СЗЗ и санитарный разрыв

Разница между СЗЗ и сан. разрывом

Обсуждаем вопросы связанные с СЗЗ

Модераторы: sveta-eko, PhILiN


Автор темы
Vesta
Новичок
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 05 янв 2011, 16:13
Благодарил (а): 14 раз

СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение Vesta »

Обьясните мне пожалуйста, чем отличается СЗЗ от санитарного разрыва. Какой то принципиальный критерий есть или нет?

mrdim20
Эколог
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 мар 2007, 13:50
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 24 раза

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение mrdim20 »

У железной дороги есть еще 100 м зона, в которой нельзя размещать жилые дома без соответствующего обоснования - замеров (расчетов) вибрации и необходимых мероприятий.

VadimV

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2283
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 04:20
Награды: 2
Благодарил (а): 312 раз
Поблагодарили: 319 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение VadimV »

ro_ писал(а):
VadimV писал(а): Санпину режим для санразрыва не исключает нахождения там жилья
Не могу понять, тогда какой смысл он вообще в себе несет? Из какого пункта СуперСанПиНа это следует?
VadimV писал(а): есть письмо федералов в котором написано что не выдают
Разместите, пожалуйста.
Роман, так уже ж обсуждали это. http://forum.integral.ru/viewtopic.php? ... B2#p108575
Там и письмо есть. Я с его помощью уже получал в местном Роспотребнадзоре и железнодорожном похожие письма. Заказчикам хватало.

Отправлено спустя 4 минуты 41 секунду:
Екатерин писал(а): VadimV, скажите, а расчетные точки нужно брать на протяжении всей железной дороги или можно только на нормируемых территориях, которые пересекает ж.д.? т.е. разрыв устанавливается на всей протяженности или на ближайших поселках например? А по факту заказчику нужен отдельный томик по сан. разрывам в составе проектной документации, для экологической экспертизы.
Я могу только сказать как бы я сам делал). Я бы брал по всей протяженности полосы отвода (земельного участка) - поскольку в последующем там же тоже может появляться жилая застройка, получал изолинии, и по границам изолинии по шуму (45 дБ если это пути с круглосуточным движением) рисовал границу разрыва. Если есть возможность применить экран - я б ее использовал, поскольку экспертам это нравится - типа забота о людях.

Екатерин
Эколог
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 22 июл 2014, 16:57
Благодарил (а): 34 раза
Контактная информация:

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение Екатерин »

Санитарный разрыв для железной дороги определяется только по эквивалентному уровню шума? для чего тогда считаем еще и максимальный???
Аватара пользователя

natalya.ptichkina
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 09:34
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение natalya.ptichkina »

В связи с тем, что шум от жд транспорта характеризуется эквивалентным и максимальным уровнем звука, соответственно и нормировать необходимо по этим двум уровням. В Таблице 3 СН2.2.4/2.1.8.562-96
приведены допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки

Видела по проекту такое замечание от Роспотребнадзора, цитирую: "Не представлены расчеты максимального шума с учетом суммарного воздействия всех источников. Выводы о том, что не требуется оценка акустического воздействия по максимальному шуму в дневное и ночное время не обоснованы".


seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1779 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение seergy »

В п. 8.20 СП 42.13330.2011 указана для железных дорог санитарно-защитная зона шириной не менее 100 м. и другие нюансы установления СЗЗ, об этом же говорит п. 2.2.3.4. ОСН 3.02.01-97, что явно противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который требует санитарный разрыв для жд путей.
Пункт 8.20 СП 42.13330.2011 включён в п. 30 "Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, т.е. обязателен к применению для обеспечения безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания) посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, включенных в данный перечень в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
ОСН 3.02.01-97 добровольно-применительный, полагаю как некий стандарт для структурных предприятий и подразделений Минтранса РФ.
Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям в соответствии ч. 5 ст. 49 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Получается, что эксперт для соблюдения требований Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, должен истребовать выполнение требований п. 8.20 СП 42.13330.2011 (в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений ст.1 ФЗ 384-ФЗ, а для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
По этой логике для жд устанавливается санитарный разрыв 100 м. вроде СЗЗ, который можно сократить при определённых условиях до 50 м.
Я считаю, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, принятый в рамках ФЗ 52-ФЗ должен регулировать этот вопрос, а не документ в области стандартизации и технический регламент.
Несмотря на письмо Роспотребнадзора о том, что для санразрывов автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена не требуется проект СЗЗ, в п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 чётко указано, что для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. И письмо не нормативный документ а разъяснение по конкретному вопросу,которое может быть ошибочно. Это пока до верховных судов не дойдёт однозначности не будет, да и то у нас не англосаксонское право, где основным источником права является прецедент.
Коллеги, что вы думаете по этому поводу? Как эксперту поступать в этой ситуации?
Спойлер
8.20 Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50 % площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
[spoiler=ОСН 3.02.01-97. Отраслевые строительные нормы. Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог"
(приняты Указанием МПС России от 24.11.1997 N С-1360у)]2.2.3.4. Железнодорожные пути следует отделять от жилой застройки городов и поселков санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от красной линии до оси крайнего пути. При размещении железных дорог в выемке, глубиной не менее 4 м, или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков можно принимать равной 50 м.
Расстояния от оси крайнего пути сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом объема грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередачи и связи; не менее 50% ширины санитарно-защитной зоны должно иметь зеленые насаждения.
При расположении железнодорожных путей на насыпи, высотой более 2 м, расстояние от оси пути до сооружений, не связанных с эксплуатацией, по условиям безопасности в случае аварии должно быть не менее 50 м.[/spoiler]
Спойлер
1.4. Санитарные правила устанавливают требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).2.1 Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

Ikari
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 янв 2006, 18:37
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение Ikari »

В нашей практики мы разрабатываем проект санитарного разрыва на основании СанПиНа.
Как сказал один из проверяющих в ЦГиЭ "ваши СП нам до лампочки, у нас есть свой СанПиН и мы даем заключение на соответствие СанПиНу, а у себя в разделе ООС можете что угодно писать, на основании чего угодно". После получения экспертного заключения по проекту санразрыва, как правило экспертиза ООС проходит без проблем: эксперт видит наличие экспертного заключения и приписку "выдача сан-эпид заключений не нужна см. письмо Роспотребнадзора от 25.06.2013 № 01/7199-13-31".

