Археологические исследования по ФЗ-73

Темы посвященные инженерно-экологическим изыскания

Модераторы: ГЭТИ, андрей59


Автор темы
андрей59

Маэстро изысканий Медаль за развитие Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 08 авг 2012, 08:49
Награды: 6
Благодарил (а): 116 раз
Поблагодарили: 212 раз

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение андрей59 » 02 май 2017, 11:14

А я ничего не говорю, что должно быть что-то новое
Интересен тот факт, что само Министерство дает рекомендательную трактовку своего "любимого" Федерального закона № 73-ФЗ.
Многие наверное сейчас подумают, типа рекомендуем, но не обязываем, но это письмо по идее как филькина грамота, никуда не пришьешь получается, но сам факт очень занимателен.
А автор обращения наверное пытался какую-то ясность получить, а госорган опять как всегда в своем репертуаре...ничего толком и не объяснил...и опять непонятки, недомоловки....разбирайтесь сами...



ГЭТИ

Медаль за развитие Звезда за помощь Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 05 май 2013, 13:44
Награды: 5
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 90 раз
Поблагодарили: 444 раза
Контактная информация:

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение ГЭТИ » 02 май 2017, 12:18

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан полностью выполнило рекомендации Минкультуры РФ от 02.11.2016 (а их мы уже совместно просматривали - андрей59 -> Re: Справки для инженерно-экологических изысканий). Чего же плохого в соблюдении предусмотренных требований вертикали власти?
Если это сообщение кому-то помогло - берите и используйте не стесняясь.

Аватара пользователя

ВалерийИ
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 сен 2017, 12:06
Откуда: Архангельск
Поблагодарили: 2 раза

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение ВалерийИ » 07 сен 2017, 12:13

Я понимаю Закон следующим образом.

Часть 1 статьи 36:
Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Таким образом, законодатель указал, что проектирование и строительство может осуществляться без ограничений при отсутствии на территории объектов культурного наследия уже включенных в реестр, а также при отсутствии объектов, заведомо обладающими признаками объекта культурного наследия. Здесь еще не идет речь об имении или неимении органом охраны объектов культурного наследия данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия. «Презумпция невиновности» застройщика пока еще соблюдается.
За одним исключением, а именно, в случае проведения работ, указанных в статье 30 Федерального закона. Иные работы осуществлять можно!!!

Анализируем статью 30-ю. Она называется - «Объекты историко-культурной экспертизы». Смотрим, на какой объект историко-культурной экспертизы может сослаться орган охраны объектов культурного наследия, если он не имеет данных об отсутствии на территории выявленных объектов культурного наследия, или признаков возможного наличия таких объектов. Это только абзац второй:
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Здесь ключевое слово «земли». Именно земли лесного фонда являются объектом историко-культурной экспертизы. Отсюда следует вывод, что отсутствие сведений об объектах культурного наследия требует проведения археологических исследований, а в последствие историко-культурной экспертизы только для земель лесного фонда. Из смысла Федерального закона «иные работы» не являются объектом историко-культурной экспертизы, следовательно, земли на иных территориях, в частности земли поселений, не могут являться объектом историко-культурной экспертизы.

При этом все становится понятным и с логической точки зрения. Почему нужны археологические исследования при строительстве на землях лесного фонда? Считается, что Homo sapiens появились около 200 000 лет назад. В лесах, которые никогда не обследовались, могут быть обнаружены какие угодно артефакты. При изысканиях для строительства на землях лесного фонда, а это, как правило, линейные объекты: линии электропередач, газо- и нефтепроводы, автомобильные и железные дороги, археологические исследования в составе инженерно-экологических изысканиях вполне уместны.

Считаю, что побуждение застройщиков выполнять археологические исследования при строительстве на территориях поселений при отсутствии на территории объектов культурного наследия уже включенных в реестр, а также объектов, заведомо обладающими признаками объекта культурного наследия, является следствием неправильного толкования положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.


