Программа мониторинга и ПЭК за животным миром

Модераторы: Kotucheny, Raccoon

Ответить

Автор темы
Cиний еж
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 12:27

Программа мониторинга и ПЭК за животным миром

Сообщение Cиний еж »

В замечаниях ГЭЭ возник вопрос, почему не представлены сведения о включении в состав Программы экологического мониторинга и производственного экологического контроля наблюдения за животным миром. Возможно, кто-либо сталкивался с такой проблемой? Хотелось бы увидеть пример подобного плана контроля :oops: Как оценить масштаб мероприятий в данном случае? На нашем объекте имеет место отчуждение территории около 100 га
Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5736
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2318 раз

Re: Программа мониторинга и ПЭК за животным миром

Сообщение Лёха »

http://www.regionvol.ru/photo/pdf/000001.pdf
http://www.midural.ru/ufiles/sved/ved_prog.pdf
Спойлер
В соответствии с законодательством, при строительстве объектов, их эксплуатации и в постэксплуатационный период необходимо осуществлять производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Целью производственного экологического мониторинга является контроль экологического состояния окружающей среды в зоне влияния строительства и эксплуатации объекта путем сбора измерительных данных, их комплексной обработки и анализа, для оценки ситуации и принятия управленческих решений.
Производственный экологический мониторинг включает в себя три этапа работ:
1) фоновый мониторинг (оценка состояния природных компонентов до начала строительства);
2) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период строительства;
3) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период эксплуатации объекта строительства.
В задачи производственного экологического мониторинга входит:
осуществление наблюдений за техногенным воздействием на компоненты природной среды при строительстве объектов, их эксплуатации и постэксплуатационном периоде;
анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных;
оценка изменений состояния компонентов природной среды в результате техногенных воздействий;
Результаты производственного экологического мониторинга используются в целях:
контроля соответствия воздействия строительства и эксплуатации объекта на различные компоненты природной среды предельно допустимым нормативным нагрузкам;
контроля соответствия состояния компонентов природной среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам;
разработки и внедрения мер по охране окружающей среды.
Объектами производственного экологического мониторинга являются:
выбросы организованных и неорганизованных источников;
атмосферные осадки (снежный покров);
поверхностные воды;
донные отложения;
почвенный покров;
растительный покров;
животный мир.

Основными источниками воздействия на объекты мониторинга являются строительная техника и транспортные средства, временные объекты, обслуживающие строительство, объекты сопутствующей инфраструктуры, производственные работы всех перечисленных объектов, нахождение людей в зоне строительства и прилегающей к ней территории, последующая эксплуатация оставшихся объектов после завершения строительства.
При проведении производственного экологического мониторинга следует учитывать, что воздействия на компоненты природной среды в процессе строительства значительно больше, чем во время эксплуатации объекта, а для объективной оценки масштаба негативных воздействий необходима оценка состояния природных компонентов до начала строительства – фоновый мониторинг. Иногда фоновый мониторинг проводится на сопредельных к строительству территориях, в случаях, если его невозможно было провести до начала строительных работ.
В настоящем документе предлагаются базовые принципы для подготовки программы ведения производственно-экологического мониторинга животного и растительного мира, разработанные Научным центром – «Охрана биоразнообразия» РАЕН.

Нормативная база ведения производственного экологического мониторинга (ПЭМ). Место в ПЭМ мониторинга животного и растительного мира