Поэтому эти коллизии разрешаются личным пристрастием того или иного проверяющего в меру своего разумения и никогда не знаешь как проверка на это посмотрит.

Отправлено спустя 9 минут 10 секунд:
непонятный СанПиН
Вот тут интересная версия СанПиНа. Обратите внимание на пункт 2.12.1
Спойлер
Для автомагистралей, линийжелезнодорожного транспорта и метрополитена устанавливаются санитарные разрывы.Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредноговоздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоныотдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработкипроекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретномслучае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха ифизических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.)
Не могу в своих базах нормативных документов найти именно такую редакцию. Откуда это? по тем справочным системам что есть у меня, в действующей редакции такого нет.

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1779 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение seergy »

Ikari писал(а): от тут интересная версия СанПиНа. Обратите внимание на пункт 2.12.1
 Пункт 2.12.1.
Для автомагистралей, линийжелезнодорожного транспорта и метрополитена устанавливаются санитарные разрывы.Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредноговоздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоныотдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработкипроекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретномслучае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха ифизических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.)

Не могу в своих базах нормативных документов найти именно такую редакцию. Откуда это? по тем справочным системам что есть у меня, в действующей редакции такого нет.
Это старая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 30.03.2003 г., которые введены взамен СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96.
Всего было 5 редакций с изменениями от 25.09.2007 г. (новая основная), 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г., 25 апреля 2014 г.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"
Аватара пользователя

Ikari
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 янв 2006, 18:37
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение Ikari »

Раз данные пункты были исключены, получается СЗЗ не равно санитарному разрыву но проект санразрыва разрабатывать нужно.

seergy

Самый полезный участник форума Звезда за развитие Медаль за развитие Орден за помощь Звезда за помощь
Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 07 фев 2007, 16:14
Награды: 11
Откуда: Сургут, ХМАО-Югра
Благодарил (а): 1190 раз
Поблагодарили: 1779 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение seergy »

Ikari писал(а): Раз данные пункты были исключены, получается СЗЗ не равно санитарному разрыву но проект санразрыва разрабатывать нужно.
В п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 чётко регламентировано, что для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены рекомендуемые разрывы разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Однако, можно прикрываться письмами Роспотребнадзора от 25.06.2013 N 01/7199-13-31 "О рассмотрении обращения" и от 26.12.2012 N 01/14992-12-27 "О применении разъяснений Роспотребнадзора", согласно которым разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются обязательными для применения территориальными органами Роспотребнадзора о том, что выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарного разрыва от опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) законодательством РФ не предусмотрена.
Полагаю, что величина сан. разрыва может устанавливаться в разделе 7 ООС или разделе 12 Иная документация (проект санитарного разрыва) в составе проектной документации в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.), а после ввода объекта в эксплуатацию определяться проведением натурных исследований и измерений.
Вот только главой 4 установление размеров сан. разрыва также не предусмотрено, например, как в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) регламентирует, что устанавливаются следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах, которое подлежит официальной регистрации (внесение в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации), как указал Роспотребнадзор в письме от 18.06.2015 № 01_6968-15-32. Сами земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (данный вопрос регулируют п.п. 5.1-5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом все ограничения прав в СЗЗ подлежат возмещению в полном объеме, как убытки, в том числе возмещение упущенной выгоды. (см. ч. 5 ст. 11.9 ЗК РФ, п.п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ, ст. 57 ЗК РФ ч. 3 ст. 87 ЗК РФ).
Также получается, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для санитарного разрыва не установлены ограничения, как для СЗЗ, а значит нет и ограничения прав на землю в санитарном разрыве (санитарной полосе отчуждения).

Спойлер
Издаваемые Роспотребнадзором официальные разъяснения, не создавая новых правовых норм, осуществляют уточнение и конкретизацию действующих актов в целях их реализации, являясь тем самым их составной частью, служащей важным средством правильного применения норм права путем устанавливаемых разъяснениями организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
На основании изложенного сообщаем, что разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются обязательными для применения территориальными органами Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Спойлер
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросу необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарного разрыва от железнодорожной линии и сообщает.

Требования к санитарным разрывам от опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) установлены Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74.

В соответствии с пунктом 2.6 указанных санитарных правил санитарный разрыв представляет собой расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов, устанавливаемый для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Размеры рекомендуемых минимальных разрывов устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к указанным санитарным правилам.

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарного разрыва от опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) законодательством Российской Федерации не предусмотрена.


Заместитель руководителя
А.Ю.ПОПОВА
Последний раз редактировалось seergy 20 апр 2016, 06:35, всего редактировалось 1 раз.
Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку "Поблагодарить за сообщение автора"

VadimV

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2283
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 04:20
Награды: 2
Благодарил (а): 312 раз
Поблагодарили: 319 раз

Re: СЗЗ и санитарный разрыв

Сообщение VadimV »

seergy писал(а): Также получается, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для санитарного разрыва не установлены ограничения, как для СЗЗ, а значит ограничения прав на землю в санитарном разрыве (санитарной полосе отчуждения).
Выделил главное - для будущих поколений).

Ответить

Вернуться в «СЗЗ - санитарно защитная зона»

Форум для экологов : Отказ от ответственности