Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представлен

Модераторы: Kotucheny, Raccoon

Аватара пользователя

leto
Эколог
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 29 июл 2015, 13:14
Благодарил (а): 46 раз
Поблагодарили: 13 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение leto » 20 авг 2018, 12:06

Коллеги, помогите разобраться:у нас в проекте ПДВ после расчета максимальных приземных концентраций написано:
Таким образом, на границе жилой зоны и на границе территории предприятии концентрации всех загрязняющих веществ не превышают предельно-допустимых концентраций (1 ПДК для жилой зоны).
Так как концентрации загрязняющих веществ в расчетных точках не превышают 0,1ПДК расчет с учетом фона не требуется.
Таким образом, выбросы предприятия по всем веществам соответствуют гигиеническим нормативам атмосферного воздуха СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.
При этом, в проекте ПДВ есть план-график и есть вещества с периодичностью контроля - 1 раз в год.
Я правильно понимаю, что План-график контроля дляПЭК (п. 9.1.2 приказа 74) и План график из ПДВ это разные вещи? И раз у нас по всем ЗВ нет превышения 0,1 ПДК -то в ПЭК план-график не нужен?
А план-график наблюдений (п 9.1.5 приказа 74) нужен предприятиям, у кого есть СЗЗ?

Теги:



hawkress

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 975
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 17:46
Награды: 2
Откуда: Москва
Благодарил (а): 93 раза
Поблагодарили: 213 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение hawkress » 21 авг 2018, 11:54

leto писал(а):
20 авг 2018, 12:06
Я правильно понимаю, что План-график контроля дляПЭК (п. 9.1.2 приказа 74) и План график из ПДВ это разные вещи?
В общем нет. Это одно и то же. Но если проект ПДВ делали раньше, то сейчас вы можете план-график контроля откорректировать по новым требованиям.
leto писал(а):
20 авг 2018, 12:06
И раз у нас по всем ЗВ нет превышения 0,1 ПДК -то в ПЭК план-график не нужен?
У вас нет превышений 0,1 ПДК в расчетных точках или вообще максимальные приземные не превышают 0,1 ПДК? Если первое, то в ПЭК включаете. Если второе, то можете исключать. Или не исключать, а проводить расчетным методом - это смотря какой из пунктов 9.1.2 или 9.1.3 вам кажется более "правильным". :mrgreen:
leto писал(а):
20 авг 2018, 12:06
А план-график наблюдений (п 9.1.5 приказа 74) нужен предприятиям, у кого есть СЗЗ?
Там же в приказе написано кто разрабатывает план-график наблюдений - это определенные предприятия из списка, составленного уполномоченными органами. Насколько я знаю, на данный момент таких списков нет. Наблюдения на СЗЗ тут не причем - они в ПЭК не входят.
Программа исследований и измерений на СЗЗ оформляется отдельным документом за подписью предприятия (по сути выписка из проекта).

Аватара пользователя

tihonya
Эколог
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 29 апр 2015, 17:58
Благодарил (а): 21 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение tihonya » 28 янв 2019, 11:26

Здравствуйте! чтобы в план-график не включать источник, нужно чтобы по всем ЗВ от этого источника было меньше 0,1 ПДКмр?


ФКМ
Заслуженный эколог
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 27 окт 2008, 15:41
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение ФКМ » 29 янв 2019, 10:13

Да
"Делай что должно, и будь что будет!" - Катон

Аватара пользователя

ecolog_30uchusi
Новичок
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 12 мар 2018, 14:44
Откуда: ЮФО
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение ecolog_30uchusi » 29 янв 2019, 10:26

hawkress, в соответствии с п.9.1.2 приказа № 74 МПР в план график не включаются источники выброс от которых по веществам образуют приземные концентрации в атмосферном воздухе на границе территории предприятия менее 0,1 д.ПДК. При выполнении этого требования нужно ли проводить расчет рассеивания уже с фоном, или нужно сначала провести расчет рассеивания без фона и на основании этого расчета делать вывод какие вещества нужно включать в план график а какие нет.


Аватара пользователя

elena@@@
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 янв 2019, 10:23
Откуда: Якутск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение elena@@@ » 09 авг 2019, 16:05

