Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков"

Одинаковые значения экв. и макс. уровней звука в программе

Все о программе "Эколог-Шум" 2 - программа расчета шума

Автор темы
honey_MV
Новичок
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26 авг 2009, 13:52
Откуда: Н.Новгород
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 2 раза

Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков"

Сообщение honey_MV »

Вопрос к разработчикам программы "Расчет шума от транспортных потоков", версия 1.5.0.62:
почему при интенсивности движения более 25 авт/час эквиваленитный и максимальный уровни звука совпадают? И как физически максимальный уровень звука от легкового авто может быть таким маленьким? При работе с шумомером получаются совсем другие значения.
Вложения
пример расчета.RTF
(73.05 КБ) 1051 скачивание

Михаил Сухарев
Интеграл
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 19 июн 2006, 15:20
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Михаил Сухарев »

Мы проверили корректность программы и выяснили, что она соответствует заложенной методике. Подобные методики являются эмпирическими, и в зависимости от условий, в которых они разрабатывались, могут соответствовать действительности не в полной мере. Однако, в данном случае, есть сомнения, что поток интенсивностью 25шт/час при скорости 10км/ч вообще может считаться потоком в понимании методики. Давайте прикинем, насколько можно злоупотреблять весьма нестрогим определением потока.

В соответствии с методикой, транспортный поток является линейным источником шума, мощность которого одинакова на любом его элементарном участке. В идеале, источник должен быть бесконечным, но расчёт ведётся путём интегрированием, и каждый дополнительный элементарный участок не вносит вклад в результат, если его мощность на 10дБ меньше любого другого (то есть максимального). Исходя из расстояния до расчётной точки (7.5м от середины крайней полосы) можно определить полезную длину источника, который должен быть заполнен автомобилями. Если это условие не выполнится, то источник точно не является потоком.

Итак, если расчётная точка находится на расстоянии 7.5м, то самый шумный элементарный отрезок находится прямо перед точкой, и падение шума от него до этой точки составляет 20*lg(7.5) = 17.5дБ. Нам требуется найти расстояние до точки, от которой снижение будет равняться 27.5дБ - все элементарные отрезки дальше будут давать несущественный вклад, так как падение от них будет всё больше и больше, и начнёт превышать 10дБ. Это расстояние примерно равняется 22.5м (снижение от точечного источника, расположенного на таком расстоянии составляет 20*lg((22.52 + 7.52)0.5) = 27.5дБ). Таким образом, чтобы источник удовлетворял определению линейного, он должен иметь длину 22.5 * 2 = 45м.

Интенсивность движения по вашим условиям составляет 25шт/час, то есть через каждую точку автомобиль проезжает один раз в 2.5мин. За 2.5мин со скоростью 10км/ч автомобиль проезжает 410м, то есть на отрезке 45м никогда не появится более одного автомобиля, и такую ситуацию нельзя считать транспортным потоком. Скорее, движение с такими условиями описывается как одиночные движущиеся источники шума.

Это моё мнение разработчика программы, и я мог что-то упустить. Поэтому возражения принимаются, и в случае неразрешённых противоречий мы можем обратиться к нашим научным руководителям (в том числе, у нас есть контакт и с непосредственным разработчиком методики).
Аватара пользователя

ro_

Медаль за помощь
Заслуженный эколог
Сообщения: 2648
Зарегистрирован: 17 апр 2006, 21:12
Награды: 3
Благодарил (а): 493 раза
Поблагодарили: 191 раз
Контактная информация:

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение ro_ »

