Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

перевод проектов с методического пособия СПб., 2012 на устаревшую, но утвержденную форму

Модераторы: masm0, Kotucheny

Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.

Автор темы
ingener_lityuk
Новичок
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 21:01
Откуда: г. Шахты
Благодарил (а): 1 раз

Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение ingener_lityuk »

Добрый день, уважаемые коллеги! Всем предпииятием получили замечания из Рос.природ.надзора по ЮФО-по одному единственному поводу: не соответствие наших проектов, которые мы разрабатываем на программе "Эколог", утвержденной методике Госкомгидромет СССР, 28.08.1987 г. Подскажите, кто знает, насколько правомерно данное требование и что теперь делать с нашей программой, в которой формируются таблицы, отличные от тех, что в предлагаемой литературе?! Заранее благодарна!

От модератора:
Ответ Минприроды России
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

seergy писал(а):Полагаю, что и "рекомендации" не совсем НПА, как и другие документы в письме. А скорее общепризнанные рекомендации, которые применяют все за неимением настоящего НПА.
НПА требует исполнения утверждённого, а "Рекомендации" рекомендуют и всё.
Полагаю, что "Рекомендации" — все таки НПА, так как относятся к ведомственным нормативным актам изданным до 15 мая 1992 г. и до настоящего времени они не отменены. Похожая ситуация с ПЭУ-84:
Спойлер
Впервые необходимость регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов в России нормативно закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов". Согласно указанному постановлению обязанность регистрации нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, установлена только начиная с 15 мая 1992 г. Законодательство, действующее на момент принятия Правил эксплуатации установок очистки 1984 г., не предусматривало обязанность министерств и ведомств осуществлять обязательную регистрацию изданных нормативных актов с последующим их официальным опубликованием. Указанные Правила до настоящего времени не отменены и действуют в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации. Это соответствует пункту 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств".

Учитывая вышеизложенное довод истца о том, что Правила эксплуатации установок очистки газа не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликованы в средствах массовой информации, а поэтому не подлежат применению, является необоснованным.

ссылка
Изображение

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение seergy »

Спасибо за информацию - очень ценная. С применением ПЭУ-84 не совсем было понятно.
ПЭУ-84 Правила эксплуатации установок очистки применяются, если не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
По поводу "Рекомендаций".
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений ( п. 2 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009) во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (п. 2 "Правил подготовки.."). т. е. это некие «подзаконные нормативные правовые акты».
Спойлер
- Постановления.
- Приказы,
- Распоряжения,
- Правила,
- Инструкции,
- Положения
Поэтому полагаю, что "Рекомендации", утверждённые Госкомгидрометом СССР, не являются НПА, т.к. это противоречит действующему законодательству Российской Федерации .
Требования любого НПА и ведомственного нормативного акта обязательны к исполнению, влекут правовые последствия и они не могут рекомендовать.

Рекомендуемого (добровольного) применения документы в области стандартизации, а также СНиП, действующие государственные и межгосударственные стандарты и прочие документы.

Поэтому субъективно полагаю, что "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу(ПДВ) для предприятия", утверждённые Госкомгидрометом СССР - это ведомственный документ СССР, который до настоящего времени не отменен и подлежит применению на добровольной основе в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Есть ещё один документ СССР , который утверждён и введен в действие с "1 января 1980 года" "Постановлением" Госстандарта РФ от 24.08.1978 N 2329, а внесён Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды:
"ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"
Данный ГОСТ на данный момент является документом в области стандартизации, который носит рекомендательный (добровольный) характер и подлежит обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в "пункте 1 статьи 46" Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно в целях охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

seergy писал(а):Поэтому субъективно полагаю, что "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу(ПДВ) для предприятия", утверждённые Госкомгидрометом СССР - это ведомственный документ СССР, который до настоящего времени не отменен и подлежит применению на добровольной основе в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Если это действительно так, то я только "за", так как нет никакого желания использовать этот советский антиквариат при разработке ПДВ. Просто, я хочу понять, насколько правомерны замечания экспертов, относящиеся к использованию "Рекомендаций".

