъяснении изменений №3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» (далее Письмо), но необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Также в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
На основании изложенного, указанное выше письмо Роспотребнадзора не является нормативными правовым актом и носит рекомендательный характер.
Немного упростилась ситуация для крупных предприятий, находящихся на отдалении от жилой застройки. Так, п. 4 Изменений №3 гласит: «после слов "оценки риска здоровью населения" добавить следующее: "В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно». После этого так и хочется пожелать Роспотребнадзору и Росприроднадзору прекратить требовать, как противоречащее действующему законодательству, обязанность расчета рассеивания загрязняющих веществ в Проектах нормативов ПДВ для предприятий, находящихся на значительном расстоянии от жилой застройки, т. к. в основе расчета рассеивания лежат санитарно-гигиенические нормативы (ПДК) для селитебной территории.
Ну и в заключении п. 4 Изменений №3 освободил предприятия III, IV и V классов опасности при установлении окончательной СЗЗ от "систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух". Но предприятия III класса рано вздохнули с облегчением: остается действующим п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому предприятия I-III класса разрабатывают проект ориентировочного размера СЗЗ, который должен быть подтвержден натурными исследованиями и измерениями. И здесь, к сожалению, речь уже не идет о надзорных органах и производственном контроле.
Согласно п. 2.1 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 2.1. в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Одновременно для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
При этом, источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
На основании изложенного, если уровни создаваемого объектом загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, данный объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и требования новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него не распространяются.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1.2 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 Изменения и дополнения № 3 к СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 122 от 9 сентября 2010 г. (зарегистрированы Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995; с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 07.05.2008, регистрационный номер 11637; 27.10.2009, регистрационный номер 15115) из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 исключены слова «и действующих».
Таким образом, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Из всего вышесказанного следует, что проект ориентировочной СЗЗ должен быть разработан и утверждён до момента ввода объекта в эксплуатацию, и у всех действующих предприятий СЗЗ должна быть установлена.
Попробуем разобраться с действующими предприятиями, не успевшими или «не захотевшими» установить СЗЗ и «выпадающими» из-под действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Необходимо отметить, что изменения к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не исключают возможность принятия санитарных норм и правил, регулирующих вопросы установления санитарно-защитных зон для действующих промышленных объектов и производств. Т.е. факт исключения действующих предприятий из преамбулы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что этот СанПиН на действующие предприятия не распространяется.
И как нам видится, для действующих предприятий планируются в будущем отдельные нормативно-правовые акты по установлению размеров СЗЗ.
В настоящее время для действующих предприятий действуют следующие законодательные акты, находящиеся в нормативном поле определения СЗЗ и регулирующие санитарно-гигиенические критерии качества окружающей среды при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду:
- Федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения» и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2001 г. № 2711)
- СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сель¬ских поселений ((в ред. Изменений и Дополнений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 № 61, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.12.1992 № 269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 № 18-32). Дата введения - 1 января 1990 г, утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78).
Трудно представить, что Изменения № 3 отменяют требования к СЗЗ для действующих предприятий, т.к. может нарушаться самое важное право – право человека на благоприятную окружающую среду. Посудите сами, в стадии проектирования устанавливается СЗЗ для предприятия, а при непосредственной эксплуатации данного предприятия, его объектов негативного воздействия, в его СЗЗ можно будет строить новые объекты, которые могут загрязнять окружающую среду физическими, химическими, биологическими и др. поллютантами. К тому же текст СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит пункты, в которых указано, что они относятся к действующим предприятиям (п. 3.5, п. 3.12).
Также Изменения № 3, намного упростили жизнь предприятиям V класса (в частности, субъектам малого бизнеса, относящимся к данному классу).
Так, п. 2 Изменений № 3 гласит, что «главу III дополнить пунктом в следующей редакции: «3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся. Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий».
Таким образом, ввиду действия «презумпции невиновности», действующему предприятию, являющегося объектом малого бизнеса V класса опасности, самостоятельно не требуется доказательство своей невиновности (отсутствия превышения санитарно-гигиенических критериев качества окружающей среды), за них натурные исследования сделает надзорный орган на безвозмездной основе.
Следует отметить, что класс опасности определяется по классификации предприятий, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а категория субъектов предпринимательства определяется согласно ст. 4, п. 1-8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ) и п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
К слову, может случиться противоречивая ситуация: если в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения ориентировочной СЗЗ), предприятие малого бизнеса V класса, на стадии проектных работ обоснует возможность размещения в жилой застройке путем расчета ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (по ОНД-86) и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМИ), то при вводе объектов данного предприятия уже в эксплуатацию, действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него уже распространяться не будет, о чем уже упомянуто выше.