ГЭТИ

Медаль за развитие Звезда за помощь Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 05 май 2013, 13:44
Награды: 5
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 90 раз
Поблагодарили: 444 раза
Контактная информация:

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение ГЭТИ » 07 сен 2017, 13:05

ВалерийИ писал(а): Считаю, что побуждение застройщиков выполнять археологические исследования при строительстве на территориях поселений при отсутствии на территории объектов культурного наследия уже включенных в реестр, а также объектов, заведомо обладающими признаками объекта культурного наследия, является следствием неправильного толкования положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Если у вас уже есть подобные исследования и они зарегистрированы, а их результаты что то определили по отсутствию выявленных либо с признаками ОКН, а также нет перекрытия защитными либо охранными зонами ОКН, то вам никто и не напишет, что надо, что то делать еще. А если данных нет - кто будет ответственно утверждать - "ТАМ НИЧЕГО НЕТ"? Поэтому, как угодно можете считать, но без четкой, однозначно читаемой, информации органа, уполномоченного за охрану ОКН - об отсутствии наличия в пределах района размещения объектов капитального строительства и в зоне их влияния - объектов, поставленных на охрану, а также выявленных объектов культурного наследия, в том числе объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, их охранных зон и сведений об установленных ограничениях на ведение хозяйственной деятельности - чреваты нарушением требований ФЗ-73, а также отступлением от требования п. 8.5.1 СП 47.13330-2012, входящего в ПП РФ 1521. А за нарушение самого, вами обсуждаемого, Федерального закона согласно его статье 61 должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хотите поиграть - иск в суд и вперед.. Потом не забудьте рассказать, чем все закончится...
Если это сообщение кому-то помогло - берите и используйте не стесняясь.


yulia_999
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 17:12
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение yulia_999 » 07 сен 2017, 13:42

ВалерийИ, а как же ст.28 Государственная историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:
...в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
?



Автор темы
андрей59

Маэстро изысканий Медаль за развитие Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 08 авг 2012, 08:49
Награды: 6
Благодарил (а): 116 раз
Поблагодарили: 212 раз

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение андрей59 » 19 дек 2017, 09:08

Добрый день!
Сделали запрос про наличие (отсутствие) ОКН и получили такой ответ:
"ОКН, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, выявленные объекты культурного наследия отсутствуют. Сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Минкульутры не располагает. В непосредственной близости расположен ОКН федерального значения, у которого установлены границы территории объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 5.1 Фз № 73 в границах территории ОКН запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды ОКН."
И ни слова про историко-культурную экспертизу - вот в чем вопрос!!! Типа оставили на наше усмотрение что ли? Можете прокомментировать данное письмо? Что дальше делать? Вроде как бы указаний на проведение историко-культурной экспертизы нет, но по законодательству вроде надо делать...вернее на стадии проект сделать раздел в проект по мероприятиям наверное...


ГЭТИ

Медаль за развитие Звезда за помощь Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 05 май 2013, 13:44
Награды: 5
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 90 раз
Поблагодарили: 444 раза
Контактная информация:

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение ГЭТИ » 19 дек 2017, 11:08

андрей59, у вас надо оценивать два аспекта: 1- есть ли объекты, обладающие признаками ОКН на самом участке; 2- есть ли ограничения на ваш участок от защитных зон смежного ОКН.
По первому аспекту - нужны археологические исследования, видимо с открытым листом и последующей ГИКЭ.
По второму аспекту - речь идет о защитных зонах смежного объекта культурного наследия. Следует руководствоваться статьей 34.1 ФЗ-73. Ограничений от самого зарегистрированного ОКН, непосредственно расположенного вблизи вашего участка нет (что подтверждено полученным письмом), но от такого ОКН с установленными границами территории устанавливаются защитные зоны.Согласно п.3 статьи 34.1 ФЗ-73 границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;
2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
В вашем случае - надо найти координаты границ установленной территории смежного ОКН (публикуют в приказе об установлении границ), определиться согласно вышеотмеченных критериев с размером его защитной зоны и далее смотреть - как она налегает (или не налегает) на ваш участок. Затем, в зависимости от полученного результата и назначения проектируемых зданий, сооружений, учесть ограничения, перечисленные для защитных зон ОКН в статье 34.1 ФЗ-73. При этом никаких ГИКЭ по отношению к защитным зонам на мой взгляд не надо, единственное рекомендую - полученные расчёты с контуром защитной зоны направить в уполномоченный региональный орган Госохранкультуры и запросить от них подтверждения о наличии или отсутствии связи вашего участка с защитными зонами ОКН смежного объекта, а также просить чтобы указали об отношении самих проектируемых зданий и сооружений к выделенной вами защитной зоне. Правда, последнее вряд ли удасться получить - они будут говорить, что отвечают за участки, а не территории под самими объектами. Но мне как то улыбнулось доказать необходимость такого подтверждения уполномоченной структуры, так как это требовала ГГЭ.
Если это сообщение кому-то помогло - берите и используйте не стесняясь.