Ёмкое пояснение, Михаил. Следуя Вашим доводам, линейный ИШ, шумовое воздействие от которого оценивается с использованием расчетного модуля "Расчет шума от транспортных потоков", если я правильно понял, должен иметь длину не меньше 45 м- в случае, если речь идет об автомобильном потоке, поскольку в случае с ж/д потоком или иным длина может быть другой... На мой взгляд, во-первых, нужно обратиться к непосредственному разработчику методики с просьбой уточнить критерии линейного источника шума (ИШ) при использовании расчетного модуля "Расчет шума от транспортных потоков" для разных видов потоков. А во-вторых, закрепить в программе расчетное ограничение, в случае, когда условия не совпадают (длина, характеристика шт/час и др.).
Также необходимо, раз уж у Вас есть возможность непосредственного обращения к разработчику методики, реализовать в программе (модуле) небольшой расчетный алгоритм с помощью которого программа (модуль) сможет выполнить перечисленные Вами расчеты и установить факт о том, может ли являться потоком то, шумовое воздействие от чего пользователь пытается рассчитать с использованием данного модуля или нет и если нет, то указать всплывающей подсказкой об этом. У Вас есть БОЛЬШОЙ АРГУМЕНТ- вы являетесь разработчиком программы (модуля), реализующей методику, кстати, было бы хорошо, чтобы программа (модуль) была согласована разработчиком методики.
Если уж программно реализовать это сложно, то думаю такое же развернутое пояснение в виде соответствующего пункта справки к программе также снимет те вопросы, которые тянутся уже долгое время с момента появления первой версии данного модуля.

Михаил Сухарев
Интеграл
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 19 июн 2006, 15:20
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Михаил Сухарев »

ro_ писал(а): кстати, было бы хорошо, чтобы программа (модуль) была согласована разработчиком методики.
Мы не оформляли каких-либо специальных документов, так как разработчики методики участвовали в создании и тестировании программы. Они сами используют программу, и не имеют претензий к её реализации.

ro_ писал(а):Ёмкое пояснение, Михаил. Следуя Вашим доводам, линейный ИШ, шумовое воздействие от которого оценивается с использованием расчетного модуля "Расчет шума от транспортных потоков", если я правильно понял, должен иметь длину не меньше 45 м- в случае, если речь идет об автомобильном потоке, поскольку в случае с ж/д потоком или иным длина может быть другой...
Да, Роман, всё правильно. Получается, что источник должен иметь длину 45м, если расчёт ведётся для точки, расположенной на расстоянии 7.5м. Для других точек длина источника должна быть больше (когда точка дальше от источника) или меньше (расчётная точка ближе).

А почему для ж/д потока получится другая длина? Вроде как в расчёте не учитывается ничего, что касалось бы конкретного источника - только соображения о вкладе элементов.

Единственное отличие в том, что для таких длинных источников, как поезда, будут более мягкие требования по интенсивности, так как 1км-поезд, проезжающий по 45м-отрезку со скоростью 50км/ч находится на этом отрезке 66сек. Кстати, разработчики нового ГОСТа по расчёту шума от ж/д-транспорта тоже не особо порадовали нас пояснениями о границах применимости методики. Хотя, несомненно, этот ГОСТ является самым совершенным документом такого рода на данный момент.

ro_ писал(а): На мой взгляд, во-первых, нужно обратиться к непосредственному разработчику методики с просьбой уточнить критерии линейного источника шума (ИШ) при использовании расчетного модуля "Расчет шума от транспортных потоков" для разных видов потоков. А во-вторых, закрепить в программе расчетное ограничение, в случае, когда условия не совпадают (длина, характеристика шт/час и др.).
К сожалению, разработчики методик (и этой, и всех остальных подобных) очень не любят отвечать на вопросы о граничных условиях. Как я уже говорил, методики эти эмпирические, то есть формулы получены на основе наблюдений. В результате некоторые наблюдения просто не проводились, потому что не сложилась соответствующая ситуация. В результате, вопрос классификации источников традиционно отдаётся на откуп акустику.

ro_ писал(а): Также необходимо, раз уж у Вас есть возможность непосредственного обращения к разработчику методики, реализовать в программе (модуле) небольшой расчетный алгоритм с помощью которого программа (модуль) сможет выполнить перечисленные Вами расчеты и установить факт о том, может ли являться потоком то, шумовое воздействие от чего пользователь пытается рассчитать с использованием данного модуля или нет и если нет, то указать всплывающей подсказкой об этом.

