Страница 4 из 6

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 02 окт 2015, 17:36
nightroad
1. Необходимо получить замечание официально, как озвучено было в предыдущих постах.
2. an_koval, как эксперт узнал, что СЗЗ пересекаются? Осмелюсь предположить, что в каждом из проектов был показан второй проектируемый объект и показаны их СЗЗ с пересечением. В противном случае, у эксперта может даже и вопроса не возникло бы.
3. На каком расстоянии находятся промплощадки объектов или хотя бы на какую величину пересекаются их СЗЗ?

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 02 окт 2015, 20:04
eko-ksv
А как вы себе представляете встречу выбросов от 2-х объектов в пересечении 2-х зон влияния? Это что, ветер должен дуть в 2-х противоположных направлениях (навстречу друг другу) одновременно?
Это же не круги на воде.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 02 окт 2015, 22:06
masm0
eko-ksv писал(а):Это же не круги на воде.
eko-ksv, справедливости ради хочу заметить, что ветер никогда не дует прямо, а всегда по окружности: от самых малых радиусов до самых огромных. В огромных кругах есть более мелкие, в более мелких есть еще более мелкие и так далее пока не дойдет до уровня неделимого, то есть молекул. Короче — фрактал. Вы, написав пост, основываетесь на личном опыте: мол, никогда не видели ветра, которые дуют навстречу друг другу. Тогда вспомните, что такое тайфуны или смерчи. Невооружённым глазом видно, как сталкиваются потоки воздуха. eko-ksv, если ветер дует Вам в лицо, то это не значит, что он дует прямо. В средневековье и ранее неграмотные люди тоже основывались на своём опыте и считали, что земля плоская.

Я не большой знаток погодных явлений (не специалист в данном вопросе и не имею соответствующего образования), но то, что мне рассказали в 2002 году в ГГО, перевернуло моё понимание мироздания. Ситуация, когда два ветра дуют друг на друга, вполне возможна, но насколько она вероятна, я не знаю. Это и заложено в ОНД-86, как самая наихудшая из наихудших ситуаций.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 02 окт 2015, 22:29
eko-ksv
На счет ОНД-86 Вы как раз таки ошибаетесь. Он не предусматривает различные НМУ: приземные, приподнятые инверсионные слои и всякие там смерчи, торнадо и т.п. атмосферные катаклизмы (не путайте с наихудшими условиями рассеивания). При определении нормативов выбросов такие аномалии не учитываются, они учитываются в мероприятиях при НМУ, причем довольно примитивно: 3 режима с сокращением выбросов на 15-20, 20-40 и 40-60% соответственно.
Хотел бы еще добавить, что эксперты, как в прочем и проектировщики экологи, позволяют себе вольную трактовку определению «фоновая концентрация». Дословно, согласно р.9.8.1. РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы.-М.:Госкомгидромет,91.»: «Фоновая концентрация вредного вещества (фон) является характеристикой загрязнения атмосферы, создаваемого всеми источниками выбросов на рассматриваемой территории, исключая источник, для которого определяется фоновая концентрация. В соответствии с [3, 6] и нормативами расчета максимальных концентраций за фоновую концентрацию принимается статистически достоверная максимальная разовая концентрация примеси (средняя за 20 мин), значение которой превышается в 5% случаев.».
И еще: р.9.8.2. «Число наблюдений за концентрацией примеси на одном посту за пять лет должно быть не менее 800. Расчет фона на всех постах по одной примеси производится по данным наблюдений за один и тот же период. Если в городе наблюдения за уровнем загрязнения выполняются в течение 5 лет ежегодно в разных точках города по сокращенной программе и количество наблюдений за год в целом по городу более 200, может быть рассчитано ориентировочное значение фона для города.».
Т.е. фоновая концентрация является величиной расчетной (не разовый замер), полученной по данным не менее 800 наблюдений в течение 5 лет и обработанных методом математической статистики.
Второй способ определения фоновой концентрации указан в р.7 ОНД-86, который основывается на сводных расчетах рассеивания по данным общегородской инвентаризации выбросов.
Поэтому требование эксперта учитывать выбросы соседнего предприятия в качестве фона незаконно.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 07 окт 2015, 15:42
an_koval
nightroad , площадки находятся на расстоянии 800 м друг от друга, получилось, что одно предприятие находится в санзоне другого.
История закончилась тем, что эксперт так и не сослалась ни на какие нормативные данные, ее устроил только расчет рассеивания для 2-х площадок.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 26 фев 2016, 01:40
Потапова Юлия
Добрый вечер, коллеги! Проверяющая потребовала сделать расчет рассеивания для предприятия по деревообработке с учетом фона по взвешенным веществам (из справки Гидромета). На закономерное замечание, что НИИ Атмосфера выпустила письмо с пояснениями, что данный фон относится не к веществу с кодом 2902 а к суммации взвешенных веществ и данная суммация не действующая, эксперт ответила, что письма НИИ Атмосфра ее вообще не волнуют, т.к. носят рекомендательный характер, а если мы не хотим считать суммацию, то должны учесть выбросы всех предприятий, попадающих в СЗЗ или в СЗЗ которых попадает рассматриваемое предприятие.
Вопрос такой: как грамотно отказаться от подобного расчета и чем обосновать, что ее требование безумие неправомерно?