Есть одно "но". "Рекомендации" являются неотъемлемой частью (Приложением №3) Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты (утв. приказом Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 г. N 09-2-7/1573).
Спойлер
2.12. Разработка ПДВ может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением специализированной организации.
При разработке проекта ПДВ следует руководствоваться Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (приложение 3 будет направлено дополнительно).
Если это вызывает сомнения, то в подтверждение привожу судебную практику:
Спойлер
В соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выполнение которых обязательно при разработке вышеназванных документов (п. 1.3), исходные данные, в том числе краткое описание технологии и оборудования, исходного сырья и его расход (п.3.7.1) подготавливает предприятие (п. 2.2). При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя). Данные "Рекомендации..." являются обязательным приложением к "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", М. 1989 г., утвержденной заместителем Председателя Государственного комитета СССР по охране природы.
Ссылка
"Инструкцию" можно считать НПА (поправьте меня если я не прав), так как она утверждена (приказом Госкомприроды СССР от 11.09.89 N 09-2-7/1573), была опубликована (Государственный комитет СССР по охране природы. - М., 1989 год) и уже действовала до 15 мая 1992 г., не отменена до настоящего времени (во всяком случае в части нормирования выбросов ЗВ) и соответствует критериям Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Так что я пока остаюсь при своём мнении, что "Рекомендации" — это НПА.
Изображение

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение seergy »

Так и "ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями" никто не отменял и в целях ООС он обязателен к исполнению при осуществлении процессов проектирования (раздел ПМ ООС, "проект ПДВ"). Особенно обязательные приложения 1-3 ГОСТ.
"Рекомендации..." являются обязательным приложением к "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", М. 1989 г., утвержденной заместителем Председателя Государственного комитета СССР по охране природы.
Спойлер
2.12. Разработка ПДВ может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением специализированной организации.
При разработке проекта ПДВ следует руководствоваться Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (приложение 3 будет направлено дополнительно).
Если там есть и ГОСТ 17.2.3.02-78 и ОНД-86 в перечне, то очень интересно посмотреть. У вас есть это приложение 3?

В ГОСТах СПДС (ЕСКД), особенно в ГОСТ Р 21.1101-2009, под словами (терминами) "рекомендуется" понимается: данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
Спойлер
1. Насколько обязательно применение правил ГОСТ Р 21.1101-2009, имеющих рекомендуемый статус?
В тексте стандарта имеются положения, допускающие отклонения от основных требований. Такие положения обычно содержат слова (термины) "как правило", "рекомендуется", "допускается". Это вполне соответствует положениям ГОСТ 1.5-2001 (п. 4.1.1).
Под этими словами (терминами) понимается следующее:
"как правило" - требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано;
"допускается" - данное решение применяется в виде исключения как вынужденное;
"рекомендуется" - данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
Так же следует толковать и обязательность форм ведомостей, таблиц, титульных листов, которые помещены в приложениях с характером "рекомендуемое".
Так же пока остаюсь при своём мнении, что "Рекомендации" — это не НПА и их применение является одним из лучших, но не обязательным. Также ГОСТ 17.2.3.02-78 не отменён и в целях ООС обязателен к исполнению при осуществлении процессов проектирования.
Я имею полное право руководствоваться ГОСТом, т.к. "Рекомендации" и " Инструкция" относятся к разработке (проектированию) проекта ПДВ и это не противоречит действующему законодательству РФ.
Вложения
Инструкция на выброс.doc
Нет приложения 3
(150.5 КБ) 1305 скачиваний
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

seergy писал(а):Если там есть и ГОСТ 17.2.3.02-78 и ОНД-86 в перечне, то очень интересно посмотреть. У вас есть это приложение 3?
Эти рекомендации у меня были и в бумажном виде. Если найду, то отсканирую. ГОСТ 17.2.3.02-78 и ОНД-86 в перечне есть.
Спойлер
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств.
Кстати, "Рекомендации" также утверждены приказом и опубликованы.
Вид документа: Приказ Госкомприроды СССР от 01.01.1989
Принявший орган: Госкомприроды СССР
Статус: Действующий
Тип документа: Нормативно-технический документ
Опубликован: / Государственный комитет СССР по охране природы. - М., 1989 год
seergy писал(а):Я имею полное право руководствоваться ГОСТом, т.к. "Рекомендации" и " Инструкция" относятся к разработке (проектированию) проекта ПДВ и это не противоречит действующему законодательству РФ.
Это немного разные документы. ГОСТ — по установлению ПДВ, а "Рекомендации" — по оформлению проекта ПДВ. Поэтому я и говорил, что "Рекомендации" являются единственным НПА по оформлению ПДВ.
Изображение