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поднимаю вопрос по применению пп. 9.1.2, 9.1.3.
Последний релиз ПДВ-Эколог формирует план-график контроля, в который не включаются источники выбросов и вещества, по которым концентрация менее 0,1 ПДК. Таким образом, в таблице остаются только ЗВ и их ИЗА, для которых не допускается применять расчетный метод контроля (за исключением случаев, определенных в абз. 1, 2 п. 9.1.3.). Выходит абз. 3 п. 9.1.3. "не работает".
Вот хотела уточнить, на каком основании принят такой способ построения план-графика. Может вышло какое-нибудь письмо с разъяснениями?
Потому-что, если рассматривать положения данных пунктов в буквальном смысле, то в план-график не включаются только те ИЗА, от которых по всем веществам вклад не превышает 0,1 ПДКмр. То есть если хотя бы по одному ЗВ более 0,1 ПДКмр, то включаются все ЗВ. Но по ЗВ, вклад от которых менее 0,1ПДК применяется расчетный метод, а по ЗВ от которых вклад равен или более 0,1ПДК применяется инструментальный метод. А если еще учесть, что в п. 9.1.2. указано на ПДКмр, получается ИЗА включается однозначно, если в составе выбросов есть ЗВ для которых установлены ПДКсс или ОБУВ. Далее для всех ЗВ (независимо от вида установленного норматива качества) применяется расчетный либо инструментальный метод.

Аватара пользователя

Автор темы
masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2310
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 10
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 584 раза
Поблагодарили: 1260 раз
Контактная информация:

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение masm0 » 12 авг 2019, 11:53

elena@@@, по этому поводу вместе с коллегами подготовили обращение в Минприроды России. Надеюсь, что через месяц будет ответ.
Изображение

Аватара пользователя

elena@@@
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 янв 2019, 10:23
Откуда: Якутск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение elena@@@ » 12 авг 2019, 18:41

Если будет какая-то информация, поделитесь пожалуйста

Аватара пользователя

Автор темы
masm0

Шаман физических воздействий Звезда за развитие Орден за помощь Звезда за помощь Медаль за порядок
Модератор
Сообщения: 2310
Зарегистрирован: 10 сен 2008, 09:41
Награды: 10
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 584 раза
Поблагодарили: 1260 раз
Контактная информация:

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение masm0 » 03 окт 2019, 13:32

Письмо Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755

Обращались по поводу применения приказа Минприроды России № 74 в части контроля в области охраны атмосферного воздуха. Ответом удовлетворены.
Текст обращения
Уважаемый Дмитрий Николаевич!

На основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просим рассмотреть наше заявление с просьбой о разъяснении некоторых положений законодательства об охране окружающей среды, а также предложения по внесению изменений в Приказ Минприроды России № 74 .

1. Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России № 74 (далее — Программа, Требования к Программе) подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) и план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений).

1.1. Согласно п. 9.1 в Плане-графике контроля указываются места отбора проб. В каком виде следует приводить данную информацию? Достаточно ли текстового описания (например, «в устье источника», «в газоходе», «на открытой местности»)?

1.2. Согласно п. 9.1.1 в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы. С 1 января 2019 г. нормативы ПДВ и ВСВ для объектов I, II и III категории не подлежат установлению или утверждению в каком-либо органе исполнительной власти; государственная услуга по установлению нормативов не предоставляется; термин «временно согласованные выбросы» не применяется в законодательстве.

В настоящее время для объектов I и III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Означает ли это, что в План-график контроля включаются только данные вещества и маркерные вещества, а остальные вещества, в отношении которых нормативы допустимых выбросов не рассчитываются, не включаются в План-график контроля?

1.3. Согласно п. 9.1.2 в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. В приказе отсутствует определение сокращения «ПДКмр». Полагаем, что имелась в виду максимальная разовая предельно допустимая концентрация, используемая в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Вместе с тем для многих веществ ПДКмр отсутствуют — утверждены только среднесуточные предельно допустимые концентрации (далее — ПДКсс) или ориентировочные безопасные уровни воздействия (далее — ОБУВ). Правильно ли мы понимаем, что такие вещества однозначно включаются в План-график контроля без расчета рассеивания и определения соответствия источников указанному критерию?

1.4. Из текста п. 9.1.2 невозможно однозначно понять, как правильно включать (или не включать) источники в План-график контроля. Обычно выбросы источников содержат несколько загрязняющих веществ. Предположим, что выбросы одного конкретного источника состоят из веществ трех групп:
1-я группа: вещества, для которых утверждены только ПДКсс или ОБУВ;
2-я группа: вещества, для которых утверждены ПДКмр и по результатам расчета рассеивания концентрация на границе предприятия превышает 0,1 ПДКмр;
3-я группа: вещества, для которых утверждены ПДКмр и по результатам расчета рассеивания концентрация на границе предприятия не превышает 0,1 ПДКмр.
При этом возможны два варианта:
— в План-график контроля включаются все три группы, так как в п. 9.1.2 речь идет об источнике, а не о веществах;
— в План-график контроля включаются 1-я и 2-я группа; 3-я группа не включается.
Просим указать, какой из этих вариантов правильный.