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 26 фев 2016, 11:37
Лёха
Потапова Юлия, нет ГН на взвешенные (сумму твёрдых) и это не прихоть НИИ Атмосфера

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 27 фев 2016, 02:42
Потапова Юлия
То, что ГН нет, это понятно. Она же требует в таком случае посчитать рассеивание по всем веществам, где концентрация получилась больше 0,1ПДК (пыль древесная, взвешенные вещества и т.п.) с учетом выбросов ВСЕХ предприятий, попадающих в СЗЗ данного предприятия.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 29 фев 2016, 11:33
Лёха
с учетом выбросов ВСЕХ предприятий, попадающих в СЗЗ данного предприятия.
Спойлер
В силу ст. 5. Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно указанному Постановлению от от 6 июня 2013 г. №477 Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды также был определен указанным Постановлением №477.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды до 21.06.2013г. осуществляется Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений. Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Основной задачей государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды является, в том числе, предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния; организация согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений.
Законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.
Кроме того, согласно примечанию к п.7.2 ОНД-86 фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.
Далее в п. 7.6 ОНД-86 речь идет о том, каким образом может быть рассчитана фоновая концентрация при отсутствии ведения наблюдения, а именно разъяснено, что учет фоновой концентрации может быть основан на использовании данных инвентаризации выбросов и результатов расчетов по формулам настоящего ОНД или приближенно по формулам п. 7.8.
При этом положение п. 7.6 ОНД-86 не отменяет положение п. 7.2 ОНД-86 в части указания на лицо (орган государственной власти), обязанное установить фоновую концентрацию.
Вместе с тем, сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. Сводные расчеты загрязнения атмосферы подлежат использованию при решении задач, связанных, в том числе, с нормированием параметров выбросов источников загрязнения атмосферы.
Руководство работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории субъектов РФ осуществляется территориальными органами Росприроднадзора или по их поручению специализированными организациями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В качестве Исполнителей следует привлекать на конкурсной основе организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работы по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимой компьютерной техникой.
Общее методическое обеспечение работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы осуществляется Научно-исследовательским институтом по охране атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера).
В письме ОАО НИИ «Атмосфера» от 26.06.2013 г. № 1-1261/13-0-1 (т. 1 л.д. 104) изложена аналогичная позиция, согласно которой данными о расчетном фоновом загрязнении должен располагать Росприроднадзор.
В действующих нормативных актах содержится источник получения информации по фоновым концентрациям по городу - Росгидромет и источник получения информации по расчетным концентрациям - из сводных расчетов загрязнения атмосферы города.
Таким образом, при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, представляемых Росгидрометом на основе наблюдений на сети мониторинга загрязнения атмосферы или данных, полученных на основе результатов сводных расчетов выбросами промышленности и автотранспорта, учет фона при нормировании выбросов не мог быть осуществлен природопользователем или лицом представляющим его интересы в силу причин, не зависящих от его воли.
Тот факт, что природопользователь или лицо представляющее его интересы до момента обращения с заявлением об установлении нормативов ПДВ не обращалось с официальным запросом о предоставлении данных осводных расчетах в Управление Росприроднадзора, не свидетельствует о законности требования Управления самостоятельно произвести обществом необходимые расчеты при отсутствии проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы населенного пункта выбросами промышленности и автотранспорта как основание для получения необходимых данных.
Мнение Управления о том, что для учета фонового загрязнения при разработке проекта ПДВ для предприятия достаточно данных инвентаризации соседствующих предприятий также не основано на законе.
Кроме того, необходимо принять во внимание позицию Минприроды России, в том числе, изложенную в письме от 17.09.2013г. № 12-47/17928 (т. 2 л.д. 72-73), согласно которой в случае отсутствия в органах, подведомственных Росгидромету, необходимых данных наблюдений, фоновое загрязнение может быть рассчитано организацией, имеющей лицензию Росгидромета на проведение соответствующих работ. Данные для этого предоставляются Управлением Росприроднадзора. При этом в письме указано, что при таких обстоятельствах, учет фонового загрязнения может быть возложен на территориальные органы Росприроднадзора.

Re: Учет выбросов от соседних предприятий

Добавлено: 02 мар 2016, 01:37
Потапова Юлия
Новый вопрос от проверяющей, все по той же суммации: "А когда была отменена эта суммация? У нас тут все считают суммацию 6000, а Вы не посчитали, может у Вас программа неправильная?" Я в шоке! Подскажите, пожалуйста, когда была отменена эта суммация взвешенных веществ?Может приказ есть какой на эту тему?