Проекты обоснования СЗЗ для таких предприятий разрабатывать не надо, а стоит ждать только надзорных органов, которые сами в свое время придут и все измерят по своей инициативе, либо по жалобе близживущего населения. На практике, конечно, может быть такая ситуация, что и предприятие в момент проверки работало не в самом загруженном режиме, а лишь только инспекторы за порог, то начинает чадить «по-черному». А может, и обратная ситуация: когда предприятие, расположенное возле оживленной магистрали, также работало в полузагрузочном режиме во время проверки («в час пик»), а надзорные органы регистрируют превышение ПДКм.р., например, по оксиду углерода или оксидам азота в жаркую безветренную погоду на ближайшей селитебной зоне, находящейся по другую сторону автомагистрали от предприятия. Хорошо будет, если пост Росгидромета, регистрирующий фоновое загрязнение, находится где-то рядом и проводит постоянный мониторинг, а предприятие не выбрасывает вещества, идентичные выбросам от ДВС автотранспорта, а если наоборот?
Справедливости ради, стоит сказать, что производственный экологический контроль источников выбросов никто не отменял (ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В соответствии с п. 3.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР 1 января 1991 г., при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы
На основании изложенного, при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также при контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) должны использоваться непосредственные инструментальные замеры, за исключением случаев отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества, при которых допускается использование расчетного метода.
Также следует отметить, что ни одним нормативно-правовым актом не регламентируется форма и порядок согласования уведомления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки (для микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек).
Также Изменениями № 3 сохранены п. 3.1, п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, касающиеся действующих предприятий.
Не менее интересны и другие пункты Изменений № 3: «4. Из пункта 4.2 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических (годовых) натурных исследований и измерений атмосферного воздуха (не менее 50 исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух». Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. После слов «оценки риска здоровью населения» добавить следующее: «В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ. Из пункта 4.3 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, для предприятий I и II классов опасности, в связи с обособлением натурных замеров из разработки проекта СЗЗ, данные исследования проводятся только в рамках надзорных мероприятий, и в рамках производственного контроля. Таким образом, если у предприятий имеются протоколы замеров концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проводимые в рамках производственного контроля, окончательное установление размеров СЗЗ с 12 ноября 2010 г. может осуществляться сразу после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы, что противоречит п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому «установленная (окончательная) СЗЗ разрабатывается на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров». Но, скорее всего, имеет место быть тот случай, когда законотворец приравнял понятие «производственный контроль» с понятием «натурные исследования», и в таком случае противоречие исчезает. В пунктах 4.1, 4.5 и 4.6 также фигурируют понятия «натурные исследования», после которых устанавливаются размеры окончательной СЗЗ.
Определенную ясность в сложившуюся ситуацию вносит письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/16400-0-32 от 22 ноября 2010 г. «О разъяснении изменений №3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» (далее Письмо), но необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Также в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
На основании изложенного, указанное выше письмо Роспотребнадзора не является нормативными правовым актом и носит рекомендательный характер.
Немного упростилась ситуация для крупных предприятий, находящихся на отдалении от жилой застройки. Так, п. 4 Изменений №3 гласит: «после слов "оценки риска здоровью населения" добавить следующее: "В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно». После этого так и хочется пожелать Роспотребнадзору и Росприроднадзору прекратить требовать, как противоречащее действующему законодательству, обязанность расчета рассеивания загрязняющих веществ в Проектах нормативов ПДВ для предприятий, находящихся на значительном расстоянии от жилой застройки, т. к. в основе расчета рассеивания лежат санитарно-гигиенические нормативы (ПДК) для селитебной территории.
Ну и в заключении п. 4 Изменений №3 освободил предприятия III, IV и V классов опасности при установлении окончательной СЗЗ от "систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух". Но предприятия III класса рано вздохнули с облегчением: остается действующим п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому предприятия I-III класса разрабатывают проект ориентировочного размера СЗЗ, который должен быть подтвержден натурными исследованиями и измерениями. И здесь, к сожалению, речь уже не идет о надзорных органах и производственном контроле.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 587
- Зарегистрирован: 08 авг 2010, 13:07
- Награды: 2
- Благодарил (а): 166 раз
- Поблагодарили: 105 раз
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
По-моему, эта статья на тему "Что имел ввиду Роспотребнадзор, выпуская изменения № 3 к СанПиН по СЗЗ". Но домыслы, как говорится, к делу не пришьёшь! Меня вот что интересует: на какие НД ссылаются или могут ссылаться инспектора РПН, когда пишут предписания действующим предприятиям по разработке проекта СЗЗ?