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение seergy »

Спасибо.
Ваши "Рекомендации", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989, разработаны на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.
Может это и есть приложение 3 к Инструкции?
masm0 писал(а): Это немного разные документы. ГОСТ — по установлению ПДВ, а "Рекомендации" — по оформлению проекта ПДВ. Поэтому я и говорил, что "Рекомендации" являются единственным НПА по оформлению ПДВ.
[spoiler="Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты"(утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989)]Настоящая Инструкция определяет порядок установления, согласования, пересмотра и контроля нормативов выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и в поверхностные водные объекты.
Инструкция действует на период разработки и ввода в действие Инструкции о порядке согласования условий на пользование природными ресурсами и выдачи разрешений на природопользование, разрабатываемой Госкомприродой СССР.
С выпуском настоящей Инструкции Временная методика нормирования промышленных выбросов в атмосферу (расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов) (Госкомгидромет СССР) и Методические указания по установлению предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами (Минводхоз СССР), утрачивают силу.

1.1. Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).[/spoiler]
Инструкции о порядке согласования условий на пользование природными ресурсами и выдачи разрешений на природопользование Госкомприродой СССР так и не были разработаны.
Но на территории РФ с 13.04.2012 действует "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)", утв. Приказом Минприроды РФ от 25.07.2011 N 650.
Поэтому:
1. Если "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов).." 1989 года НПА, включая также обязательное Приложение 3 к ней ("Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989), то они сами по себе утратили утратили силу с 13.04.2012 , т.к. на территории РФ действует НПА по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На сколько я понимаю, все разрешения на природопользование в РФ относятся к гос.услугам и выдаются Росприроднадзором на основании административных регламентов по оказанию этих гос услуг.
"Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенные в 1987 г. Госкомгидрометом СССР, утратили с выходом "Рекомендаций", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989.
"Рекомендации" — это не НПА и их применение является одним из лучших вариантов, но не обязательным.

