О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Данная тема создана на основании сообщения о правоприменении нормативного акта (СанПиН 2.1.6.1032-01), который, возможно, не действует
Доводы о том, что сроки действия всех старых СанПиН, СП и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ "О введении в действие санитарных правил"(вместе с "СанПиНами, СП"), зарегестрироваными в Минюсте РФ или не нуждающиеся в регистрации по мнению Минюста РФ ) истекли, со ссылкой на п. 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, предусматривающий, что сроки действия санитарных правил устанавливаются на срок не более 10 лет с возможностью продления их на срок не более 5 лет, признается всеми судебными коллегиями ошибочным, поскольку:
- существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении СанПиН не применены;
- в данных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта;
- правила не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы;
- содержание СанПиН и СП не противоречит требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и действующему законодательству РФ.
Также законодательство о техническом регулировании не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (ч. 4 .ст.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), т.е. не регулирует правоприменение нормативного акта (СанПиН, СП), который, возможно, не действует.
Доводы о том, что сроки действия всех старых СанПиН, СП и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ "О введении в действие санитарных правил"(вместе с "СанПиНами, СП"), зарегестрироваными в Минюсте РФ или не нуждающиеся в регистрации по мнению Минюста РФ ) истекли, со ссылкой на п. 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, предусматривающий, что сроки действия санитарных правил устанавливаются на срок не более 10 лет с возможностью продления их на срок не более 5 лет, признается всеми судебными коллегиями ошибочным, поскольку:
- существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении СанПиН не применены;
- в данных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта;
- правила не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы;
- содержание СанПиН и СП не противоречит требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и действующему законодательству РФ.
Также законодательство о техническом регулировании не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (ч. 4 .ст.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), т.е. не регулирует правоприменение нормативного акта (СанПиН, СП), который, возможно, не действует.
- Вложения
-
- О правомерности прим. СанПиН. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2003 N А66-3919-03.rtf
- (113.79 КБ) 691 скачивание
Последний раз редактировалось seergy 19 окт 2015, 17:49, всего редактировалось 2 раза.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 496
- Зарегистрирован: 22 май 2007, 15:54
- Награды: 5
- Откуда: омск
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 234 раза
- Контактная информация:
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Следует отметить,Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прямо предписывает контролирующим органам: не вправе Ст.15, п.п.1.1. проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Полагаю, что в п. 1.1 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ речь идёт только о нормативных правовых актов органов исполнительной власти СССР и РСФСР, которые не соответствуют действующему законодательству, т.к. например, положения пункта 1.1 статьи 15 данного ФЗ в части нормативных правовых актов органов исполнительной власти СССР и РСФСР в области ветеринарии применяются с 1 июля 2016 года.r@b писал(а): Следует отметить,Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прямо предписывает контролирующим органам: не вправе Ст.15, п.п.1.1. проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Вот пример из судебной практики о действии НПА СССР и РСФСР в области ветеринарии до 01.07.2016.
Получается, что все СанПиН и СанП, принятые в СССР, не применяются в РФ с 15.10.2014 (с момента вступления в силу п. 1.1 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ), но это требование возможно не касается СанПиН и СанП, принятых в 90-х и 2000-х в РФ.
- Вложения
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Заслуженный эколог
- Сообщения: 2662
- Зарегистрирован: 17 апр 2006, 21:12
- Награды: 3
- Благодарил (а): 495 раз
- Поблагодарили: 195 раз
- Контактная информация:
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Благодарю автора за создание темы- актуально.
Не могу выбрать вариант ответа- похоже есть смысл обратиться к "автору" Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 с соотвествующим письмом...
Не могу выбрать вариант ответа- похоже есть смысл обратиться к "автору" Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 с соотвествующим письмом...