Если уж программно реализовать это сложно, то думаю такое же развернутое пояснение в виде соответствующего пункта справки к программе также снимет те вопросы, которые тянутся уже долгое время с момента появления первой версии данного модуля.
Хорошая идея. Я думаю, имеет смысл согласовать описанный расчёт с разработчиками и поместить его в нашу WiKi. Про программную реализацию тоже можно подумать, никаких технических сложностей нет. Думаю, это нововведение появится в момент выхода программы Эколог-Шум 2.4.

Владимир Сюткин
Интеграл
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 13:56
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Владимир Сюткин »

Позволю себе вбросить свои пять копеек в дискуссию.
Транспортный поток является линейным источником шума, мощность которого одинакова на любом его элементарном участке
Перефразируя, получим: линейный источник является потоком, если его мощность одинакова на любом его элементарном участке. Т.е. параметры движения автомобилей по дороге должны обеспечивать непрерывность уровня мощности на всём её протяжении.
По сути, нас интересует максимально допустимое расстояние между автомобилями, при котором мощность потока можно считать непрерывной на всём протяжении дороги.

Для этого нужно ответить на вопрос: в каком радиусе вокруг себя одиночный автомобиль поддерживает требуемый уровень мощности (до снижения на 10 дБ, т.е. на порядок, в расчётной точке)? Из расчёта Михаила следует, что это расстояние равно 22.5 м, т.е. автомобиль как составляющая потока действует в этом радиусе.

Это означает, что плотность движения автомобилей должна быть такой, чтобы обеспечить перекрытие радиусов действия автомобилей. Для этого расстояние между автомобилями не должно превышать 22.5 x 2 = 45 м.

Теперь перейдём к интенсивности движения.
Чтобы выполнить указанное условие, машины должны проезжать мимо точки через такой период (интервал времени), чтобы находиться на расстоянии не более 45 м друг от друга.
То есть, за период T машина должна проезжать не более 45 м. Этот период равен:
T = L/V, где:
L - расстояние между машинами (45 м);
V - скорость.
Так, при скорости 10 км/ч машина проезжает 45 м за T = 45/10000 = 0.0045 ч, т.е. за 0,27 мин. Интенсивность такого потока (количество машин в час) равна:
I = 1/T,
т.е. в нашем примере это будет: I = 1/0,0045 = ~222 машины в час.
Увеличивая скорость потока, мы уменьшаем требуемую периодичность и повышаем интенсивность: при скорости 40 км/ч требуется интенсивность потока в 4 раза большая, т.е. уже почти 900 автомобилей в час.

Таким образом, получается, что нельзя в принципе определить одну-единственную минимальную интенсивность потока. Нужно учитывать и его скорость.
Прошу заметить, что ограничений на длину источника (дороги) из этого не следует :)

Собственно, соотношение выводится примерно следующее:
I = 22.2∙V, где I - интенсивность, V - скорость потока.
Для интенсивности потока в 25 маш./ч получаем требуемую скорость потока в 1,136 км/ч.


Михаил Сухарев
Интеграл
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 19 июн 2006, 15:20
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Михаил Сухарев »

Владимир Сюткин писал(а):
Транспортный поток является линейным источником шума, мощность которого одинакова на любом его элементарном участке
Перефразируя, получим: линейный источник является потоком, если его мощность одинакова на любом его элементарном участке. Т.е. параметры движения автомобилей по дороге должны обеспечивать непрерывность уровня мощности на всём её протяжении.
Интересный подход - декларируем неразрывность распределения мощности по источнику.

Владимир Сюткин писал(а): По сути, нас интересует максимально допустимое расстояние между автомобилями, при котором мощность потока можно считать непрерывной на всём протяжении дороги.

Для этого нужно ответить на вопрос: в каком радиусе вокруг себя одиночный автомобиль поддерживает требуемый уровень мощности (до снижения на 10 дБ, т.е. на порядок, в расчётной точке)?
Да. И получится такое же граничное условие, как и у меня: если уж расстояние между машинами больше, то это точно не поток.

Владимир Сюткин писал(а): Из расчёта Михаила следует, что это расстояние равно 22.5 м, т.е. автомобиль как составляющая потока действует в этом радиусе.