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Евгений Горелов
А кокой № выпуска и дата публикации издания? Или это ваши домыслы?
А кокой № выпуска и дата публикации издания? Или это ваши домыслы?
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
- Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 44 раза
- Контактная информация:
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
№1/2011 Журнал ЭкоПраво Центра правового обеспечения природопользования. Естественно, это мое мнение, как я вижу эту ситуацию, мнение Роспотребнадзора мы уже знаем из их письмаseergy писал(а):Евгений Горелов
А кокой № выпуска и дата публикации издания? Или это ваши домыслы?
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 587
- Зарегистрирован: 08 авг 2010, 13:07
- Награды: 2
- Благодарил (а): 166 раз
- Поблагодарили: 105 раз
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Мнение Роспотребнадзора в виде письма - это только мнение Роспортебнадзора.
Я, как проектировщик или природопользователь, открываю изменения № 3 к СанПиН по СЗЗ и вижу, что данный документ на действующие предприятия не распространяется. Всё! И мне не нужно перелопачивать весь СанПиН в поисках пунктов, в которых упоминается словосочетание "Действующие предприятия".
И не нужно ничего додумывать и читать между строк.
Я, как проектировщик или природопользователь, открываю изменения № 3 к СанПиН по СЗЗ и вижу, что данный документ на действующие предприятия не распространяется. Всё! И мне не нужно перелопачивать весь СанПиН в поисках пунктов, в которых упоминается словосочетание "Действующие предприятия".
И не нужно ничего додумывать и читать между строк.
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 15:03
- Откуда: Нижневартовск, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 44 раза
- Контактная информация:
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Совершенно согласен, я только указал на дополнительные несоответствия в документе, в которых упоминается словосочетание "действующие предприятия". Это первое. А второе... не всегда четкая фраза, четкий пункт, даже во влиятельном нормативном акте четко реализован в подзаконных актах. И таких примеров масса, например, согласно ФЗ "об атм. воздухе", нормативы ПДВ утверждаются разрешением, а мы до сих пор согласовываем предварительно проекты ПДВ, непонятно зачем... и т.п. А по поводу мнение Роспотребнадзора, все верно - это не нормативно-правовой акт, его можно в кулек для семечек завернуть, после прочтения на скамейке в паркеПроектировщик_Т писал(а):Мнение Роспотребнадзора в виде письма - это только мнение Роспортебнадзора.
Я, как проектировщик или природопользователь, открываю изменения № 3 к СанПиН по СЗЗ и вижу, что данный документ на действующие предприятия не распространяется. Всё! И мне не нужно перелопачивать весь СанПиН в поисках пунктов, в которых упоминается словосочетание "Действующие предприятия".
И не нужно ничего додумывать и читать между строк.
-
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1781 раз
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений -с 30.06.2010 свод правил - документ добровольного применения.
На обязательной основе применяются Разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2, да и то во исполнение соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Полагаю, что для обязательного исполнения требований ФЗ: 52-ФЗ, 7-ФЗ, 96-ФЗ, он не годиться.
На обязательной основе применяются Разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2, да и то во исполнение соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Полагаю, что для обязательного исполнения требований ФЗ: 52-ФЗ, 7-ФЗ, 96-ФЗ, он не годиться.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Интеграл
- Сообщения: 5640
- Зарегистрирован: 27 июн 2005, 13:41
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 249 раз
- Поблагодарили: 2792 раза
- Контактная информация:
Re: Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
Коллеги, прошу только по теме. Для прикладных обсуждений есть раздел на форуме - "СЗЗ"
Интегрируй форум в Яндекс
P.S. Вопросы по работе с программами или выбору программ прошу писать либо на форуме в соответствующих темах, либо по электронной почте. В ЛС на такие вопросы не отвечаю. Прошу понять правильно.
P.S. Вопросы по работе с программами или выбору программ прошу писать либо на форуме в соответствующих темах, либо по электронной почте. В ЛС на такие вопросы не отвечаю. Прошу понять правильно.