Понятие «производственный экологический мониторинг» в законодательстве не определено. Данное понятие носит собирательный характер. До недавнего времени Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] содержал понятие мониторинг окружающей среды. Однако в настоящее время он содержит нормы, посвященные лишь государственному экологическому мониторингу, под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, наблюдения за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Ряд отраслевых законов содержат нормы, обязывающие хозяйствующих и иных субъектов осуществлять те или иные мероприятия по наблюдению за состоянием отдельных компонентов природной среды, что позволяет применять обобщенное понятие – производственный экологический мониторинг. Подзаконные нормативные акты, принятые до принятия названного выше Закона об охране окружающей среды также содержат нормы, обязывающие хозяйствующих субъектов осуществлять мониторинг. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования не запрещает организациям природопользователям предусматривать охрану окружающей среды, при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности на основе нормативных актов таких организаций. При этом утвержденные локальные нормативные акты имеют обязательный характер для соответствующих субъектов.
Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утв. приказом Минприроды России от 09 февраля 1995 г. № 49[2], предусмотрено, что «для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.
Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.
Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.
Приказом МПР России от 06 февраля 2008 г. № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями»[3], предусмотрено требование для правообладателей водных объектов, согласно которому собственники водных объектов и водопользователи обязаны представить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.
Приказ МПР России от 21 мая 2001 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации»[4] предусматривает обязанность ведения объектного (локального) мониторинга состояния недр для недропользователей и иных субъектов хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
Согласно п. 8.1. Правил охраны вод от загрязнения при бурении скважин на морских нефтегазовых месторождениях. РД 153-39-031-98, утв. Минтопэнерго РФ 20 марта 1998 г.[5] организация, получившая лицензию на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, организует экологический мониторинг морской среды в районе предполагаемого бурения по программе, согласованной с территориальными природоохранными органами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»[6] пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В данном случае речь идет именно о пользователях, которые определены как граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром. В контексте деятельности субъектов по разведке и добыче углеводородов на континентальном шельфе не представляется возможным признавать таких субъектов пользователями объектов животного мира.
На федеральном уровне утверждены два документа (один из которых обязателен для применения), оперирующих понятиями производственного экологического мониторинга. В соответствии с Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утв. приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539[7] в документации, обосновывающей хозяйственную деятельность необходимо включать предложения по организации производственного экологического мониторинга. Данный документ не был зарегистрирован в Минюсте России и может применяться как документ рекомендательного характера.
Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии от 16 апреля 2000 г. № 31[8] в случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п. 1.5.). Таким образом, данная норма, единственная в федеральном законодательстве, предусматривающая обязательность для заказчика (исполнителя) разрабатывать программу экологического мониторинга при планировании хозяйственной деятельности, применительно к разработке месторождений углеводородного сырья.

В тоже время следует признать, что в настоящее время не существует императивных положений федерального законодательства, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды. Субъект-природопользователь недр на континентальном шельфе не имеет обязанностей проведения мониторинга объектов животного и растительного мира (водных биоресурсов).
Как указывалось выше обязательными документами в отношении проведения мониторинга объектов животного и растительного мира могут служить локальные нормативные акты юридических лиц. Например, в системе организаций ОАО «Газпром» действуют несколько таких актов, обозначающих данный вид мониторинга и регулирующих порядок его проведения:
1. Типовые технические требованиями на проектирование КС, ДКС и КС ПХГ. ВРД 39-1.8-055-2002, утв. ОАО «Газпром» от 26 февраля 2002 г.;
2. Регламент организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин ВРД 39-1.13-057-2002 Москва 2002;
3. Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО Газпром Производственный экологический контроль и мониторинг. Термины и определения СТО Газпром 2-1.19-214-2008;
4. СТО Газпром 2-1.19-415-2010 Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО "Газпром". Экологический мониторинг. Общие требования.
5. СТО Газпром 2-2.1-435-2010 Проектирование оснований, фундаментов, инженерной защиты и мониторинга объектов ОАО "Газпром" в условиях Крайнего Севера.
6. Производственный экологический мониторинг газовой промышленности. Технико-экономическое обоснование. Сводный том. Часть 2. Утв. пост. РАО "Газпром" от 08.06.95 № 51.
Согласно положениям данных документов производственный экологический мониторинг предусмотрен для всех компонентов природной среды, в том числе по объектам животного и растительного мира.