Автор темы
андрей59

Маэстро изысканий Медаль за развитие Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 08 авг 2012, 08:49
Награды: 6
Благодарил (а): 116 раз
Поблагодарили: 212 раз

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение андрей59 » 20 дек 2017, 08:38

В принципе меня посетили точно такие же мысли, просто хотел извне услышать, может что то упускаю из вида.
Первый раз встречаем письмо из Минкульутры, чтобы не прописывали проведение ИКЭ!!!!

Аватара пользователя

ВалерийИ
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 сен 2017, 12:06
Откуда: Архангельск
Поблагодарили: 2 раза

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение ВалерийИ » 22 дек 2017, 12:30

Судебная практика свидетельствует в пользу того, что историко-культурная экспертиза должна проводиться только при наличии достоверных оснований для проведения такой экспертизы:
– Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 19 января 2016 года № 02АП-10445/2015 по делу № А28-8796/2015 пришел к выводу, что нормы Закона № 73-ФЗ не содержат императивных требований о проведении застройщиком земельного участка историко-культурной экспертизы. Общество обратилось в суд с заявлением о признании предписания Министерства культуры субъекта РФ о приостановлении земляных и строительных работ по строительству многоквартирного жилого дома. Ответчик в суде пояснил, что Министерство не имеет сведений об отсутствии на спорном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Для обнаружения таких объектов необходимо проведение застройщиком за свой счет историко-культурной экспертизы земельного участка. Суд пришел к следующему выводу: доводы Министерства о том, что застройщик до проведения работ на земельном участке обязан убедиться, что на данном земельном участке отсутствуют объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений Закона № 73-ФЗ. Суд оставил без изменения решение суда первой инстанции о признании недействительным предписания Министерства.
– Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 15 ноября 2016 года № Ф07-9245/2016 по делу № А56-2177/2016 по формальному признаку отказал истцу в иске об оспаривании ненормативного правового акта, не признав письмо Комитета по культуре таким актом. Застройщиком было оспорено письмо Комитета, написанное по форме приложения № 2 письма Минкульта России от 02 ноября 2016 года № 337-01-39-НМ. В решении суда отмечено, что письмо Комитета носит информационный характер, не обладает властно-распорядительными свойствами, каких-либо предписаний в себе не содержит. При таких обстоятельствах (независимо от того или иного решения вопроса о необходимости проведения историко-культурной экспертизы земельного участка) правовые основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Тем не менее, суд пришел к выводу, что системное толкование пункта 1 статьи 31 ФЗ № 73-ФЗ (в единстве с положениями статей 28 и 36 ФЗ № 73-ФЗ) не исключает проведение историко-культурной экспертизы земельного участка после утверждения градостроительных регламентов при наличии к тому оснований, для защиты общественных отношений, связанных с охраной объектов культурного наследия. При этом вопрос о необходимости проведения историко-культурной экспертизы подлежит разрешению в зависимости от наличия достоверных сведений о наличии или отсутствии на данном земельном участке объектов культурного наследия. Тем самым суд подтвердил незаконность изложенных в письме Комитета положений.
Таким образом, суды отменяют ненормативные правовые акты в виде предписаний органов охраны культурного наследия. Следует полагать, что будут отменяться отрицательные заключения государственной экспертизы, отказы в выдаче разрешения на строительство, отказы о выдаче заключения о соответствии построенного объекта техническим регламентам, отказы о вводе объекта в эксплуатацию, если такие отказы будут основаны на отсутствии историко-культурной экспертизы без достаточных оснований для проведения такой экспертизы. Суды не признают письма органов по охране культурного наследия юридически значимыми документами.


Автор темы
андрей59

Маэстро изысканий Медаль за развитие Медаль за помощь
Модератор
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 08 авг 2012, 08:49
Награды: 6
Благодарил (а): 116 раз
Поблагодарили: 212 раз

Re: Археологические исследования по ФЗ-73

Сообщение андрей59 » 22 дек 2017, 15:04

Вот и как сейчас поступать нам? Сомневаюсь, что Заказчики пойдут в суд с такими вопросами, им проще повесить это все на изыскателей.


Ответить

Вернуться в «Инженерные изыскания»

Форум для экологов : Отказ от ответственности