1.5. Для выполнения требований п. 9.1.2 и п. 9.1.3 необходимо оценивать результаты расчета рассеивания на границе предприятия и на границе территории объекта соответственно. Определения этих терминов в приказе отсутствуют. Если с учетом п. 1 Требований к Программе можно предположить, что граница территории объекта — это границы земельных участков, координаты которых использовались при постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ), то определение термина «граница предприятия» в российском законодательстве отсутствует. Правильно ли мы понимаем, что граница предприятия и граница территории объекта являются идентичными терминами и соответствуют границам земельных участков, на которых находится объект ОНВ?

1.6. Здания и сооружения предприятия, входящие в один объект ОНВ, могут размещаться на нескольких земельных участках, которые могут примыкать друг к другу или находиться на расстоянии, зачастую на удаленном. Каким образом следует выбирать расчетные точки на границе объекта ОНВ для расчета рассеивания? Возможны следующие варианты:
— на границе земельного участка, на котором находится источник, но в данном случае для высоких источников результаты расчета могут быть непоказательными, потому что максимальные концентрации могут достигаться за границей земельного участка, тогда как на границе концентрации могут быть почти нулевыми;
— на границах всех земельных участках объекта, независимо от их удаленности, но и в данном случае максимальные концентрации могут достигаться не на границах, а между земельными участками;
— для группы примыкающих земельных участков — на границах внешнего контура, формируемого этими земельными участками без учета границ внутри предприятия.
Просим указать правильные варианты.

1.7. Согласно примечанию 1 к п. 9.1 План-график наблюдений приводится для объектов, включенных в перечень, предусмотренный п. 3 ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» . Необходимо ли включать в Программу данный раздел, если в настоящее время предприятие не включено в указанный перечень, но тем не менее ведет наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в населенных пунктах?

2. В связи с изложенным можно сделать следующие выводы: нормы п. 9.1 Требований к Программе непрозрачны и допускают различные толкования; разработка Программы в части производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха является неоправданно трудоёмкой задачей с применением необъективных критериев; в приказе содержатся устаревшие нормы и термины. Просим рассмотреть наши предложения по внесению изменений в Приказ Минприроды России № 74.

2.1. Как указывалось в п 1.2 настоящего обращения, п. 9.1.1 содержит устаревшие нормы. Предлагаем актуализировать данный пункт в соответствии с действующим законодательством.

2.2. Вероятно п. 9.1.2 был внесен, чтобы упростить процедуру разработки Плана-графика контроля и проведения производственного экологического контроля, но на самом деле неоправданно затрудняет деятельность предприятий. По причинам, указанным в п. 1.3 и 1.4 настоящего обращения, подавляющая часть источников будет подлежать контролю. Вместе с тем для проверки критерия, приведенного в п. 9.1.2, нужно специальное программное обеспечение и привлечение специалиста или специализированной организации, чтобы провести расчет рассеивания выбросов каждого источника отдельно. Кроме того, как показано в п. 1.6 настоящего обращения, критерий является непоказательным. Как следует из формул, приведенных в Приказе Минприроды России № 273 , максимальные приземные концентрации могут достигаться за границей предприятия (земельного участка, объекта ОНВ). Предлагаем отменить этот пункт или использовать зоны влияния источника с критерием 0,05 ПДК на границе нормируемой территории (жилой застройки). По данному вопросу рекомендуем проконсультироваться с разработчиками Приказа Минприроды России № 273 — ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова».

2.3. В п. 9.1.3 использован похожий критерий, который также является непоказательным. Кроме того, при инвентаризации выбросов при выборе методов определения выбросов (инструментальных или расчетных) применяются п. 25—28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России № 352 (далее — Порядок проведения инвентаризации). Получается нелогичная ситуация, при которой инвентаризация и контроль осуществляются по разным методам. Предлагаем использовать критерии, приведенные в Приказе Минприроды России № 352.

3. В соответствии с п. 1 Требований к Программе в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с Требованиями к Программе в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Просим пояснить об изменении каких объемов выбросов идет речь: о максимальных разовых (г/с) или о валовых (т/год). Также просим пояснить требуется ли проводить корректировку Программы, если выбросы изменились более чем на 10% в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 43 Порядка проведения инвентаризации, корректировка инвентаризации обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
Считаем необходимым гармонизировать п. 1 Требований к Программе и п. 43 Порядка проведения инвентаризации.
Ответ Минприроды России
22755.PDF
(1015.76 КБ) 249 скачиваний
Изображение


hawkress

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 975
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 17:46
Награды: 2
Откуда: Москва
Благодарил (а): 93 раза
Поблагодарили: 213 раз

Re: Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74

Сообщение hawkress » 07 окт 2019, 09:45

masm0, мне только знаешь не нравится второй абзац второй страницы про маркерные вещества для III категории.
От сих viewtopic.php?p=169927#p169927 и ниже мы вроде с Лехой сошлись, что маркерные только для I категории.


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Производственный экологический контроль»

Форум для экологов : Отказ от ответственности