2. В законодательстве РФ нет термина "проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу".
В нашем законодательстве (постановление 183, ФЗ 96-ФЗ) указывается разработка и установление предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и нет утверждённого порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Поэтому, что должна предусматривать "разработка" ПДВ, нигде не указано - главное подтвердить для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха непревышение данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха (с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии ), предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, т.е. разработать (подтвердить) ПДВ и ВСВ ЗВ - рекомендовано выполнить проект ПДВ в соответствии со старыми советскими документами, которые также зачастую противоречат друг другу и действующему законодательству РФ.
П. 1.3 ГОСТ 17.2.3.02-78 регламентирует, что материалы по установлению ПДВ (ВСВ) оформляют в соответствии с обязательными приложениями 1 - 3.
Материалы по установлению ПДВ (ВСВ) - это будет некий "проект ПДВ" или разработка ПДВ.
Спойлер
1. Город, область, республика.
2. Карта-схема города и его окрестностей с ориентирами: возвышенностями, реками, озерами и т.д.
На карту-схему наносятся промплощадки (с основными источниками выброса), санитарно-защитные зоны, существующие жилые кварталы и территории, участки перспективной жилой застройки, зоны отдыха, санатории, дома отдыха, метеостанции, пункты наблюдении за загрязнением атмосферы.
3. Краткая характеристика местных физико-географических и климатических условий по параметрам, определяющим рассеивание промышленных выбросов. Среднегодовые данные, годовой и суточный ход интенсивности и повторяемости приземных и приподнятых температурных инверсий, различных скоростей и направлений ветра, штилей, осадков, туманов.
4. Способы учета местных особенностей при расчетах загрязнения атмосферы и установлении ПДВ. Значения расчетных поправочных коэффициентов, учитывающих рельеф. Расчетные скорости и направления ветра. Расчетные температуры воздуха.
5. Общегородские мероприятия по снижению фонового загрязнения атмосферы: электрификация транспорта, газификация, теплофикация, жилищное строительство на участках местности с наиболее чистым воздухом, строительстве объездных автомагистралей и др.
6. Перечень существующих и проектируемых предприятий, выбросы которых совместно учтены при установлении ПДВ (ВСВ). Закрываемые и реконструируемые производства, загрязняющие атмосферу.
7. Наименование выбрасываемых веществ и их комбинаций с суммирующимся вредным действием.
8. Характеристика, с точки зрения выбросов в атмосферу, отдельных объектов предприятий, применяемых на них: технологии, газоочистного оборудования, установленных дымовых труб и др.
9. Количественная характеристика выбросов веществ с обоснованием по данным измерений и балансов, технологии, типу газоочистного оборудования, составу сырья, топлива, результатам обследования аналогичных производств, литературным данным и т.п. Для проектируемых и реконструируемых объектов должны максимально использоваться ведомственные стандарты, нормы, регламенты и т.п.
10. Количественная характеристика неорганизованных и вентиляционных выбросов по всем веществам, их вклад в суммарные выбросы предприятий. Перечень и обоснование мероприятий по снижению неорганизованных и вентиляционных выбросов.
11. Конкретный технико-экономический анализ соответствия принятых технологических газоочистных и других мероприятий по охране атмосферы передовым отечественным и зарубежным научным, техническим и эксплуатационным достижениям по степени очистки, выбросам веществ на единицу продукции и т.п. Технико-экономическое обоснование принятых решений по ПДВ и временно-согласованным выбросам. Оценка стоимости и эффективности рассмотренных вариантов охраны атмосферы (с учетом возможного экономического ущерба от ее загрязнения). Источники финансирования. Капиталовложения различных ведомств. Предложения по их корректировке и перераспределению.
12. Промышленная и опытно-промышленная апробированность новых типов технологии, газоочистного оборудования и т.п. с точки зрения охраны атмосферы.
13. Характеристика стационарных, маршрутных и подфакельных наблюдений за загрязнением атмосферы, проводимых органами и учреждениями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства здравоохранения СССР, предприятиями и др. Изучаемые ингредиенты, регулярность отбора, число отобранных проб. Аппаратура. Применение автоматических газоанализаторов, автоматических систем контроля загрязнения воздуха и других новых средств исследования.
14. Данные о загрязнении атмосферы, его тенденции за последние годы, качественный и расчетный научно-технический прогноз его изменения по всем показателям, установленным в ГОСТ 17.2.3.01-77. При анализе учитывается кратность превышения ПДК и классы вредности веществ.
15. Оценка гигиенических условий проживания населения по данным учреждений Министерства здравоохранения СССР. Количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах или на территориях, подлежащих включению в санитарно-защитные зоны.
16. Сведения о влиянии загрязнения атмосферы на здоровье населения и на окружающую среду: леса парки, животный мир, исторические и культурные памятники, сооружения, линии электропередач, металлические изделия (коррозия) и т.п.
17. Таблицы с исходными данными для расчета загрязнения атмосферы в ПДВ. Типовая таблица с краткой пояснительной запиской даны в обязательном приложении 3.
При вариантном определении ПДВ необходимо привести, в первую очередь, таблицы для принятого варианта, оптимального с гигиенической, технической, экономической и других точек зрения. Другие рассмотренные варианты допускается охарактеризовать более кратко.
18. Значение фонового загрязнения воздуха по данным организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерства здравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактического поля максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере и расчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (по отдельным веществам). Оценка на этой основе полноты инвентаризации параметров источников выброса, и наблюдений за концентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значения фоновых концентраций.
19. Карты-схемы с результатами расчета загрязнения атмосферы при неблагоприятных условиях погоды и выброса по всем веществам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием (с учетом фона). Допускается на одной карте-схеме приводить результаты расчета по нескольким веществам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием. На картах-схемах выделяются зоны, где нарушаются гигиенические и другие нормативы качества воздуха.
20. Таблицы типа данной в обязательном приложении 3, содержащие по каждому источнику и веществу ПДВ (ВСВ) и сроки, на которые они устанавливаются, а также соответствующие ПДВ (ВСВ) максимальные приземные концентрации Сmax при неблагоприятных условиях погоды.
21. Осуществляемые и намеченные мероприятия по контролю за выбросами и выполнением ПДВ. Обеспеченность приборами, характеристика экспериментальных, балансовых и других методов контроля.
22. Осуществляемые и намечаемые мероприятия по регулированию выбросов при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий.
23. Список использованной литературы, включая стандарты, нормативно-техническую документацию, и других материалов.
24. Экспертные заключения органов и учреждений Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Министерства здравоохранения СССР, Министерства нефтяного и химического машиностроения
25. Протоколы межведомственных и ведомственных совещаний.
Примечание. Сведения по всем пунктам даются по фактическому состоянию, характеризуется также тенденция за последние годы и дается научно-технический прогноз на перспективу (на 3 - 5 лет, а по возможности и на большие сроки).
Я имею полное право руководствоваться ГОСТом, т.к. он используется при разработке (проектировании) ПДВ в целях охраны окружающей среды и это не противоречит действующему законодательству РФ.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