Базовые принципы мониторинга биотических компонентов (наземные позвоночные, местообитания животных, растительные сообщества, ихтиофауна, морские млекопитающие, птицы морской акватории)

Цель производственного экологического мониторинга. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) выполняется в соответствии с Программой экологического мониторинга, утверждаемой Заказчиком-застройщиком и согласованной с территориальными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
Организация работ по мониторингу осуществляется силами производственных подразделений Заказчика-застройщика с участием привлеченных изыскательских и исследовательских организаций, имеющих необходимую разрешительную документацию на требуемые виды деятельности.
Мониторинг животного мира и его местообитаний (далее – мониторинг) осуществляется с целью осуществления контроля их изменений, связанных со строительством и эксплуатацией хозяйственного объекта. Мониторинг обеспечивает своевременное выявление проблемных ситуаций, введение и снятие экологических ограничений, подтверждение эффективности природоохранных мероприятий, корректировку ущербов, природоохранных капиталовложений и компенсационных мероприятий.
Территориальные объекты мониторинга, периодичность работ. Мониторинг осуществляется на каждом объекте строительства во всех типах местообитаний на территории строительства, в зонах косвенного воздействия, а в ряде случаев и за пределами строительства - в аналогичных местообитаниях.
Изначальный этап работ – фоновый мониторинг, осуществляется до начала строительства объекта (в соответствии с техническим проектом строительных работ), а в исключительных случаях во время строительства – на аналогичных местообитаниях, прилегающих к зоне воздействия строительных работ и в зоне воздействия. В последующем мониторинг проводится ежегодно на всех стадиях строительства объекта, а в дальнейшем, на протяжении всего периода эксплуатации объекта – не реже одного раза в три года.
1. Последовательность проведения работ.
Выбор участков мониторинга, пунктов, маршрутов, точек наблюдений. Определяются на основе требований нормативно-технической документации программы экологического мониторинга и включают:
● Зоны воздействия каждого объекта строительства с указанием их площадей;
● Количество точек наблюдений и протяженность маршрутов, зависящие от разнообразия и доступности для обследования местообитаний животных.
Особое внимание уделяется оценке состояния животного мира и его местообитаний для наиболее ценных по богатству участков региона. Это, в первую очередь, долины и устья рек с богатым видовым разнообразием животного мира и растительных сообществ, овраги и береговые обрывы рек, участки мелководья, илистые литорали и приморские луга, акватории крупных озер и рек, и др. Такие участки часто привлекают наземных позвоночных для размножения или как места послегнездовых скоплений, кормежки и отдыха птиц в периоды весенних и осенних миграций. Особенно это касается редких животных и занесенных в Красные книги. Поэтому осуществлять строительство и последующую эксплуатацию хозяйственных объектов на подобных участках следует с особой осторожностью, по возможности сдвигая работы на менее уязвимые для животных сроки, уменьшая интенсивность и шумовое воздействие работ на животный мир, предотвращая уничтожение животных, гнезд с кладками и птенцов. Для этого необходимо регулярное проведение инструктажа всех участников строительных работ и последующей эксплуатации объекта, а также – повышение контроля соблюдения особой осторожности проведения работ.
Фоновый мониторинг. Проводится как одноразовое мероприятие в первый год работ по мониторингу – до начала строительства.
Мониторинг в период строительства. Планируется с момента начала строительства и до его завершения.
Мониторинг по окончанию строительства. Проводится не реже одного раза в три года на всех построенных объектах.
2. Объекты мониторинга. Наземные позвоночные, ихтиофауна, местообитания животных, состояние растительных сообществ. Повышенное внимание уделяется видам, занесенным в федеральную и региональную Красные книги. Особый объект мониторинга – местообитания животных, в первую очередь растительный покров и все виды антропогенных воздействий.
3. Сроки проведения мониторинга. В зависимости от региона строительства, для мигрирующих водоплавающих птиц – апрель – первая половина июня; для птиц в сезон размножения – с середины мая по середину июля, для мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных в сезон размножения – со второй половины июля по август; для морских млекопитающих в теплую половину года, для местообитаний – в период вегетации растений.
Таблица 1.
Содержание работ по мониторингу животного и растительного мира

Состав работ
Учеты водоплавающих птиц во время весеннего пролета
Обследования акватории, определение встречаемости морских млекопитающих.
Описания местообитаний на эталонных участках, анализ космоснимков.
Комплексные маршрутные учеты населения птиц
Учеты мелких млекопитающих
Учеты пресмыкающихся и земноводных
Специальный ихтиологический мониторинг, включая исследования кормовой базы рыб.
Выявление видов растений, занесенных в Красную книгу РФ и субъекта федерации
Оценка общего состояния геоботанических сообществ на эталонных участках.