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Спойлер
П. 10 "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, предусмотрено, что сроки действия санитарных правил (далее - СП) устанавливаются на срок не более 10 лет с возможностью продления их на срок не более 5 лет. По мнению различных судебных коллегий (апелляционные определения Кемеровского областного суда от 15.08.2012 по делу N 33-7682, Красноярского краевого суда от 23.10.2013 по делу N 33-10171/2013, Курганского областного суда от 23.06.2015 по делу N 33-1790/2015, Свердловского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-8669/2015, постановление 17 ААС от 17.04.2008 N 17АП-1888/2008-АК по делу N А60-832/2008, постановление ФАС СЗО от 02.12.2003 N А66-3919-03) СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны, применяются в случае, если: а) существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении СанПиН не применены; б) в данных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта; в)правила не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы; г) содержание СанПиН и СП не противоречит требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и действующему законодательству РФ. Пунктом 1.1 статьи 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ регламентировано, что при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должностные лица (служащие) не в праве проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ.
Прошу разъяснить следующие вопросы.
1. Допускается ли применение СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны на срок не более 5 лет и при каких условиях?
2. Применяются ли в РФ с 15.10.2014 (с момента вступления в силу п. 1.1 ст.15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) СП, принятые в 90-х и 2000-х г.г. в РФ и несоответствующие п. 10 Положения.
Прошу разъяснить следующие вопросы.
1. Допускается ли применение СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны на срок не более 5 лет и при каких условиях?
2. Применяются ли в РФ с 15.10.2014 (с момента вступления в силу п. 1.1 ст.15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) СП, принятые в 90-х и 2000-х г.г. в РФ и несоответствующие п. 10 Положения.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
В соответствии пункта 5 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.r@b писал(а): Следует отметить,Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прямо предписывает контролирующим органам: не вправе Ст.15, п.п.1.1. проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Получается, что при расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде даже СанПиН СССР могут применяться, если только в них есть требования и они не отменены (заменены) в установленном порядке.
Например, СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88. Данный документ применяется с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-27).
В соответствии с документами Верховного суда РФ СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Также ВС РФ указывает на то, что согласно постановления Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 06 февраля 1992 г. N 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации до принятия соответствующих нормативных актов.
Исходя из ссылок на НПА в документах ВС РФ чиновники в праве проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, не противоречащих санитарному законодательству Российской Федерации, до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации.
.
- Вложения
-
- Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881.rtf
- (120.1 КБ) 777 скачиваний
-
- Постановление Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 06.02.1992 N 1.rtf
- (94.14 КБ) 538 скачиваний
-
- Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-27.rtf
- (130.6 КБ) 707 скачиваний
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Поступил ответ № И-100460 от 26.10.2015: Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в Аппарат Правительства Российской Федерации, рассмотрено и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено в Роспотребнадзор. Отдел по работе с обращениями граждан.seergy писал(а):Как получу ответ, сообщуСпойлер
П. 10 "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, предусмотрено, что сроки действия санитарных правил (далее - СП) устанавливаются на срок не более 10 лет с возможностью продления их на срок не более 5 лет. По мнению различных судебных коллегий (апелляционные определения Кемеровского областного суда от 15.08.2012 по делу N 33-7682, Красноярского краевого суда от 23.10.2013 по делу N 33-10171/2013, Курганского областного суда от 23.06.2015 по делу N 33-1790/2015, Свердловского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-8669/2015, постановление 17 ААС от 17.04.2008 N 17АП-1888/2008-АК по делу N А60-832/2008, постановление ФАС СЗО от 02.12.2003 N А66-3919-03) СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны, применяются в случае, если: а) существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении СанПиН не применены; б) в данных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта; в)правила не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы; г) содержание СанПиН и СП не противоречит требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и действующему законодательству РФ. Пунктом 1.1 статьи 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ регламентировано, что при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должностные лица (служащие) не в праве проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ.
Прошу разъяснить следующие вопросы.
1. Допускается ли применение СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны на срок не более 5 лет и при каких условиях?