Насчет разъяснений по поводу ГОСТа тоже спасибо. Ранее не задумывался. Добавил ссылку.
seergy писал(а):Ваши "Рекомендации", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989, разработаны на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.
Может это и есть приложение 3 к Инструкции?
Переименовываю тему, чтобы было понятно о чем идет речь.
seergy писал(а):1. Если "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов).." 1989 года НПА, включая также обязательное Приложение 3 к ней ("Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989), то они сами по себе утратили утратили силу с 13.04.2012 , т.к. на территории РФ действует НПА по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На сколько я понимаю, все разрешения на природопользование в РФ относятся к гос.услугам и выдаются Росприроднадзором на основании административных регламентов по оказанию этих гос услуг.
"Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенные в 1987 г. Госкомгидрометом СССР, утратили с выходом "Рекомендаций", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989.
"Рекомендации" — это не НПА и их применение является одним из лучших вариантов, но не обязательным.
При всем уважении, эти аргументы мне кажутся неубедительными. Такие вопросы решаются, как минимум в суде. А учитывая, что и в 2013 году суды ссылаются на "Рекомендации...", то тем более.
seergy писал(а):2. В законодательстве РФ нет термина "проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу".
Если "Рекомендации" все таки являются НПА, то такой термин есть.

Уважаемый seergy, мне тоже очень хотелось бы, чтобы "Рекомендации" не были НПА, а их применение являлось бы одним из лучших вариантов, но не обязательным. Поэтому предлагаю написать коллективное письмо в МПР. Вы изложите свои аргументы, а я свои.

Добавлено after 18 minutes 33 seconds:
Кроме того. Приведенная мною ссылка из Техэксперта на некий приказ от 01.01.1989 вряд ли является правильной. Во-первых, потому что очень сомнительно, что 1 января 1989 г. кто-то подписал приказ. Во-вторых, дата должна быть позже 11.09.1989, так как в п. 2.12. "Инструкции...", утв. 11.09.1989 г. написано, что "приложение 3 будет направлено дополнительно". В-третьих, не удаётся найти номер приказа.

Можно предположить, что "Рекомендации" утверждены "задним числом" в составе "Инструкции". Но насколько это правомерно? Это как пустой бланк с подписью, в который можно вписать, что угодно.
Изображение

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1781 раз

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение seergy »