4. Методическое обеспечение. Согласно перечня необходимых работ (табл. 1), базовыми методиками являются:
● Методика полевой инвентаризации местообитаний;
● Методика комплексного учета птиц (всех видов) в летний период;
● Методика учета птиц в период миграций;
● Методика учета мелких млекопитающих;
● Методика учета пресмыкающихся;
● Методика учета земноводных;
● Методика учета морских млекопитающих;
● Методика учета рыбных ресурсов;
● Методика учета кормовой базы рыб;
● Методика выявления видов растений, занесенных в Красные книги;
● Методика оценки состояния геоботанических сообществ.

5. Кадровое обеспечение. Все виды работ поручаются (заказываются для исполнения) профильной организации, имеющей соответствующий опыт и необходимые разрешительные документы по тем или иным направлениям (дешифровке космоснимков, изготовление тематических карт и т.п.). Все виды мониторинга в полевой период проводятся постоянным числом специалистов, соответствующих профилю работ – зоологов, зоогеографов, геоботаников (со знаниями дешифровки космических снимков), специалистов по инвентаризации местообитаний животных.
Для камеральной обработки необходимы экологи широкого профиля, специалисты по дешифровке космических снимков, математической обработке учетных данных, созданию компьютерных карт и баз данных.
6. Полевое снаряжение. Для обеспечения полевых работ необходимо приобретение стандартного экспедиционного оборудования (палатки, специальные мешки, GPS, фотоаппараты); космоснимков и др.
7. Транспортное обеспечение. Для проведения обследований прорабатываются варианты транспортного обеспечения.
8. Этапность выполнения работ.
8.1. Подбор исходных данных и их обобщение. Для разработки регламента и проведения производственного экологического мониторинга и контроля комплектуются следующие материалы:
● материалы предпроектных эколого-инженерных изысканий, включая картографические материалы;
● требования нормативно-технической документации и заключения государственных органов исполнительной власти РФ;
● карта растительности района строительства;
● материалы космической съемки района строительства;
● материалы исследований животного и растительного мира прошлых лет.
8.2. Сбор полевого материала (собственно мониторинг). Осуществляется по рекомендуемым методикам.
8.3. Оперативная обработка данных и представление их Заказчику. Осуществляется в течение 30-ти дней после возвращения полевых отрядов.
8.4. Камеральная обработка полевых материалов для годового отчета. Осуществляется к 1-го декабря календарного года проведения работ и представляется Заказчику.

[1] СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
[2] Документ в Минюсте России не зарегистрирован.
[3] БНА ФОИВ. № 23. 2008.
[4] БНА ФОИВ. № 33. 2001.
[5] Документ в Минюсте не зарегистрирован.
[6] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
[7] Документ в Минюсте не зарегистрирован.
[8] БНА ФОИВ. № 31. 2000.
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid
Аватара пользователя

Лёха

Главврач Медаль за развитие Орден за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 5736
Зарегистрирован: 18 июн 2010, 19:46
Награды: 5
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 1089 раз
Поблагодарили: 2318 раз

Re: Программа мониторинга и ПЭК за животным миром

Сообщение Лёха »

Вложения
Текст проекта акта 00-04-24678-04-15-7-13-5-ver2-17464-numb-74214.zip
(20.52 КБ) 1060 скачиваний
A thabhairt do dhuine ar sprioc fiú maireachtáil ar feadh, agus beidh sé a bheith in ann maireachtáil in aon staid
Аватара пользователя

kentavrik

Звезда за помощь Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:49
Награды: 5
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 589 раз
Поблагодарили: 693 раза

Re: Программа мониторинга и ПЭК за животным миром

Сообщение kentavrik »

Чет тема заглохла на проекте НПА, потом был принят НПА несколько в другой редакции чем проект. Вот дополню тему: Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.09.2015 №25-р "Об утверждении перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации"
Вложения
распоряжение МПР 25-р.pdf
(2.51 МБ) 512 скачиваний

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Производственный экологический контроль»

Форум для экологов : Отказ от ответственности