2. Применяются ли в РФ с 15.10.2014 (с момента вступления в силу п. 1.1 ст.15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) СП, принятые в 90-х и 2000-х г.г. в РФ и несоответствующие п. 10 Положения.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Ответ РОСПОТРЕБНАДЗОРА схож с мнением большинства: санитарные нормы действует при условии, что не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы, не противоречат действующему законодательству РФseergy писал(а): Написал обращение (№ 1195578) в адрес Правительства Российской Федерации
П. 10 "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, предусмотрено, что сроки действия санитарных правил (далее - СП) устанавливаются на срок не более 10 лет с возможностью продления их на срок не более 5 лет. По мнению различных судебных коллегий (апелляционные определения Кемеровского областного суда от 15.08.2012 по делу N 33-7682, Красноярского краевого суда от 23.10.2013 по делу N 33-10171/2013, Курганского областного суда от 23.06.2015 по делу N 33-1790/2015, Свердловского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-8669/2015, постановление 17 ААС от 17.04.2008 N 17АП-1888/2008-АК по делу N А60-832/2008, постановление ФАС СЗО от 02.12.2003 N А66-3919-03) СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны, применяются в случае, если: а) существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении СанПиН не применены; б) в данных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта; в)правила не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же вопросы; г) содержание СанПиН и СП не противоречит требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и действующему законодательству РФ. Пунктом 1.1 статьи 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ регламентировано, что при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должностные лица (служащие) не в праве проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ.
Прошу разъяснить следующие вопросы.
1. Допускается ли применение СП, сроки действия которых превышают 10 лет и не продлёны на срок не более 5 лет и при каких условиях?
2. Применяются ли в РФ с 15.10.2014 (с момента вступления в силу п. 1.1 ст.15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) СП, принятые в 90-х и 2000-х г.г. в РФ и несоответствующие п. 10 Положения.
Как получу ответ, сообщу
- Вложения
-
- Ответ РПН о СанПиН.pdf
- (1.28 МБ) 721 скачивание
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
Автор темы
- Модератор
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
- Награды: 11
- Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
- Благодарил (а): 1190 раз
- Поблагодарили: 1779 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Спойлер
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросу действия санитарных правил и сообщает, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N КАС11-128 в случае, если санитарные правила в установленном порядке не отменялись, а срок при утверждении санитарных правил не установлен, данные санитарные правила являются действующим нормативным правовым актом.
Одновременно сообщаем, что санитарные правила ежегодно актуализируются в соответствии с Планом разработки (пересмотра) нормативных правовых актов санитарного законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проекты актуализированных санитарных правил размещаются на официальном сайте regulation.gov.ru для их публичного обсуждения, в период которого принимаются и рассматриваются замечания и предложения от всех заинтересованных лиц и организаций.
Статс-секретарь -
заместитель руководителя
М.С.Орлов
Одновременно сообщаем, что санитарные правила ежегодно актуализируются в соответствии с Планом разработки (пересмотра) нормативных правовых актов санитарного законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проекты актуализированных санитарных правил размещаются на официальном сайте regulation.gov.ru для их публичного обсуждения, в период которого принимаются и рассматриваются замечания и предложения от всех заинтересованных лиц и организаций.
Статс-секретарь -
заместитель руководителя
М.С.Орлов
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ).
И вот не пойму - можно ли ссылаться при обращении к органом исполнительной власти на вступившие в законную силу постановления и законные распоряжения любых судебных инстанций или только на решения высших судов, которые окончательны и не подлежат обжалованию.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
-
- Эколог
- Сообщения: 588
- Зарегистрирован: 20 окт 2015, 04:31
- Награды: 2
- Откуда: Иркутск
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 87 раз
Re: О действии СанПиН после 10 лет с момента опубликования
Совет Федерации одобрил федеральный закон, вносящий изменения в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Изменения направлены на совершенствование процедур контрольно-надзорной деятельности органов власти и разработаны Минэкономразвития России в рамках реализации поручений Президента и Правительства РФ, в том числе Плана действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, и Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы.
Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев считает, что одобренный парламентом комплекс мер направлен, прежде всего, на снижение административного давления на бизнес, призван уменьшить количество необоснованных проверок, повысить прозрачность работы и требований контрольных органов.