Я больше не буду спорить. Здесь вотчина Росприроднадзора, даже письма данной федеральной службы принимают к рассмотрению в суде как весомый "аргумент-полудокумент".
Как служащий Росприроднадзора скажет, так и будет - объективная реальность.
Для меня это была продуктивная дискуссия - много полезной информации уяснил.
Последнее, что скажу сугубо субъективно:
1) Если в федеральных законах, включая конституционные, кодексах нет понятия "проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу", то как подзаконный акт - действующая "Инструкция СССР", может регулировать то, чего нет в существующем законодательстве РФ. Явное противоречие и не соответствие законодательству РФ, которое требует только разработку и установление предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Спойлер
2)Есть другой документ СССР - "ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями", который подлежит обязательному исполнению в ходе процессов проектирования в части, соответствующей целям, указанным в "пункте 1 статьи 46" Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно в целях охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
3) Все документы в РФ со словом "Рекомендации", а также формулировка "рекомендуемое" - необязательного, добровольного применения, но их применение могло бы быть одним из лучших вариантов. И исключений быть не может только для одного документа СССР, т.к. по этому принципу можно все мет. пососбия и рекомендации причислить к НПА, как в письме МПР №ВК-08-02-36/13737 от 21.10.2011 г.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

seergy писал(а):Я больше не буду спорить.
А зря. Как известно, в споре рождается истина (хоть это уже более двух тысяч лет — баян).
seergy писал(а):Ваши "Рекомендации", утв. Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989, разработаны на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.
Может это и есть приложение 3 к Инструкции?
Задумался над тем, что у нас две действующие версии "Рекомендаций" — 1987 и 1989 гг.

1. Согласно аннотации к "Рекомендациям, 1989", "Рекомендации, 1987" не действуют с 1989 года. Тем не менее "Рекомендации, 1987" были рекомендованы к использованию Приказом Госкомэкологии РФ от 25 сентября 1997 г. N 397 "Об утверждении "Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности". Согласно информации сайта Минюста такой приказ не был зарегистрирован. Согласно информации, приведенной в базах нормативных документов, не был опубликован. Приказ был издан после 15 мая 1992 г., и поэтому не может считаться нормативным правовым актом.
Отвечая на вопрос автора темы, считаю, что замечания эксперта неправомерны.

2. "Рекомендации, 1989" являются обязательным Приложением №3 "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты" (утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989). Последняя была утверждена Приказом Госкомприроды СССР от 11.09.89 N 09-2-7/1573; была опубликована и уже действовала до 15 мая 1992 г.; не отменена до настоящего времени в части нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соответствует критериям Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Из этого можно сделать вывод, что "Инструкция по ПДВ…" является нормативным правовым актом.

Согласно п.2.12 "Инструкции по ПДВ…", "при разработке проекта ПДВ следует руководствоваться Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (приложение 3 будет направлено дополнительно)". Можно предположить, что "Рекомендации, 1989" были подготовлены и изданы после"Инструкции по ПДВ". Информация об отдельном приказе, утверждающем "Рекомендации, 1989" в свободном доступе отсутствует. Если такого приказа не было, то как мне кажется, данный документ не может являться НПА.

Кроме того, есть аргументы seergy.

Поэтому пока соглашаюсь с тем, что рекомендации не являются НПА. Но в МПР все таки напишу.
Изображение
Аватара пользователя

masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 12
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 1330 раз
Контактная информация:

Re: Рекомендации по оформлению и содержанию проекта ПДВ

Сообщение masm0 »

Похоже, что у Минприроды РФ нет ответа на вопрос:
Учитывая вышеизложенное полагаем, что даже если «Рекомендации, 1987» и «Рекомендации, 1989» действуют до настоящего времени, они не могут являться нормативными правовыми актами и подлежат применению на добровольной основе в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Следовательно, замечания экспертов Росприроднадзора о несоответствие проектов ПДВ «Рекомендациям, 1987» или «Рекомендациям, 1989» являются неправомерными. Прошу подтвердить или опровергнуть данную позицию.
По мнению Минприроды «Инструкция, 1989», «Рекомендации, 1987» и «Рекомендации, 1989» действуют. При чем не уточняться, на добровольной или обязательной основе. Кстати, «Рекомендации, 1987» и «Рекомендации, 1989» противоречат друг другу...
Придется обратиться к юристам.

Собственно, ответ Минприроды (Письмо Минприроды России от 22.11.2013 №12-50/5557-ОГ):
111_Page_1.GIF
111_Page_2.GIF
Изображение

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Законодательство по воздуху»

Форум для экологов : Отказ от ответственности