Это означает, что плотность движения автомобилей должна быть такой, чтобы обеспечить перекрытие радиусов действия автомобилей. Для этого расстояние между автомобилями не должно превышать 22.5 x 2 = 45 м.
Нет, 22.5м это расстояние вдоль оси источника, исходя из того, что точка на расстоянии 7.5м. А так как радиусы в твоём случае должны пересекаться на оси источника, то это расстояние составляет 3.16м * 2 = 6.32м.

Почему именно 3.16м: 20lg(3.16) ~= 10дБ. Множим радиус на 2 и получаем расстояние между автомобилями (6.32м).

Надо сказать, что поток довольно плотный получается...

Добавлено after 2 minutes 1 second:
Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков"
По результатам общения с нашим научным руководителем, краткое резюме: расчёт верен, хотя критерии потока неоднозначны. При этом линейный источник может называться таковым, даже если на нём нет собственно потока - точка, движущаяся по отрезку, с точки зрения эквивалентного шума, тоже является линейным источником. Но!

1. Характеристики такого источника трудно установить из характеристик точки
и 2. Методики расчёта шума от транспортных потоков разрабатываются не на таких источниках, а на реальных потоках.

Соответственно, п. 2 уже достаточно, чтобы попытаться формализовать критерии потока, на данный момент мы видим два варианта:

1. На 10дБ-отрезке находится более одного источника. Здесь "10дБ-отрезок" это такой отрезок, что падение УЗД от его конца на 10дБ больше падения шума от его середины (имеется в виду элементарный отрезочек источника).

2. 10дБ-радиусы от автомобилей пересекаются. 10дБ-радиус это в метрах будет 3.16м

Никита
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 09:30
Благодарил (а): 6 раз

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Никита »

Здравствуйте,
как для линейного источника шума (дороги) задать ширину? При распечатке данных расчёта ширина указана 10м, мне необходимо просчитать шириной 6 м, где внести изменения?
В свойстве фигуры отображены координаты X,Y , высота подъёма. Пользуюсь версией Эколог-Шум Стандарт 2.0.0.3708
Аватара пользователя

Вадим Зыков
Интеграл
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: 27 июн 2005, 13:41
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 248 раз
Поблагодарили: 2786 раз
Контактная информация:

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков

Сообщение Вадим Зыков »

В свойствах фигуры можно изменить ширину (тема про "транспортные потоки" значит речь идет о фигуре "Линейный источник шума").
54.jpg
Аналогичным образом вносятся изменения для типа источника "Линейный источник шума - ломаная".
Интегрируй форум в Яндекс
P.S. Вопросы по работе с программами или выбору программ прошу писать либо на форуме в соответствующих темах, либо по электронной почте. В ЛС на такие вопросы не отвечаю. Прошу понять правильно.

nightroad

Медаль за помощь
Эколог
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 21 май 2010, 10:16
Награды: 2
Откуда: Далеко
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 144 раза

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков"

Сообщение nightroad »

После обновления Эколог-Шум до версии 2.3.1.4088, расчётный модуль (Расчёт шума от транспортных потоков) перестал выгружать отчёт. Есть у кого такая проблема?
Аватара пользователя

Вадим Зыков
Интеграл
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: 27 июн 2005, 13:41
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 248 раз
Поблагодарили: 2786 раз
Контактная информация:

Re: Вопрос по программе "Расчет шума от транспортных потоков"

Сообщение Вадим Зыков »

После обновления "Эколог-Шум" нужно обновить доп. модули. Обновления доп. модулей выходят синхронно с обновлением "Эколог-Шум". Можно зайти в irun и загрузить доп. модули.
Интегрируй форум в Яндекс
P.S. Вопросы по работе с программами или выбору программ прошу писать либо на форуме в соответствующих темах, либо по электронной почте. В ЛС на такие вопросы не отвечаю. Прошу понять правильно.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «"Эколог-Шум" 2 - программа для расчета шума»

Форум для экологов : Отказ от ответственности