Одна из наиболее ожидаемых представителями бизнеса новаций - исключение из действующего закона положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Новая редакция обязывает контрольно-надзорные органы обосновать установление законодательством РФ обязательности применения конкретных актов советского периода.
Вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов.
Вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов), с помощью которых может быть ограничен предмет проверки. Их применение упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств.
Закон закрепляет институт профилактических мероприятий. С его вступлением в силу каждый контрольно-надзорный орган будет обязан:
размещать на официальном сайте исчерпывающий перечень обязательных требований при проверках хозяйствующих субъектов,
рекомендовать мероприятия по соблюдению обязательных требований,
своевременно информировать деловое сообщество об изменениях правового регулирования,
проводить регулярные обобщения и добиваться единства контрольно-надзорной практики для применения единых подходов в работе своих территориальных подразделений.
Новый закон также вводит и регламентирует проведение осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мероприятий по контролю, что позволит снизить количество проверок как наиболее затратной для органов власти и хозяйствующих субъектов формы осуществления контрольно-надзорной деятельности, усилить роль профилактических мероприятий.
«Закон определяет общий статус для «бесконтактных» мероприятий по контролю, предусмотренных отраслевым законодательством. Это необходимо, чтобы органы контроля не могли под видом бесконтактных мероприятий проводить по сути обычные проверки и не соблюдать при этом установленные при проверках гарантии прав бизнеса. Если по итогам бесконтактных мероприятий будут выявлены признаки нарушений, орган контроля должен начинать настоящую проверку и обеспечивать все предусмотренные при её проведении гарантии прав предпринимателей», - отметил Олег Фомичев.
Закон устанавливает возможность проведения и такого мероприятия по контролю, как контрольная закупка, когда инспектору необходимо проверить соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности под видом клиента (потребителя услуги или товара). Замминистра пояснил, данный инструмент широко используется в настоящее время, например, налоговыми органами при проведении контроля применения контрольно-кассовой техники, а также контрольными органами при осуществлении контроля реализации товаров.
«Сейчас при проведении таких проверок, которые находятся на тонкой грани правовой определенности, гарантии защиты бизнеса отсутствуют. Предложенный же Правительством механизм устанавливает необходимые гарантии. Предусмотрено обязательное согласование проведения контрольной закупки с органами прокуратуры, внесение информации о ней в Единый реестр проверок. Возможность использования контрольной закупки должна быть предусмотрена отдельными федеральными законами, а сфера применения контрольной закупки ограничена продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг потребителям», - подчеркнул Олег Фомичев.
Для обеспечения отслеживания контрольно-надзорными органами признаков нарушений обязательных требований и превентивного реагирования, введена возможность использования соответствующими ведомствами индикаторов риска для отдельных видов государственного контроля (надзора). Это новый для большинства видов государственного контроля (надзора) инструмент, который предполагает определение признаков, обнаружение которых у проверяемого субъекта свидетельствует о высокой вероятности наличия нарушений. При обнаружении признаков нарушений у контролера появится право направлять предостережение, выполнение которого позволит хозяйствующему субъекту избежать возможной проверки.
Закон также предусматривает составление перечней видов федерального, регионального и муниципального контроля. С их помощью впоследствии будет проведена систематизация видов контроля как в целях их оптимизации, так и для обеспечения доведения информации до предпринимателей обо всех видах контроля, которые могут их затронуть.
Таким образом, принятые изменения в 294-ФЗ существенно расширяют гарантии защиты бизнеса от административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.
Предложенные законом новации согласованы с ведущими бизнес объединениями («Опора России», ТПП, РСПП) и заинтересованными федеральными контрольно-надзорными органами.
http://economy.gov.ru/minec/about/struc ... y/20160630
Изменения направлены на совершенствование процедур контрольно-надзорной деятельности органов власти и разработаны Минэкономразвития России в рамках реализации поручений Президента и Правительства РФ, в том числе Плана действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, и Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы.
Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев считает, что одобренный парламентом комплекс мер направлен, прежде всего, на снижение административного давления на бизнес, призван уменьшить количество необоснованных проверок, повысить прозрачность работы и требований контрольных органов.
Одна из наиболее ожидаемых представителями бизнеса новаций - исключение из действующего закона положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Новая редакция обязывает контрольно-надзорные органы обосновать установление законодательством РФ обязательности применения конкретных актов советского периода.
Вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов.
Вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов), с помощью которых может быть ограничен предмет проверки. Их применение упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств.
Закон закрепляет институт профилактических мероприятий. С его вступлением в силу каждый контрольно-надзорный орган будет обязан:
размещать на официальном сайте исчерпывающий перечень обязательных требований при проверках хозяйствующих субъектов,
рекомендовать мероприятия по соблюдению обязательных требований,
своевременно информировать деловое сообщество об изменениях правового регулирования,
проводить регулярные обобщения и добиваться единства контрольно-надзорной практики для применения единых подходов в работе своих территориальных подразделений.
Новый закон также вводит и регламентирует проведение осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мероприятий по контролю, что позволит снизить количество проверок как наиболее затратной для органов власти и хозяйствующих субъектов формы осуществления контрольно-надзорной деятельности, усилить роль профилактических мероприятий.
«Закон определяет общий статус для «бесконтактных» мероприятий по контролю, предусмотренных отраслевым законодательством. Это необходимо, чтобы органы контроля не могли под видом бесконтактных мероприятий проводить по сути обычные проверки и не соблюдать при этом установленные при проверках гарантии прав бизнеса. Если по итогам бесконтактных мероприятий будут выявлены признаки нарушений, орган контроля должен начинать настоящую проверку и обеспечивать все предусмотренные при её проведении гарантии прав предпринимателей», - отметил Олег Фомичев.
Закон устанавливает возможность проведения и такого мероприятия по контролю, как контрольная закупка, когда инспектору необходимо проверить соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности под видом клиента (потребителя услуги или товара). Замминистра пояснил, данный инструмент широко используется в настоящее время, например, налоговыми органами при проведении контроля применения контрольно-кассовой техники, а также контрольными органами при осуществлении контроля реализации товаров.
«Сейчас при проведении таких проверок, которые находятся на тонкой грани правовой определенности, гарантии защиты бизнеса отсутствуют. Предложенный же Правительством механизм устанавливает необходимые гарантии. Предусмотрено обязательное согласование проведения контрольной закупки с органами прокуратуры, внесение информации о ней в Единый реестр проверок. Возможность использования контрольной закупки должна быть предусмотрена отдельными федеральными законами, а сфера применения контрольной закупки ограничена продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг потребителям», - подчеркнул Олег Фомичев.
Для обеспечения отслеживания контрольно-надзорными органами признаков нарушений обязательных требований и превентивного реагирования, введена возможность использования соответствующими ведомствами индикаторов риска для отдельных видов государственного контроля (надзора). Это новый для большинства видов государственного контроля (надзора) инструмент, который предполагает определение признаков, обнаружение которых у проверяемого субъекта свидетельствует о высокой вероятности наличия нарушений. При обнаружении признаков нарушений у контролера появится право направлять предостережение, выполнение которого позволит хозяйствующему субъекту избежать возможной проверки.
Закон также предусматривает составление перечней видов федерального, регионального и муниципального контроля. С их помощью впоследствии будет проведена систематизация видов контроля как в целях их оптимизации, так и для обеспечения доведения информации до предпринимателей обо всех видах контроля, которые могут их затронуть.
Таким образом, принятые изменения в 294-ФЗ существенно расширяют гарантии защиты бизнеса от административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.
Предложенные законом новации согласованы с ведущими бизнес объединениями («Опора России», ТПП, РСПП) и заинтересованными федеральными контрольно-надзорными органами.
http://economy.gov.ru/minec/about/struc ... y/20160630